Криптовалюты

Доллар - 62,82

Евро - 70,85

Тенге - 0,16

Интервью945

Татьяна Ящук, проректор ОмГУ: «Присутствие в Сколково – это уже показатель статуса вуза»

Татьяна Ящук, проректор ОмГУ: «Присутствие в Сколково – это уже показатель статуса вуза»

С 10 по 22 июля в Сколковском институте науки и технологий в Москве состоится образовательный интенсив «Остров 10-22», участниками которого стали команды от сотни российских вузов. ОмГУ им. Ф. М. Достоевского прошел отбор и оказался в числе команд, которые будут задействованы в подготовке кадров для технологического развития.

Образовательный интенсив

О значимости «Острова 10-22» для российских вузов в целом и для ОмГУ в частности, а также об образовательном процессе в современных реалиях «СуперОмск» побеседовал с проректором по научной работе ОмГУ им. Ф. М. Достоевского профессором Татьяной Ящук. 

– Татьяна Федоровна, расскажите о проекте «Остров 10-22», в чем его суть?

«Остров 10-22» – это образовательный интенсив, смысл которого заключается в том, чтобы способствовать трансформации университетов в условиях цифровой экономики. В ходе интенсива каждый вуз с помощью ведущих экспертов должен доработать свои идеи до работающих моделей. То есть мог не просто придумать красивый проект, но и продумать все шаги его реализации и описать ожидаемые результаты. «Остров» – это условное название, которое утвердилось с прошлого года, когда первый подобный форум проводился на острове Русском. Теперь это не остров в географическом смысле, это очаг прогресса, новых технологий, место сбора креативных людей и лидеров в образовании. 

Интенсив длится 12 дней, в ходе которых будет работать параллельно несколько площадок по разным предметным областям. Программа «Острова» включает и развитие сквозных компетенций, важных для всех, и узкоспециальных, нацеленных на конкретный профиль. Также в программе выделены треки для представителей органов власти, руководителей образовательных организаций, представителей бизнес-сообщества, чтобы каждая сторона отрабатывала механизмы интеграции проектов в свою деятельность. 

– Как ОмГУ попал в число участников «Острова»? Каким образом проходил отбор?

Образовательные организации должны были составить команды и обозначить программу дальнейшего развития вуза. Критерии отбора понятны. Это сам статус образовательной организации, ее достижения. Это люди, которые будут представлять университет, – насколько они способны выступать драйверами развития. И третье – способность этих людей быстро решать проектные задачи, то есть продуцировать идеи и предлагать их решения.

То есть в заявке на участие мы описывали научные и образовательные позиции университета, выполняли проектные задания, нацеленные на проверку способности университета решать задачи, связанные с трансформацией в цифровой экономике. Большое внимание уделялось и характеристике нашей команды – кто эти люди и могут ли они выступать драйверами изменений. 

– И собственно, кто эти люди? Как отбирали участников для команды?

Было заявлено, что вузы должны представить набор участников с разными компетенциями. Нам задали позиции, и мы должны были под каждую позицию подобрать человека. 

Изначально мы предложили поучаствовать в отборе всем. Наши преподаватели и студенты проходили на платформе Leader ID-тестирование, которое дало понять, кто и по каким направлениям может быть лидером. Например, обладает ли человек подготовкой для выполнения функции дизайнера образовательных программ или архитектора экосистем, или технологического визионера и так далее. Таких позиций у нас было девять. В итоге мы увидели, кто из наших сотрудников по каким позициям показал хорошие результаты, и сформировали команду. Решающее значение имели два фактора: бэкграунд человека в университете и то, как он себя проявляет в современных измерениях, обладает ли нужным для современного университета потенциалом. 

Наша команда – это преподаватели вуза, студенты и представители власти и бизнес-сообщества. Это те люди, которые уже занимают научные и административные позиции и которые, получив дополнительные компетенции на «Острове», станут лидерами трансформации уже в рамках нашего университета.

И очень важный момент: это не чисто университетский проект, он рассчитан и на бизнес-сообщество, и на взаимодействие с органами власти. Поэтому у нас в команде есть представитель индустриальной платформы Анна Тарасенко и есть представитель министерства промышленности Светлана Утюганова.

– Что, по вашему мнению, даст вузу участие в «Острове 10-22»? Как скажется участие в интенсиве на реалиях ОмГУ? 

Безусловно, «Остров» – это некий смотр лучших вузов страны, которые выступают лидерами современного образования. Поэтому само присутствие – это уже показатель статуса вуза. 

Во-вторых, это новые контакты – образовательные, научные, деловые. Современный мир предельно открыт, и нельзя локализоваться в рамках своей образовательной организации. Каждая команда везет с собой представителей органов госвласти и бизнес-сообщества. И, может, какому-то бизнесу окажутся интересны наши проекты, хотя этот бизнес находится даже не в нашем регионе. Это совершенно новые возможности, когда на одной площадке собраны все лидеры современного образования. 

