Успешно для омского ООО «Управление АЗС» закончилось запутанное разбирательство в Суде по интеллектуальным правам. Компания, действующая под брендом сети заправок «Топлайн», оспаривала решение Роспатента о регистрации бренда «Люблины» на одноименное ООО из Тольятти.
«Управление АЗС» подавало официальное возражение в Роспатент, однако ведомство ответило отрицательно, что и побудило омичей обратиться в суд. По мнению истца, чиновники незаконно отказались приобщать заключения, в котором приводились доводы в пользу позиции заявителя, хотя даже не рассматривали их.
Товарный знак зарегистрировали в отношении нескольких категорий пищевой продукции, в том числе блинов, а также услуг общепита и доставки готовых блюд. Заявитель полагает, что оспариваемый товарный знак характеризует товары и услуги, указывая на определенный вид товара («БЛИНЫ») и свойства, носящие хвалебный характер, поскольку слово «БЛИНЫ» занимает доминирующее положение, а «ЛЮ» представляет собой усечение от корня «люб», образующего от слова «любимый», «любовь» и «люблю».
Между тем в Федеральном законе говорится, что «не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами; характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта; представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров».
Иными словами, нельзя защитить авторские права, к примеру, на слова «хлеб», «чай» или «блины», как в данном случае.
Роспатент исходил из того, что словесный элемент оспариваемого товарного знака «ЛЮБЛИНЫ» «не имеет какого-либо строго определенного смыслового значения, поскольку порождает дополнительные рассуждения, домысливание и ассоциации, которые также свидетельствуют о наличии у него различительной способности» и не установил, что «фантазийное обозначение способно напрямую характеризовать те или иные товары».
В общем, чиновники по своей логике считали, что «Люблины» являются изначально придуманным словом, которое не указывает конкретно на блины, как утверждает «Управление АЗС». А представленное омичами социологическое исследование не приняли якобы потому, что оно «изменяет мотивы возражения». Опрос проводился среди 500 человек из 186 населенных пунктов – посетителей общепита и потребителей хлебобулочных и кондитерских изделий. Им поставили вопрос – вызывает ли название «Люблины» ассоциации с блинами, на что более половины ответили утвердительно.
В Суде по интеллектуальным правам посчитали, что этот опрос, как и заключение специалиста, вполне мог быть рассмотрен Роспатентом, и чиновники незаконно оставили его без внимания. А поскольку выводы этих документов расходятся с позицией ведомства, значит, по мнению суда, заявителя лишили возможности обосновать свое мнение.
В итоге суд счел процедуру регистрации бренда «Люблины» не соответствующей закону и обязал повторно рассмотреть возражения «Управления АЗС».
Очевидно, спор связан с тем, что АЗС «Топлайн» в качестве своей «фишки» продвигает фирменные блины собственного изготовления под маркой «Люблин» с различными начинками. Однако бренд с таким названием фирмой не зарегистрирован. Соответственно, получение прав на торговый знак «Люблины» может потенциально привести к тому, что тольяттинцы запретят торговать продукцией со сходным названием или потребуют заплатить за это.