ИТОГИ НЕДЕЛИ: скандал на конкурсе по «теплым остановкам», лазейки в деле о «мусорном нормативе» и безразличие чиновников к падающему шпилю

Конкурсом мэрии на «теплые остановки» займется антимонопольная служба

В пятницу, 12 июля, департамент городского хозяйства сообщил о победе ООО «Капитал-Строй» в торгах на право размещения «теплых остановок». Точнее, как такового конкурса и не было – участник оказался единственным, чей пакет документов организаторы одобрили и признали отвечающим всем условиям.

Впрочем, на деле в пакете, представленном «Капитал-Строем», не нашлось двух необходимых документов: реквизитов счета для возврата задатка и предложения о цене лота, на что и обратили внимание журналисты. Из-за скандального резонанса мэрии пришлось подключать тяжелую артиллерию. На брифинге для СМИ компанию первому заместителю мэра Омска, директору департамента городского хозяйства Евгению Фомину (председатель комиссии) на встрече с журналистами пришлось составлять вице-мэру Олегу Зарембе, активно продвигавшему проект «теплых остановок».

Представители горадминистрации попытались убедить журналистов в том, что заявка ООО «Капитал-строй» соответствовала конкурсной документации и как мантру повторяли утверждение о полном пакете документов. Но внятных доказательств предъявлено не было, наоборот, чиновники лишь закрепили доказательную базу журналистского расследования. Сомнения лишь усилились: собравшимся продемонстрировали видео вскрытия конвертов, которое обрывалось на ключевом месте и при этом речь шла о другом участнике. Причем запись была сделана представителем «Капитал-Строя», а официальную видеофиксацию мэрия почему-то не сочла нужным обнародовать. Использование такого ролика как аргумента создает впечатление, что заказчик и конкурсант находятся в очень теплых отношениях.

Подозрения в ангажированности конкурса появились уже после того, как неожиданно на заседание комиссии в среду, 10 июля, отказались пускать корреспондентов и самих представителей компаний-участников. Хотя до этого мэрия охотно аккредитовала СМИ на мероприятие. Объясняя закрытость, чиновники проговорились, дав понять, что члены конкурсной комиссии не могут противостоять давлению извне.

Сейчас процесс заключения договора заморожен. УФАС по Омской области приняло жалобу ООО «ТОК» на действия организатора и рассмотрит ее 19 июля. До этого времени организатору предписано не совершать никаких действий.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Как и прогнозировалось, иногородний «инвестор», пытавшийся за несколько месяцев до конкурса собрать деньги с омских предпринимателей в счет его будущей победы, зайдет на конкурс, прикрывшись местной компанией. Раз не получилось забрать лот по начальной цене, значит, дополнительные издержки теперь компенсируют минимальным количеством «теплых остановок». При полной поддержке со стороны мэрии и на фоне информационного шума, чтобы отвлечь внимание от условий заявки компании, которую кураторы проекта заранее выбрали в качестве победителя.

Цинизм ситуации заключается в том, что весь передел рынка и вытеснение местных предпринимателей ведется под прикрытием визита президентов России и Казахстана. Схема используется все та же: заезжие «инвесторы» ставятся на «кормление» и передают реальное выполнение работ омским на «субподряд». Обсуждаются и обратные схемы. Среди дорожников, исходя из их разговоров, формируется мнение, что «Омскавтодор» позволит калачинскому ООО «УМ-10» одержать победу в конкурсе на разметку. Стоимость контракта составляет порядка 85 миллионов рублей. В обмен на победу калачинцы якобы должны отдать часть работ екатеринбургскому ООО «Автобаза 96». По некому стечению обстоятельств, это предприятие еще в начале года принялось брать дорожную технику в лизинг.

Такие подходы заставляют думать, что Омск фактически воспринимается в качестве отданной на освоение «кормушки», из которой выводятся средства.

