ИТОГИ НЕДЕЛИ: федеральный удар по омским «мусорным тарифам», наполеоновские планы на электробусы и перспектива смены власти в Минздраве

Аппетиты омских «мусорных воротил» пришлось умерять из Кремля

Главной новостью прошедшей недели стало заявление, сделанное главой ФАС Игорем Артемьевым на совещании у президента. Руководитель антимонопольной службы назвал «вопиющем случаем» ситуацию в Омской области: «соответствующий тариф завышен более чем в два раза. И логистическая составляющая там определена более чем в 90 процентов». Ведомством выдано предписание снизить тариф. Реакция чиновников, последовавшая только после обращения омича Романа Дмитриева на прямой линии, удивила Владимира Путина, задавшего резонный вопрос, куда смотрели соответствующие службы раньше.

Свои претензии к региональному оператору озвучила и прокуратура. Одна из них связана с нехваткой мест и площадок для первичного накопления отходов. Кроме того, обнаружено ненадлежащее ведение реестра мест накопления ТКО, касающееся отсутствия сведений о технических характеристиках таких площадок, их собственниках, а также источниках образования мусора. «Актуальна проблема отсутствия на территории Омской области объектов обезвреживания отходов, их переработки, утилизации и размещения, отвечающих экологическим и санитарным требованиям.

«Региональным оператором не в полной мере налажен механизм своевременного вывоза твердых коммунальных отходов, значительная часть населения региона практически лишена доступа к данной коммунальной услуге. Необеспечение региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего контроля за деятельностью операторов, осуществляющих их транспортировку, влечет многочисленные нарушения, в том числе касающиеся отсутствия необходимой разрешительной документации (лицензий), несоответствия используемой техники обязательным требованиям», – добавили в прокуратуре.

В свою очередь, Росприроднадзор, который пока так и не выдал лицензию «Магниту», вознамерился отозвать лицензию у генподрядчика регоператора по транспортировке, ЗАО «ЭКОС». На услуги по перевозке, напомним, «Магнит» выделил своей дружественной компании 5,7 млрд рублей.

Под натиском проверяющих структур регоператору уже пришлось понизить тариф до 122,63 рублей – из него исключили расходы на обработку отходов, поскольку сортировочный завод так и не запущен компанией, а потребителям обещали перерасчет. Почему это сделали только после начала многочисленных проверок – вопрос риторический. В то же время на этой неделе ожидается совещание по поводу уменьшения тарифа согласно предписанию ФАС с участием антимонопольщиков и регоператора.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Можно говорить о том, что оценку о вдвое завышенном тарифе принимали, во-первых, согласно экспертным оценкам, во-вторых, по данным множества журналистских расследований, в т. ч. неоднократно публиковавшихся в рамках наших обзоров. Также, вероятно, учитывалась покупательная способность омичей в сравнении с ее уровнем в соседних регионах, в частности, в Новосибирской области. Ну и не нужно забывать об эффекте «прямой линии»: омичам вновь повезло, как и при выборе мишени в плане качества состояния дорог несколько лет назад.  

Финансовые потери «Магнита» можно оценить в половину валовой выручки (которая, напомним, по контракту составляет 32,5 млрд рублей за 10 лет), и в треть собственных доходов. Большую часть потерь постараются переложить на перевозчиков. В целом, рынок «сдуется» на несколько сот миллионов рублей в год и его капитализация «по справедливости» окажется ниже рынка капремонта. Это приведет либо к снижению качества работ и услуг, либо к вытеснению посреднических схем. А в случае отзыва лицензии у «Экоса» перевозчик не сможет участвовать в посреднических схемах, несмотря на натужный оптимизм пиарщиков «Магнита», и бизнес-модель оператора будет поломана.

По срокам – как говорилось выше, будет пересмотрена структура тарифа, принят новый, по платежам будет выставлен перерасчет. В худшем случае это затянется до конца года, вероятность этого варианта велика, и вот почему. В областных изданиях уже появилась явно ангажированная публикация под громким названием «В Омске неизвестные завалили РЭК фальшивыми отказами от мусорных платежей». Судя, например, по приведенным казенно-канцелярским высказываниям «омички Яны», это явно подставной персонаж, зачитывающий заготовленный в недрах областного «Минпропаганды» текст. Следовательно, областные структуры, невзирая на формальное дистанцирование от «Магнита», продолжают яростно лоббировать интересы оператора. Остается только догадываться – делается это по недопониманию исполнителей или, на словах отходя в сторону, на деле губернатор продолжает поддерживать находящуюся под ударом структуру.

 

«Вольво» не взлетело, попробуем с электробусами?

Директор дептранса Омска Александр Вялков поделился объяснением того, почему пока не закупаются новые автобусы большого класса. По словам чиновника, муниципалы готовы продолжить приобретения, однако процесс встал из-за отсутствия в Омске специальных газовых заправок. Уже имеющиеся приходится обеспечивать топливом с помощью мобильного заправщика, но его мощность ограничена, поэтому части автобусов приходится гонять в Лузино на АГЗС с пробегом в 44 километра туда-обратно. Добавим, что директор дептранса умолчал такие расходы, как обслуживание, которое значительно дороже дизеля за счет обеспечения безопасности, а также ТО и запчасти. Из несомненных плюсов – более высокая экологичность метанового транспорта.

