В середине июня наш земляк Игорь Брагин сделал «золотой дубль», завоевав две медали высшего достоинства на Кубке мира по кикбоксингу, прошедшем в итальянском городе Римини. В Италии омич выступал в разделе «поинфайтинг» сразу в двух весовых категориях – 65 и 70 килограммов. Слабых соперников на подобных международных соревнованиях не бывает по определению. Однако для того, чтобы сражаться на турнире такого уровня, да еще в двух весах, надо не только обладать крепким сибирским характером, но и быть очень хорошо подготовленным физически. По возвращении в родной город триумфатор Кубка мира ответил на вопросы Алексея Одариева.
– Игорь, поздравляем тебя с великолепным выступлением на Кубке мира в Италии. Почему так получилось, что ты выступал сразу в двух различных весовых категориях?
– Вы удивитесь, но это «золото» я выиграл в двух весах, а всего выступал в четырех. (Улыбается.) Просто еще в двух – не столь успешно. По правилам ты не имеешь право выступать в более легкой категории, чем ты реально весишь. А вот в более тяжелых – пожалуйста, это твое личное дело и твой риск. Сам я вешу 65 килограммов, но при этом заявился еще в больших весовых категориях. Конечно, выступать там сложнее, так как более тяжелые ребята и бьют посильнее, да и в основном они выше меня ростом, а значит, имеют более длинные руки и ноги, а это серьезное преимущество в кикбоксинге.
– Бои в разных категориях не накладывались друг на друга по времени?
– Нет, организаторы их очень грамотно развели. Полностью, от начала до финального боя, проводились поединки в одной весовой категории, и лишь потом стартовали встречи в более тяжелом весе. Так что все дело было лишь в твоей выносливости и функциональной готовности провести много боев за небольшой отрезок времени.
– Знал ли ты заранее что-либо о своих соперниках, с которыми тебе предстояло сразиться в Италии, или узнал о них лишь по прибытии на Аппенины?
– Это в чемпионате России ты, задолго до турнира, знаешь, с кем тебе предстоит боксировать. А на международных турнирах, и в частности, на прошедшем в Римини Кубке мира, имя соперника узнаешь за несколько минут до выхода на татами.
– А разве кикбоксеры сражаются не в ринге?
– В ринге дерутся бойцы, выступающие в жестких, очень контактных разделах кикбоксинга. Таких, как «фулл-контакт» или «К-1». А представители «лайт-контакта» и «поинфайтинга» проводят поединки на татами.
– В каждой весовой категории ты провел по четыре встречи. Что за бойцы стали твоими конкурентами на пути к чемпионским титулам?
– Их было так много и менялись они столь часто, что запоминать их имена я и не пытался. (Смеется.) Скажу лишь, что у меня было сразу несколько соперников из Италии, а также бойцы из Греции, Норвегии и Польши. Уже по ходу боев я разрабатывал план действий, учитывая индивидуальные особенности каждого. В своей весовой категории «65 килограммов» особых проблем я не испытал, а вот в весах потяжелее пришлось трудно.
– В какой момент схлынуло то колоссальное эмоциональное и физическое напряжение, которое наверняка сопутствовало всем последним дням перед турниром?
– Наверное, только после того, как я завоевал на этом Кубке мира вторую золотую медаль. Пришло чувство, что мой итальянский вояж уже можно считать успешным, независимо от того, как сложатся дела еще в двух категориях. Расслабился, и может быть, это и помешало мне еще два раза подняться на высшую ступень пьедестала.
– Как только ты при таком количестве боев успевал восстанавливаться физически и психологически?!
– Все дело в условиях, которые создали для нас организаторы в Италии. Мы жили в отличном отеле. Прямо через дорогу – теплое, ласковое море. В самом отеле – абсолютная тишина и покой. Вокруг – красивая природа, много кафе, так что отдыхали мы после каждого дня соревнований очень комфортно. Поразил тот факт, что на имевшемся неподалеку базарчике почти все местные торговцы с легкостью объяснялись по-русски. Только и слышно было: «Купи у меня, дешевле нигде нету!» Видимо, наши туристы давно уже добрались до этих мест.
