Под занавес минувшей недели, в пятницу вечером ОАО «Омский аэропорт» провел заседание совета директоров и избрал нового генерального директора общества. Уроженец Оконешниковского района Сергей Зезюля руководил аэропортом с 2015 года, провел на предприятии весь трудовой путь после окончания СибАДИ в 1985 году в должностях от инженера службы спецтранспорта до главного инженера. Но контракт с ним, тем не менее, решили не продлять после срока истечения 22 июля.
Взамен гендиректором стал заместитель Зезюли по развитию, выпускник петербургской Академим аэрокосмического приборостроения Олег Селиверстов. В Омске он работает несколько месяцев в с февраля этого года. В его послужном списке – высокие должности в дирекции строительства терминала Д в Шереметьево, авиационном подразделении «Базового элемента» Олега Дерипаски, оргкомитете сочинской Олимпиады.
Интересно, что руководителя сменили на фоне резкого роста показателей: за первое полугодие пассажиропоток увеличился по сравнению с аналогичным периодом на 30 процентов, в основном за счет новых внутрироссийских рейсов в Казань, Самару, Екатеринбург, Красноярск и пр. Прибавили и существовавшие направления в Москву и Новосибирск.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Вариантов несколько – либо Селиверстов ушел из структур Дерипаски, у которых в последнее время были большие проблемы, либо областные власти законтрактовали его как человека, понимающего их интересы, а следовательно, усиливающего позиции в переговорах с «Новапортом» и «Аэропортами регионов».
«Базэл Аэро» может пытаться разыграть омскую карту против Новосибирска и активов «Новапорта», в целом. «Новапорт», как уже неоднократно нами указывалось в прошлых обзорах, крайне сильно интересуется Омском «в профилактических целях» – т. е., чтобы сосредоточить здесь планово убыточную часть, постепенно переведя рентабельный омский трафик в Новосибирск. «Аэропорты регионов», как и другие бизнесы екатеринбургского олигарха Вексельберга, невольно наводят на мысль о лоббировании «уральских» интересов.
В целом динамика прироста количества пассажиров Омск-Центрального – на втором месте среди региональных аэропортов (15 %, выше – только у Нижнего Новгорода, 18 %) и почти в 1,5 раза выше среднероссийской (10,6 %).
Количество пассажиров, обслуженных в Омском аэропорту (без учета транзита), в 2018 году составило 1 млн 089 тыс. человек; с одной стороны, цифра внушительная, с другой – Омск-Центральный – лишь на 29-м месте среди российских аэропортов по данному показателю.
Как акционерное общество, «Омский аэропорт» фактически констатирует продолжение сокращения выплаты дивидендов. Если в 2016 году финансовый результат от основной деятельности составлял 73 млн 224 тыс. руб., то в 2017-м – 53 млн 737 тыс. руб. Тем самым, хотя ОАО остается в плюсовой зоне, его расходы растут быстрее доходов. Так, несмотря на восстановление турецкого направления, основную долю роста дают убыточные субсидируемые государством внутрироссийские перелеты.
Нужно развивать направления, связанные с рентабельным внутренним туризмом, равно как и наиболее перспективные направления внешнего (сейчас активно обсуждается вопрос возобновления авиасообщения с Египтом).
ФАС России предписала омской РЭК кардинально урезать тариф регионального оператора ООО «Магнит» на обращение с отходами. По мнению регулятора, следует исключить из тарифа 4,7 млрд рублей, заложенных на оплату подрядчика по транспортировке мусора как необоснованные расходы, и затем привести эту сумму к средним показателям.
Реакция омского ведомства была скорее недоуменной. В РЭК заявили, что тариф установили в соответствии с действующей нормативной правовой базой и рекомендациями самой ФАС.
«В нормативной базе обозначен приоритет конкурсных процедур, и принятие транспортных расходов по отторгованным контрактам было подтверждено позицией УФАС по Омской области и ФАС России, которую эти ведомства выразили в письменной форме…Таким образом возникает противоречие между требованиями предписания ФАС России и соответствующими позициями действующего законодательства, а также противоречие с ранее направленными документами ФАС России», – говорится в комментарии РЭК.
