Омский спортсмен Евгений Непша: «Бег – это жестко!»

В свежем номере «Домашней газеты» от 21 августа вышло интервью с участником 47 марафонов.

Евгений Непша в особых представлениях не нуждается, поскольку широко известен в российском беговом сообществе: чемпион России по суточному бегу в команде Омской области, пятнадцать раз выступал в сверхмарафоне «Сутки бегом», номинант региональной премии «Народный герой-­2018» в номинации «Продвижение». В общей сложности Непша пробежал 47 марафонов, 24 из которых – SIM. А потому и начать разговор с известным омским стайером мы решили с самого свежего пробега в его карьере – юбилейного ХХХ Сибирского международного марафона.

– Евгений, пока воспоминания еще свежи, давай вспомним 30-й SIM. Каким он получился, понравилась ли новая трасса?

– Для меня SIM был и остается самым любимым пробегом. Во­-первых, именно дома мне бежать психологически особенно легко и приятно, а во-вторых, с него в далеком уже, 1996-м году начиналась моя марафонская карьера. С тех пор я не пропустил еще ни одного Сибирского международного марафона, каждый раз неизменно пробегая основную его дистанцию 42 километра 195 метров. В этом году, как и всегда, я получил от пробега огромное удовольствие, очень понравился дизайн стартовых ворот, зеленого цвета, со стилизованной медвежьей лапой. Очень красивая медаль. Но и без ложки дегтя в этой бочке меда не обошлось.

– Что ты имеешь в виду?

– Речь в данном случае о трассе. Впервые в истории марафонцы не бежали по Городку нефтяников, где нас всегда приветствуют и активно поддерживают толпы омичей. А в этом году улицы были практически абсолютно безлюдными. Мы каждый раз бежим с группой друзей, сами себя в шутку называем «бандой». Всегда готовим к марафону всяческие кричалки, да и просто любим приветствовать машущих нам руками горожан криком: «Мы – банда!!!» Это уже наша традиция. Думали, так будет и на этот раз, а кричать­-то оказалось некому. Стартовали, добежали до набережной – а на ней ни одного человека, только ветер гуляет.

– Ну а как тебе идея с участием в марафоне симфонического оркестра?

– А вот это было по-настоящему круто! Музыка «Время, вперед!» Георгия Свиридова, под которую стартовали марафонцы, очень нас всех «разогнала»! Вот бы можно было во время всех четырех часов бега слушать симфоническую музыку! Но, увы, мы слышали это чудо только во время старта и когда, завершая первую петлю трассы, вновь пробегали через Соборную площадь. Когда мы финишировали, оркестр уже не играл. Но зато когда мы приближались к финишу, то увидели стоящего около библиотеки имени Пушкина Дмитрия Васильева, дирижера и художественного руководителя Омского академического симфонического оркестра. И мы дружно крикнули ему: «Спасибо за музыку!»

– Воду на трассе в этом году предлагали не в бутылках, а в стаканчиках. Тебе как показалось удобнее?

– Однозначно, удобнее с бутылками. Насколько я знаю, организаторы SIM и сами уже это поняли. Каждый волонтер, работающий на расположенных вдоль трассы пунктах, на которых стайеры могли получить воду, может одновременно держать в руках до десятка бутылочек и раздавать их марафонцам. А вот со стаканами так уже не получится. Ребята порой просто не успевали разливать воду по ним из больших бутылей и вручать пробегающим. Что же, ставить больше волонтеров? Но это большая толпа на трассе, что совсем ни к чему. К тому же стаканчики, с уже налитой в них водой, постоянно сдувало со столов порывами сильного в тот день ветра. В общем, куда ни глянь, с этими стаканчиками – одни неудобства. Но насколько я знаю, в следующем году воду нам на трассе вновь будут предлагать в уже привычных и гораздо более удобных бутылочках.

– Работа – это одно, а удовольствие – совсем другое. Не мешает ли тебе на SIM наслаждаться бегом то, что ты на нем работаешь пейсмейкером?

– Я действительно уже который год бегу на SIM в качестве пейсмейкера, помогая неопытным стайерам ориентироваться на конкретный результат. В этом году – на 3 часа 59 минут. Не будь пейсмейкеров, новички, еще не умеющие рассчитывать силы на всю дистанцию, могли бы в неоправданно высоком темпе пробежать первые километров 15-20, а затем просто сойти с дистанции. Ты прав, быть пейсмейкером – это именно работа. Но мне всегда очень нравилось помогать людям во всем, что в моих силах. И я счастлив, если благодаря моей помощи и моему опыту кто-­то сумел первый раз в жизни совершить такой большой поступок – пробежать марафон! Это ведь очень повышает самооценку человека, а значит, делает его увереннее и счастливее.