– В феврале этого года ты стал золотым медалистом студенческого чемпионата России, который прошел в Омске. Насколько высок был уровень соперников на этом турнире?
– Уровень был высок, как и мотивация, – ребята ведь сражались за путевку на чемпионат мира среди студентов, который пройдет в Хорватии. А я даже теоретически на нее претендовать не мог, ведь на момент проведения этого чемпионата еще учился в школе и студентом ВУЗа не был. Так что для меня тот турнир получился, скорее, очень хорошей тренировкой. Психологически надо мной абсолютно не довлел результат, и может быть, еще и поэтому я выступил на том турнире столь успешно.
– Сильно ли уровень соперников на всероссийских турнирах отличается от уровня тех бойцов, которые противостояли тебе на Кубке мира?
– Выиграть чемпионат России труднее, чем какой-либо международный турнир. У нас в каждом весе из десяти приехавших – как минимум девять реально приехали за первым местом и путевкой в сборную страны. Это в основном мастера спорта. Там каждый бой – настоящая «заруба»! А на турнирах в той же Европе, как правило, в любой весовой категории лишь один противник по-настоящему грозный. Российские бойцы – самые лучшие в мире, и в этом нет ни малейшего преувеличения.
– В этом аспекте «бронза» прошедшего в Самаре чемпионата России, которую ты завоевал в апреле, большой успех для тебя?
– У меня после того чемпионата были смешанные чувства. И разочарование оттого, что довольствовался лишь третьим местом, но и радость – ведь этот результат открыл мне дверь в молодежную сборную России и дал право выступить на Кубке мира. Вот этому обстоятельству я был очень рад!
– Как давно ты занимаешься кикбоксингом? Кто привел тебя в этот вид спорта?
– Кикбоксингом занимаюсь уже одиннадцать лет, а мой путь в спорте начинался с секции дзюдо в спортивном обществе «Динамо». Правда, прозанимался я там лишь месяц, и понял – хоть мне и нравятся единоборства, но бороться – это не мое. Тогда родители привели меня в спорткомплекс «Авангард», где мне на выбор стали предлагать самые разные стили каратэ, от тхэквондо до кекусинкай. И как только перечисление боевых искусств дошло до кикбоксинга, я сразу сказал: «Хочу!». Примерно через месяц занятий отец увидел, что я всерьез увлечен, и тогда он купил мне первую форму для кикбоксинга – специальные штаны, футболку, накладки на руки и ноги.
– Кто стал твоим первым тренером?
– Начиная с самого первого занятия и вплоть по настоящий момент я занимаюсь под руководством тренера высшей категории Виктора Васильевича Зимовцева. Все мои успехи в спорте связаны именно с ним.
– Чтобы добиться вершин в кикбоксинге, нужно, наверное, и в жизни быть жестким? Сможет ли по природе мягкий человек стать хорошим бойцом?
– Двери в секцию кикбоксинга открыты для абсолютно любого человека, который хочет заниматься этим видом спорта. Тут нет такого: ты жесткий человек, ты нам подходишь, а ты слишком мягок, займись-ка чем-нибудь другим. Когда ты начнешь тренироваться, когда на занятиях и на первых соревнованиях сначала спарринг-партнеры, а затем и соперники начнут тебя бить, ты со временем обретешь необходимую жесткость и духа, и тела. Она неизбежно выработается в процессе, если только работать на занятиях всерьез, а не отбывать номер. Конечно, ни одному человеку не нравится, когда его бьют, причиняют боль. Страх перед боем естественен. Но тут уж, как говорится, клин клином вышибают. Человек ко всему привыкает, даже к тому, что его бьют. И чем больше бьют, тем быстрее идет привыкание. (Улыбается.)