В дополнение к выведенным из региона юрлицам крупного бизнеса теперь «выжигается» и «кормовая база» среднего и малого.

Теперь дело за решением надзорных и правоохранительных органов по факту подлога, после чего можно будет делать дальнейшие выводы. Вероятность доказать манипуляции в документами достаточно высока, при этом вскроется сама схема, по которой подтасовываются конкурсы, что принципиально важно и для других закупок.

Во вторник, 16 июля, свою позицию выскажут и представители Омского областного союза предпринимателей. Бизнес, привыкший действовать на перспективу, с просчетом развития событий, очевидно понимает финальность развития ситуации, восприняв решение по ТОКам как удар по всем сферами бизнеса.

В деле о «мусорном нормативе» выдумали новую зацепку


Слушания по иску общественника Глеба Летягина к Региональной энергетической комиссии в Омском областном суде временно приостановили. Представители РЭК нашли юридическую зацепку – мол, подан иск в Верховный суд неким гражданином. Он оспаривает два пункта постановления правительства, которое определяет методику расчета норматива: о периодичности вывоза и включении в объем мусора отходов при уборке придомовой территории.

Несмотря на то что в омском деле речь идет не только об этих пунктах, а об отсутствии фактических замеров по многим адресам, суд при поддержке прокуратуры все же решился на приостановку дела до того, как решение по существу не вынесет Верховный суд.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Как резонно отметил и сам сопредседатель «Оплота» Глеб Летягин, появление иска в Верховный суд, чудесным образом совпадающего с омским спором, далеко не случайно. После прошлого заседания слушания отложили сразу на полторы недели – не исключено, как раз с целью дать РЭК подготовиться и реализовать свой ход.

Одновременно можно вспомнить, что в этот же период в подконтрольных области СМИ появились явно ангажированные публикации с громким названием «В Омске неизвестные завалили РЭК фальшивыми отказами от мусорных платежей» (см. прошлый выпуск «Итогов недели»). В них приводились цитаты «простых омичей», которые почему-то рассуждали казенным чиновничьим «канцеляритом». Теперь понятно, что, скорее всего, такие заказные материалы были одним из звеньев «многоходовочки». Авторство которой, по всей видимости, принадлежит группе лоббистов, имеющей влияние и на РЭК, и на «Магнит», и на многие областные структуры.

Можно предполагать, что целью было затормозить разбирательства в областном суде до истечения срока проверки генпрокуратуры по поручению президента. Что в любом случае глупость и обычная ставка «на авось», ясно ведь, что после «путинского» распоряжения дело в любом случае будет доведено до конца. Видимо, ниточки проникли уже не менее глубоко, чем в свое время от «Горгаза» и бенефициарам схемы есть что терять.

Омский шпиль может повторить судьбу Пизанской башни


Длящийся годами конфликт между ТСЖ в знаменитом «Доме со шпилем» и собственником ротонды, на которой легендарная конструкция и установлена, вновь привлек внимание общественности. На здании появились таблички, предупреждающие пешеходов о возможности обрушения штукатурки, кирпичной кладки и самого шпиля.

Еще в 2015 году эксперты специализированной организации определили, что стены башенной надстройки находятся в ограниченно работоспособном состоянии. Дефекты и повреждения стен – разрушение штукатурного покрытия, расслоение кладки, смещение отдельных кирпичей привели к аварийному состоянию ротонды, что чревато ее полным разрушением.

Отремонтировать ее даже за счет собственников невозможно. Единственная возможность выбраться на крышу – через смотровые окна на чердаке, на свой страх и риск через многочисленные провода и кабели на крыше, многие из которых под напряжением. Вход наверх прегражден железной дверью, установленной бизнесменом, в свое время выкупившим ротонду.