– Про работу пейсмейкера ты как-­то сказал: «Чтобы не было скучно тому, кто будет бежать рядом, я подготовил тридцать анекдотов, две байки и одну сказку». Это правда?

– Чистая правда! (Смеется.) Но приоткрою завесу тайны: в связи с моим большим опытом мне не пришлось, готовясь к юбилейному SIM, разучивать что-­то новое. Запас самых «убойных» историй и анекдотов сформирован у меня давно – некоторые из них я рассказываю уже больше десятка лет. Ничего, пока никто не жаловался. (Улыбается.)

– Для тебя этот SIM стал уже 24-м. А ты помнишь свой первый Сибирский международный марафон в 1996 году?

– Конечно! Но на самом деле я влюбился в SIM годом ранее, еще в 1995 году. А получилось так: у меня есть друг Саша, и в начале августа 1995 года он меня попросил присмотреть за своим младшим братом. Сказал мне: «Женя, я побегу марафон целиком, а мой брат, третьеклассник, побежит только массовый забег на четыре километра. Присмотри за ним, пожалуйста». Я говорю: «Да без проблем». А сам я, деревенский пацан из Кормиловского района, только-только пришедший из армии, слыхом не слыхивал, что есть такой – Сибирский международный марафон. И когда я своими глазами все это увидел – вот мчатся колясочники, вот пробегают лидеры марафона, вот им рукоплещет целое море болельщиков – то был необычайно впечатлен! А когда я присутствовал вечером на награждении в СКК «Иртыш» и увидел, как победителю розыгрыша призов, проводимого по номерам среди всех участников, вручили автомобиль, твердо решил: в следующем году побегу и я, и обязательно выиграю машину! Вот с тех пор и бегаю, правда, авто почему-то каждый год выигрывают другие. (Смеется.)

– Ну а все-­таки, какие воспоминания остались от первого марафона, который ты пробежал?

– Это было годом позже, и на старт мы с Саней вышли уже вместе. Но так как уровень подготовки у нас был абсолютно разный, Саша с первых же метров умчался куда-то вперед. Ни о каких пейсмейкерах на SIM тогда еще никто и не слышал, они появятся на омском пробеге лишь через несколько лет. А у меня тогда даже наручных часов не было! С какой скоростью бежать?! Понимая, что дистанция впереди длинная, начал я бег очень спокойно. Но когда прибежали в Нефтяники, а там тысячи людей нам аплодируют, сплошным коридором стоя вдоль трассы, я был так впечатлен, что ноги сами понесли меня вперед! В итоге я все­-таки сумел преодолеть все марафонские километры и получил на финише медаль. Она для меня самая памятная, хотя и была по оформлению, пожалуй, самой скромной за все годы проведения Сибирского международного марафона – в виде небольшого щита. А еще никогда не забуду свои ощущения на следующий день – икроножные мышцы у меня были слабенькие, и на утро я абсолютно не мог согнуть ноги! Так и ходил целую неделю как на ходулях. Но потом ничего, отпустило. (Улыбается.)

– Ты дважды становился символом SIM – в 1999-м и 2011 году. Твоя фотография украшала марафонские майки, сувениры и плакаты, которые разошлись многотысячным тиражом. Тебя после этого на улицах стали узнавать?

– Ну, таким узнаваемым, как хоккеисты «Авангарда», я, конечно, не стал. Но поклонники бега, кто выходил на трассу SIM в те годы, действительно узнавали мое лицо, у меня тогда часто брали автографы. Однако мирская слава очень быстротечна – молодежь, вставшая «на крыло» в последние годы, меня совершенно не узнает. Ну и ладно. (Смеется.) Тут вот что забавно: первый раз меня выбрали символом марафона, так как организаторам понравилась моя фотография – на ней я преодолеваю дистанцию с сыном Сережей на плечах. Ну а новость о том, что я повторно выбран символом марафона, стала настоящим сюрпризом! Тогда многие люди из омского бегового сообщества стали шептаться, что у меня то ли какой­-то блат в дирекции SIM, то ли что­-то в этом роде. Ну а как же иначе, говорили они?! В Омске тысячи поклонников бега, а символом марафона уже второй раз выбирают Непшу! Неужели больше некого?! И после этого ко мне часто стали обращаться с просьбами: то помочь получить «красивый» номер, то решить проблемы со справкой. А иногда и просто требовали от меня объяснений, типа – почему опять изменили трассу?! Люди были уверены, что у меня есть некие «особенные» рычаги влияния на дирекцию SIM. Приходилось всем объяснять, что это не так, я такой же простой любитель бега, как и они. А символом меня дважды подряд выбирали по очень простой причине: в отличие от большинства бегунов, мое лицо, когда я преодолеваю дистанцию, не перекошено от напряжения. Наоборот, я всегда улыбаюсь! Вот и весь «секрет».