Третье, что мы получим на «Острове», – это, собственно, обучение команды. Программа очень интересна и насыщенна. В организационный комитет входит специальный представитель президента Дмитрий Песков, заместитель министра науки РФ Марина Боровская – эти люди не просто организаторы, они будут участвовать в программе, проводить лекции и мастер-классы. 

И, пожалуй, самое важное – то, что в результате пребывания на «Острове» каждый университет предложит к реализации два-три проекта, которые получат серьезную экспертную оценку, долю критики и рекомендации по совершенствованию. Затем по возвращении эти проекты мы будем реализовывать. В итоге мы приедем с «Острова», имея несколько проектов и имея некую концепцию развития университета, именно того, как он будет интегрироваться в цифровой среде. 

– Уже есть наработки проектов, которые команда ОмГУ презентует на «Острове»?

Конечно, без наработок за такой короткий срок с нуля ничего создать нельзя. У нас есть четыре идеи. Во-первых, мы хотим проводить на регулярной основе «Интенсив Национальной технологической инициативы (НТИ)», который уже апробировали. Это будет платформа, на которой студенты смогут разрабатывать проекты и подбирать способы их реализации. Конечно, не все проекты, которые появятся в рамках НТИ, дорастут до стартапа, но такую возможность молодежи надо предоставить.

Второй проект, который мы будем представлять на «Острове», – это Научно-образовательный центр Омской области. Один университет не может его на себе замкнуть, это более сложный и многоаспектный проект, но мы видим в нем перспективу с учетом нашего научного потенциала и имеющихся кадров. Еще одна идея находится в стадии разработки – проектный офис. Это такая постоянно действующая площадка, более локальная, для обучения студентов проектной деятельности.  

И последняя идея связана с организацией территориального пространства, это урбан-проект. Как классический университет мы имеем множество образовательных программ и можем в этот проект «затянуть» людей самых разных научных направлений – экономистов, экологов, социологов, которые занимаются организацией пространства для создания точек притяжения, и филологов, которые изучают бытование городских мемов. У нас есть ученые, которые могут этот проект продуцировать. 

– 12 дней «Острова» завершатся, и что будет после? Предусмотрено ли постпроектное сопровождение участников?

Вузы будут заниматься реализацией своих проектов самостоятельно. Но поскольку в организации «Острова» принимают участие Министерство науки и высшего образования и Агентство стратегических инициатив, то предполагается, что с учетом намерений, которые вузы обозначат, и с учетом стратегии развития, которую вузы выработают, будет осуществляться поддержка и организационная, и финансовая, и кадровая. То есть это не просто частные проекты. В нашем случае это не просто набор четырех проектов, это, собственно, те направления, по которым будет идти трансформация вуза. В итоге они составят часть его стратегии развития. 

– Почему такой проект как «Остров 10-22» проводится именно сейчас и почему он нужен университетам? 

Участие в «Острове» – это толчок к изменениям, которые все вузы сейчас претерпевают. Университеты должны реагировать на внешние вызовы, и то, что будет наработано на «Острове», будет внедрено в образовательный процесс. В частности, это возможность научного, технологического творчества, мы ее будем внедрять через проектную лабораторию. 

Требуется перестройка и самих преподавателей, потому что само обучение должно проходить по-новому – не обучение предмету, а нацеленность на результат и выстраивание межпредметных связей. Современные потребности таковы, что студентов мы должны обучать работе в реальном секторе, моделированию и отработке различных ситуаций.

– «Остров 10-22» является одним из проектов «Университета НТИ «20.35». В чем суть этой модели? И что означает для ОмГУ включение в систему Университета НТИ?

«Университет «20.35» позволяет сформировать представление об университете будущего. Это университет, который ориентирован на результат работы, на внешнюю оценку, который способен быстро меняться, как того требует среда. Это технологичный университет, присутствующий как в реальности, так и в виртуальном пространстве, использующий цифровые технологии в учебном процессе и управленческой деятельности. И, конечно, такой университет – это центр научной деятельности, который отслеживает тренды и проводит исследования по актуальным направлениям. 

Весной этого года нам как команде, которая прошла отбор на «Остров», предложили поучаствовать в реализации «Интенсива НТИ». Это был такой, можно сказать, репетиционный этап, мы работали по стандартам, заданными Национальной технологической инициативой. Там нет победителей и побежденных, там либо есть проект, либо нет. 

И теперь «Интенсив НТИ» мы будем реализовывать как самостоятельный проект. Он будет способствовать перестройке и образовательного процесса в вузе, и организации научной деятельности под новые вызовы, которые существуют в современном мире. Это не просто предметное обучение в вузе, к которому мы привыкли. Это обучение через проектную деятельность. То есть это не обучение ради обучения, это обучение ради результата.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Интервью"
Читать все новости Омска за сегодня
Загрузка...