Вдобавок Вялков озвучил неожиданные планы по возможности строительства в Омске завода по сборке электробусов «Горожанин» Уфимского трамвайно-троллейбусного завода. Сейчас дептранс ведет переговоры с производителем из Башкирии.

«У него стоимость такая же, как у «Тролзы», но очередь на него до конца года как минимум расписана. У нас есть специалисты, которые работают в «Электрическом транспорте», способные заниматься сборкой. По сути дела, если на территории региона наладить производство, мы получим дешевые электробусы, можем наладить новые рабочие места», – сообщил чиновник.

Напомним, в марте этого года в Омске проходил обкатку электробус саратовского завода «Тролза». Омичей он возил по маршруту троллейбуса № 16, но с проездом через метромост.

По словам первого заместителя директора МП «Электрический транспорт» Андрея Пругова, претензий к новому виду транспорта не возникло. Стоимость такой машины составляет около 20 млн рублей. Он функционирует как троллейбус, однако может проехать 15-30 км на автономном ходу.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

На ум омичам сразу пришла знаменитая история со сборочным производством автобусов «Вольво», широко распиаренная около 20 лет назад и окончившаяся ничем. Тогда на свет появилась Сибирско-скандинавская автобусная компания – сборочное производство на площадях оборонного ПО Иртыш. В перспективе здесь планировалось собирать весь модельный ряд. Однако за 1998-2002 годы удалось выпустить из ввезенных компонентов лишь 35 машин, один из опытных образцов даже был задействован в общественном транспорте. Однако при неплохих эксплуатационных характеристиках стоимость оказалась огромной – более 180 тыс. долларов. По сути, за счет областного бюджета у шведской компании закупались автобусы, которые привозились за тысячи километров в Омск в разобранном виде и собирались на месте. Закономерно все закончилось банкротством. Остается надеяться, что электробусный проект в случае, если он зайдет дальше разговоров, будет более успешным.

Предпосылки для этого есть, и омского производственного потенциала для развертывания производства всегда было абсолютно достаточно. Вопрос в себестоимости – при использовании контактных моделей она оказывалась выше проезда на транспорте с двигателями внутреннего сгорания. Были попытки рекламного выхода в Омске в рейс электробусов в начале года. Видимо, они себя оправдали, раз даже такое консервативное ведомство, как дептранс, заговорило о реальных перспективах сборки.

Что касается проблем с газовыми заправками, по общему их количеству Омская область является одним из лидеров в СФО (по данным Росстата, 70, третье место после Новосибирской области, 75, и Алтайского края, 73). При этом количество автобусов на газе в Омске традиционно очень сильно отстает. Следовательно, проблема либо в учете при проектировании и строительстве АГЗС потребностей общественного транспорта, либо в желании продолжения сбыта дизтоплива для него.

 

Омский министр здравоохранения отбудет вслед за тысячами земляков в столицу?


Согласно появившимся в СМИ инсайдам и информации собственных источников «СуперОмска», глава омского Минздрава Дмитрий Вьюшков вскоре может покинуть свой пост. Предположительно, его место займет выходец с Урала, заместитель Александр Павловских. Министр же якобы получил выгодное предложение о трудоустройстве в Москве.

Отметим, на этом фоне в министерстве продолжаются перестановки, связанные с деятельностью по закупкам. Структура омского Минздрава, переформатированная в казенное учреждение «Дирекция по обслуживанию государственной системы здравоохранения Омской области», обрела нового руководителя. Пост директора занял Андрей Пшеничников, который занимал должность главного врача Алапаевской станции скорой медицинской помощи, что в Свердловской области. В Омске ему придется заняться бухгалтерией, техническим обслуживанием и ремонтом, а также стиркой белья в системе здравоохранения Омской области. Именно в Алапаевске возглавлял горбольницу Павловских.

Также назначен новый директор казенного учреждения «Центр закупок в сфере здравоохранения». Ранее им была Ольга Бацева, в свое время занимавшая также пост начальника Главного управления контрактной системы Омской области. Теперь директором КУ стал Михаил Бойко, ранее руководивший отделом организационно-аналитического отдела управления губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Как утверждают источники «СуперОмска», он  может приходиться родственником первому зампреду областного правительства Валерию Бойко.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Можно предполагать, что в случае, если Вьюшкова заменит Павловских, и далее уральские кадры потянутся на все руководящие должности областных учреждений. Что касается наличиях двух структур по закупкам, то есть просматривается возможный конфликт интересов. Вероятно, наличие дублирующих организаций нацелено на освоение в нужном русле средств по линии национального проекта «Здоровье», других версий здесь быть просто не может.

Перейти на полную версию сайта