– Есть ли у тебя коронный удар?
– Мой любимый удар – это когда соперник начинает атаку, я чуть присаживаюсь, делаю шаг назад и встречаю его ударом в корпус.
– Интересно, что еще в 2015 году (четыре года назад!) ты выступал в Москве на первенстве страны в той же весовой категории «+69 кг». Но у тебя сейчас тот возраст (18 лет. – Прим. автора), когда люди быстро растут, юноши именно сейчас превращаются в мужчин. Как получилось, что ты не сменил категорию?
– Что же тут поделаешь, ну не расту я! (Смеется.) На самом деле, мне просто очень комфортно выступать в этой весовой категории. Но если четыре года назад мне, для того чтобы в нее вписаться, не нужно было предпринимать ни малейших усилий, то теперь перед соревнованиями приходится гонять вес, «сушиться».
– Ты выступаешь в двух разделах кикбоксинга – «лайт-контакте» и «поинтфайтинге». Не хочешь попробовать себя в более жестком стиле?
– Обожаю именно эти разделы. Ни в коем случае не хочу обидеть представителей того же «фулл-контакта», но, на мой взгляд, он менее динамичен. Там можно просто встать в «коробочку» и принимать на себя удары. В «лайт-контакте» такой вариант не пройдет, тут вообще нельзя позволять противнику ударить тебя. Необходимо вести бой гораздо активнее, постоянно двигаться. И реакция тут нужна более быстрая. Что касается стремительно набирающего популярность ММА, в который сейчас уходят некоторые успешные кикбоксеры, то и этот вариант меня не привлекает. Как уже было сказано, я не люблю бороться в партере. Ударная работа в стойке – вот это мое!
– Что важнее для победы – техника, физические кондиции или морально-волевые качества?
– Однозначно, важнее всего характер. Вот, например, на июньском Кубке мира у нас с моим соперником из Италии после основного времени было одинаковое количество очков – по семь. Нам дали дополнительную минуту. Вот тут-то и выходит на первый план характер. Если все идет в бою по твоему плану – это одно. А вот если что-то уходит из-под твоего контроля, то спасти бой можно лишь за счет силы духа.
– Многие бойцы чуть ли не с головы до ног покрыты татуировками. Ты бы хотел сделать себе какое-нибудь тату?
– Пару лет назад очень хотел набить себе тату на ноге! Отец тогда сказал: «Сынок, давай дождемся, когда тебе исполниться восемнадцать, а потом набивай что хочешь и куда хочешь». (Смеется.) Восемнадцать мне уже исполнилось, но вот желание делать татуировку почему-то совсем прошло. Как будет дальше, загадывать не берусь. Если когда-нибудь захочу – обязательно отправлюсь в тату-салон.
– На девушек производят впечатление твои титулы?
– Есть такое дело. (Улыбается.) Сам я первым никогда об этом говорить не буду, но если девушка знает, что я всерьез занимаюсь кикбоксингом, скажем, прочитала об этом в социальных сетях, и спросит о моих успехах, не вижу смысла что-то скрывать. Ну конечно, приятно рассказать ей, что я, к примеру, выиграл две золотые медали на Кубке мира. Зачем ложная скромность и стеснительность, если эти трофеи честно завоеваны в результате многолетнего упорного труда?!
– Когда и из-за чего ты в последний раз дрался вне спорта?
– Стараюсь обойтись словами, но это не всегда получается. Некоторые люди, такое впечатление, слов вообще не понимают! Прошлым летом шел по улице, никого не трогал, и вдруг один парень из идущей мне навстречу компании нарочито задевает меня плечом, а потом еще и начинает оскорблять! Конечно, они такие герои, когда их несколько, а я один. Пришлось настучать им по организмам. Вся их напускная крутизна мгновенно куда-то делась. Есть ситуации, когда мужчина просто не может позволить хаму безнаказанно оскорблять тебя или твою девушку. Не убегать же?!
Алексей Одариев