– У тебя есть место, где тебе особенно нравится бегать?

– В идеале – по лесным тропинкам. Очень люблю бегать на природе, когда приезжаю к маме в деревню. Это гораздо приятнее, чем по асфальту! Ну а когда нет возможности выбраться за город, с удовольствием бегаю возле омского Дачного поселка. Там такие сосны!

– Твой личный рекорд в марафоне – 2:59.50 был поставлен в 2014 году в Сургуте, а в полумарафоне – 1:16.30 в 2006 году в Омске. Есть ли в планах их улучшить или это для тебя не важно?

– Сложно сказать. С одной стороны, я еще не собираюсь вешать кроссовки на гвоздь, и переписать свои лучшие результаты – отличная мотивация для любого поклонника бега. С другой стороны, прекрасно отдаю себе отчет, что с годами мы не становимся быстрее. В общем, буду тренироваться, готовиться, бегать, а там посмотрим.

– Согласен с утверждением, что марафон начинается с 35-го километра?

– У каждого человека это очень индивидуально. Более того, даже у одного и того же стайера в разные годы этот момент, когда силы, кажется, заканчиваются, второе дыхание еще не открылось, и ты бежишь на морально-волевых, наступает в разное время. Вот, например, в этом году для меня марафон начался уже километра с двенадцатого. После него я «терпел». А у кого-то это происходит уже километре на пятом, и тем не менее стайеры находят в себе силы преодолеть всю дистанцию целиком. Это-то и отличает марафонцев от всех других любителей бега. Марафон – спорт мужественных людей.

– В 2002 году в Москве ты стал чемпионом России по суточному бегу в команде Омской области. Кроме того, 15 раз выступал в сверхмарафоне «Сутки бегом», показав, опять же в Москве в 2005 году лучший результат – 212,056 километра. Расскажи, что это такое – суточный бег? Стайеры в течение этих суток вообще какие­-то паузы на еду и сон делают?

– Тут все просто – ты можешь в течение этих суток отдыхать столько времени, сколько сам захочешь. Главное, чтобы в соответствии с правилами ни один отдельно взятый интервал отдыха не превысил трех часов. Если превысит – тебя снимут с пробега. А уж сколько ты будешь в течение этих суток бежать, а сколько лежать – зависит от твоей подготовки и желания показать на финише хороший результат. Вот, например, мой партнер по той чемпионской сборной Омской области образца 2002 года Владимир Романов в течение тех суток отдыхал всего три минуты! Ел на бегу – ему подавали гречку в одноразовом стакане. Пил на ходу – чай или колу. На ходу умывался – обтирался губкой, макая ее в таз с водой. А эти три минуты – паузы на посещение туалета. Вот так все жестко, если хочешь стать чемпионом России по суточному бегу!

– Можно ли сравнивать участие в классических марафонах и в суточных забегах?

– Это совсем разное. До сих пор не понимаю до конца, как я попал в этот вид бега, что стало моей мотивацией?! Чтобы добиться в суточном беге высоких результатов, нужно сосредоточиться лишь на этом, отодвинув на второй план все, включая родных людей. Мне за мой чемпионский титул пришлось заплатить дорого: сменить работу, место жительства и семью.

– Ты проводишь в Омской области более десятка массовых спортивно­экстремальных проектов. Какой из них для тебя самый главный?

– Это проект «Территория уДачи», проводимый летом, на протяжении вот уже пяти лет, в 35 километрах от Омска, в курортной зоне на территории палаточного городка. Он представляет собой совокупность четырех мероприятий: беговой кубок «Подсолнух уДачи», гонку с препятствиями «Экстремалы уДачи», дуатлон «Бобры уДачи» и «SOLORACE» – соревнования на ультрамарафонскую дистанцию для бегунов и велосипедистов вокруг соленого озера Эбейты на юго-западе Омской области.

– Этот проект пользуется спросом? Сколько людей он объединяет?

– В этом году в общей сложности в нем приняло участие около семи сотен человек. Популярность этих стартов растет с каждым годом, и участвуют в них уже не только омичи, но и гости из других регионов России, а также из Казахстана. Более того, в этом году специально, чтобы поучаствовать в «Экстремалах уДачи», к нам приезжали люди из Франции и США, которые узнали о нашем проекте из интернета.

 

Алексей Одариев

Перейти на полную версию сайта