В субботу, 20 июля, в Омске состоялся public talk, посвященный творческим тандемам на стыке технологий и искусства, итогом которых становятся высокотехнологичное искусство и арт-эксперименты. Дискуссия стала стартовым мероприятием фестиваля STENOGRAFFIA.
В этом году самый известный стрит-арт фестиваль отмечает свое десятилетие. В Омске фестиваль проходит в четвертый раз при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». До 25 июля в городе появится три новых арт-объекта, которые обещают стать новыми локальными достопримечательностями.
«Если 10 лет назад нашей единственной технологией был баллончик с краской, то в прошлом году было создано первое граффити без участия человека – робот-принтер рисовал на стене по эскизу, созданному нейросетью. В этом году мы будем запускать в Екатеринбурге виртуального экскурсовода по уличному искусству», – рассказал арт-директор фестиваля, художник Андрей Колоколов.
Андрей Колоколов
За годы существования фестиваля STENOGRAFFIA охвачено десять городов, вовлечено около 300 художников и создано больше 500 арт-объектов, часть из которых вошли в коллекцию виртуального музея Google Arts & Culture. Непрерывно развивались и технологии, которые используют художники в процессе создания произведений.
«Человечество уже все прошло: люди на стенах рисовали и миллион лет назад. Цифровые инструменты – это дополнительная возможность самовыражения через новые материалы. Суть же творчества, как высшего проявления человеческого интеллекта, не меняется. Искусственный интеллект не может заменить художника, но позволяет ему точнее передавать эмоции и свои идеи», – отметил член правления «Газпром нефти» Александр Дыбаль.
Александр Дыбаль
По словам еще одного участника дискуссии, основателя проекта SketchAR Андрея Adno, технологии не только дополнительный инструмент, но еще и источник вдохновения для творческого человека. А задачей современного искусства становится создание цифрового слоя и наложение его на реальность. Непосредственно он в своем творчестве объединяет функции художника и инженера. Adno разработал приложение, которое учит рисовать с помощью дополненной реальности. Проецируя эскиз на любую поверхность с помощью SketchAR, пользователь может легко обвести его по контуру.
Андрей Люблинский и Андрей Adno
Представитель «Газпром нефти» объяснил мотивы сотрудничества компании с современными художниками: Андрей Люблинский и Андрей Adno
«Это еще один канал коммуникации, который позволяет транслировать собственную философию и ноу-хау на языке искусства и таким образом подтверждать наш статус лидера технологической трансформации».
Свежим примером такого сотрудничества стала коллаборация «Газпром нефти» с медиахудожником Максимом Жестковым – арт-проект «Трансформация!», презентованный на Петербургском международном экономическом форуме. Инсталляция представляла собой визуализацию непрерывного процесса изменений и превращений. В основу проекта легли виртуальные геологические модели, созданные с помощью нейросетей для поиска нефти. Стенд компании в виде «ленты Мёбиуса» с движущимися по масштабному гибкому экрану частицами оказался самым сложным и технологичным за всю историю форума.
«Мы стали по-другому подходить к привычным форматам. Стенд на Петербургском форуме – это отражение нашего отношения к искусственному интеллекту, к изменениям в индустриях, в том числе и нефтяной. Компания «Газпром нефть» является технологическим лидером в России. Мы первые в стране и одни из немногих в мире, кто смог сделать цифровую модель реального Приобского месторождения под Ханты-Мансийском. И если раньше можно было пробурить скважину, потратить миллионы долларов и не попасть туда, где есть нефть, то сейчас мы за 10-15 часов моделируем любые процессы, предсказывая результат бурения с высокой точностью», – рассказал член правления «Газпром нефти» Александр Дыбаль.
Большие данные, с которыми компания также успешно работает, в том числе и для управления Омским нефтезаводом, по мнению спикера, и вовсе в будущем станут «новой нефтью» – ценнейшим из ресурсов.