Им оказался довольно известный и свое время претендовавший на пост мэра предприниматель Сергей Маевский, который затем передарил недвижимость своей супруге, гражданке РФ и Канады. Оказалось, при строительстве в 50-х годах прошлого века в ротонде был смонтирован противовес, который, по сути, и держал 11-метровый шпиль. Так вот с появлением Маевского в числе собственников этот противовес чудесным образом исчез. Взамен появились металлические «конструкции-фартуки», которые закреплены к колоннам ротонды, которые теперь испытывают непредусмотренную нагрузку. За порчу общедомового имущества собственника даже штрафовала Госжилинспекция.

Сам Маевский уверяет, что фасад шпиля долгое время разрушался из-за того, что на нем были размещены рекламные штендеры, мол, из-за ветра конструкции эти разболтались и разбили часть конструкции. Теперь, по его словам, под предлогом ремонта башни и шпиля ТСЖ хочет просто провести рейдерский захват его собственности. Бизнесмен утверждает, что в башне он ничего не срезал, а наоборот, укрепил все конструкции еще в 2010 году.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

С одной стороны, имеет место явная борьба ТСЖ за имущество. С другой – поражает бездействие городских структур, ведь идет речь одновременно о безопасности граждан, гостевого маршрута и об одном из символов Омска. В этом плане можно провести параллели и с предыдущим пунктом об остановочном конкурсе. Там, где президента выгодно использовать в качестве прикрытия для передела рынка розничной торговли, это без всякого колебания делается. Там же, где он может сам пострадать в ходе передвижения по городу, позиция городской власти в том, что это не в компетенции местных властей, пусть, мол, безопасностью занимается ФСО, да кто угодно, только не те, кто на этом не может ничего заработать.

Наиболее грамотным выходом из ситуации был бы выкуп помещения в городскую собственность, его реконструкция и содержание за счет бюджета города, как это, например, было сделано областью в случае с гостиницей на Березовой. В случае невозможности реализации данного варианта городские структуры должны найти вариант в диалоге с нынешним собственником помещения, однако никаких признаков того, что они готовы взять на себя подобную ответственность, не наблюдается.

Омск могут сделать «азиатским цехом» по сборке электротранспорта

На минувшей неделе в ходе выставки «Иннопром» стало известно о заявлениях по возможному выпуску трамваев для Омска на базе «Уралвагонзавода». При этом говорится об условии участия и омских производителей – так, ходовую часть в виде вагонных тележек с колесными парами предполагается изготавливать на «Омсктрансмаше».

Ранее заявлялось о намерении создать в Омске сборку электробусов «Горожанин» Уфимского трамвайно-троллейбусного завода. К этом хотят привлечь специалистов МП «Электрический транспорт», имеющих соответствующий опыт.

Впрочем, пока без ответа остается главный вопрос о финансировании перевода общественного транспорта на электрические рельсы. Ведь стоимость одного трамвая может составлять десятки миллионов рублей, хотя, учитывая срок эксплуатации по сравнению с автобусами, приобретение можно считать более выгодным.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Формально в любом случае можно говорить о лоббировании интересов «Уралвагонзавода». Собирать ходовую и тележки на «Омсктрансмаше» представители этого завода и сами раньше предлагали, выдать это сейчас за инициативу областной власти – действительно, оголтелый пиар. Фактически Омск становится сборочной площадкой, берущей на себя функционал «грязной работы» в сфере электротранспорта, подобно тому, как транснациональные корпорации в свое время переносили производство в Азию с дешевой рабочей силой. А иногородние предприятия, мало того что будут оставлять у себя основную прибыль, еще и будут специализироваться при этом на поставке высокотехнологического оборудования, сборочных узлов и т. д.

Второе обстоятельство заключается в том, что новые трамваи в действующую в Омске трамвайную схему поставлять попросту бессмысленно, они будут ходить от одной окраины к другой. Нужна принципиально новая схема развития электротранспорта, без которой их закупка – не более чем подпитка заказами дружественных предприятий. Странно, что этого в упор не замечают СМИ и эксперты по теме.

Перейти на полную версию сайта