Поэтому региональный регулятор ожидает приезда сотрудника ФАС, который должен растолковать, как именно трактовать предписания федеральной структуры.
В свою очередь, «Магнит» не стал молчать и оперативно подал в суд на ФАС с намерением защищать свой тариф до победного конца. Учитывая сроки рассмотрения в столичном арбитраже, дело затянется на многие месяцы. Параллельно, напомним, в омском облсуде «заморожено» дело по иску общественника Глеба Летягина, который оспаривает принятый РЭК норматив на накопление мусора.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Как уже говорилось в предыдущих выпусках, тариф может снизиться более чем вдвое. Финансовые потери «Магнита» можно приблизительно оценить в половину валовой выручки (по контракту, напомним, общая сумма выручки составляет 32,5 млрд рублей за 10 лет) и в треть собственных доходов. Большую часть потерь постараются переложить на перевозчиков. В целом, рынок «сдуется» на несколько сот миллионов рублей в год и его капитализация «по справедливости» окажется ниже рынка капремонта.
В итоге тариф должен выйти на экономически обоснованный показатель, с учетом «покупательной способности» омичей. Не может сумма платежа за вывоз (даже не переработку, а вывоз) мусора быть в среднем больше, чем сумма сбора на капремонт. Это абсурд с любой точки зрения.
Что касается позиции РЭК, то ее можно истолковать как очередное косвенное свидетельство прикрытия интересов «Магнита» любой ценой – видимо, лоббирование интересов зашло слишком далеко. Не очень понятно, зачем тянуть время и ждать пока «к нам приедет ревизор», если толкование вполне можно получить путем обычной ведомственной переписки.
Отметим, что омская ситуация, как одна из наиболее резонансных, и в целом ход «мусорной реформы» в стране вынудил поднять вопрос о пересмотре самой системы оплаты мусора. Предполагается, что платеж будет взиматься по факту в зависимости от числа мусорных контейнеров, сообщил федеральным СМИ исполнительный директор Российского экологического оператора.
Можно констатировать, что это будет единственная разумная модель, она подразумевает раздельный сбор и вообще много положительных моментов. Но требует четкой системы учета, а пока даже норматив как следует не рассчитан.
На последнем заседании правительства области заместителем министра сельского хозяйства Николая Дрофы был утвержден партфункционер Иван Трофимов, ранее возглавлявший региональный исполнительный комитет «Единой России». Формально он имеет профильную специальности и закончил ОмГАУ, однако в биографии работы в реальном сельском хозяйстве не имеет. Возглавлял молодежное управление в омском Минспорта, работал в ОМЦ «Химик», возглавлял штаб студотрядов ОмГАУ, занимался общественными проектами.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Иван Трофимов, с одной стороны – явно входил в «скрытый блок Голушко», по избирательному округу № 2 в горсовет, где он претендовал на выдвижение кандидатом. С другой – «Трофимов, в частности, ранее возглавлял исполком областной «Лиги молодежи», соучредителем которой выступал глава омского «Минпропаганды» Михаил Каракоз.
Ранее «СуперОмск» публиковал материал, где анализировалось распределение грантов, выдаваемых ГУВП общественным организациям. Как оказалось, часть средств выделялась как раз «Лиге молодежи», а также Омскому студенческому отряду под руководством другого товарища Каракоза – Алексея Потейко. Именно Каракоз до своего назначения в облправительство направлял работу молодежных активистов сначала в качестве лидера омской «Молодой гвардии», а затем в должности начальника отдела агитационной работы регионального отделения ЕР».
Так что не исключен ранее прогнозировавшийся вариант, когда Трофимов впоследствии займет место нынешнего министра Николая Дрофы, в этом случае можно будет констатировать, что упомянутые выше лица уже принимают решения по стратегии развития областного АПК. Первым поводом для замены уже этой осенью могут стать итоги уборочной кампании 2019 года.