Андрей Терентьев – знаковая фигура не только для омского, но и для всего российского ММА (от англ. Mixed Martial Arts – смешанное боевое искусство). Двукратный чемпион мира по панкратиону, которого в 2006 году генеральный секретарь Всемирной федерации панкратиона Панагиотис Канеллопулос назвал лучшим бойцом десятилетия. Андрей Терентьев – старший тренер сборной России по ММА, вице-президент Союза ММА России, президент Союза ММА Омской области, заслуженный тренер России – ответил на вопросы Алексея Одариева.
– Андрей Викторович, давайте начнем разговор с самой свежей по времени победы омских миксфайтеров. В августе в Риме завершилось первенство мира по ММА. Кто из наших земляков особенно отличился в Вечном городе?
– Турнир получился очень представительным, на него съехалось более 400 атлетов из 50 стран, которые выявляли лучших в двух возрастных категориях. В составе сборной России выступили четверо спортсменов, представлявших федерацию ММА Омской области. Все – из школы «Шторм». В итоге наши бойцы сумели выиграть две награды. Победителем первенства мира стал Назар Бекмагамбетов, завоевавший «золото» в весовой категории 52 килограмма. Одного шага до финала не хватило Александру Шепелю, занявшему третье место в весовой категории до 100 килограммов.
– А какое в целом впечатление осталось от выступления в столице Италии сборной России?
– Наша сборная по итогам общекомандного первенства заняла первое место, и это, конечно же, большой успех. Но не обошлось и без ложки дегтя. Наверняка призов и наград у россиян было бы еще больше, если бы организаторы турнира вдруг, чуть ли не в последний момент, не изменили правила! То есть у нас ребята на первенстве России, где и происходил отбор в национальную команду, сражались по одним правилам, а в Риме им пришлось в предельно ускоренном темпе адаптироваться под совершенно другие, по которым они не только никогда не дрались, но даже не тренировались!
– В свете побед наших мастеров смешанного стиля на международном уровне и внимания СМИ к этому виду боев ММА сейчас столь популярен, что, наверное, агитировать детей приходить в секции не приходится?
– Да, наплыв желающих, действительно, большой. К тому же в наших клубах есть секции не только ММА, но и грэпплинга, и джиу-джитсу. Этому бы только радоваться, но, увы, нам не хватает тренировочной базы. Типичный пример – наш клуб «Ермак», занятия в котором для детей абсолютно бесплатные. Его площадь – двести квадратных метров, но во время тренировок народу туда набивается столько, что тренеру приходится проводить занятия чуть ли не стоя на подоконнике! Необходимо строить новые клубы, современные, просторные, хорошо оборудованные. И тут не обойтись без совместных усилий как органов власти, так и бизнес-структур. Ныне действующие секции по ММА в нашем регионе вместить всех желающих просто не в состоянии.
– А хватает ли квалифицированных тренеров?
– Такая проблема тоже существует. И если в городе она решается проще, то найти лицензированного тренера соответствующей квалификации в сельской местности гораздо сложнее. Ищем местных энтузиастов, работаем с молодыми наставниками, которые приезжают на село по распределению. Помогаем им материально, предоставляем необходимое оборудование, чтобы они могли открывать секции ММА в районах области.
– На сегодняшний день Омская областная федерация ММА имеет 48 филиалов в сельских районах региона, включая отделения в Таре, Калачинске, Саргатском, Любинском, Азове, селе Новоуральское Павлоградского района. Считаете, что слава омского ММА будет прирастать талантами из сельских районов?
– И это тоже. Среди сельских ребят масса самородков, искренне влюбленных в этот вид спорта. Один из ярких примеров – Дияр Шулянов. Этот уроженец Нововаршавского района по нескольку раз в неделю приезжал в Омск на тренировки, до тех пор, пока не стал студентом СибГУФК и не перебрался жить в студенческое общежитие в городе. Во время каникул Дияр у себя в деревне занимался под руководством отца. Настоящий фанат спорта! Сейчас он – обладатель Кубка мира по панкратиону, призер чемпионата СФО по рукопашному бою, победитель международного «Кубка содружества» и обладатель Кубка России по панкратиону. Но все же главная наша цель – забирать сельских ребят с улиц и давать им возможность заниматься смешанными боевыми искусствами в достойных условиях, где бы они ни жили.
– Многие родители до сих пор считают, что ММА – это бои без правил, чуть ли не современная версия битв гладиаторов. Можете их успокоить?
– На самом деле у нас очень строгие требования по безопасности. Когда ребенок приходит в секцию ММА, он долгое время занимается лишь общефизической подготовкой и борцовской техникой. Любые удары, особенно в голову, категорически запрещены! Потом, со временем, очень плавно и постепенно, начинают вводиться элементы ударной техники. При этом у нас действует жесткий регламент об обязательном наличии всей необходимой защитной амуниции. Как следствие всего этого – уровень травматизма в ММА один из самых низких по сравнению с другими видами спорта. А мнение о том, что миксфайт – чуть ли не «кровавый спорт», происходит от слабой информированности родителей.
– Как же исправить ситуацию?
– Делаем для этого все возможное. К примеру, в конце октября в здании Омского велотрека пройдет фестиваль единоборств. И там мы будем подробно знакомить всех желающих с нашими тренировочными методиками. У нас есть специальная программа развития именно детского ММА в Омской области.
– С какого возраста можно приходить в секции?
– Начиная с семи лет. Но очень важный нюанс – в соревнованиях ребята начинают участвовать только с двенадцати лет. А перед этим, лет с девяти, начинаем приобщать ребят к так называемой соревновательной практике. Это никакие не турниры, просто ребята из разных клубов проводят иногда совместные занятия, в ходе которых, в частности, состязаются в некоторых борцовских элементах. Еще раз повторю: никакой ударной техники в таком возрасте!
– По количеству отделений клуб «Ермак» занимает третье место в России после подобных бойцовских клубов Москвы и Санкт-Петербурга. За счет чего удается опережать Новосибирск, Екатеринбург и другие мегаполисы страны?
– У нас существует уникальная практика: ребята, которые когда-то начинали постигать азы ММА в клубе «Ермак», а потом стали спортсменами высокого уровня, зачастую с мировым именем, со временем открывают свои собственные клубы для всех желающих. Но не под новыми названиями, как это принято в других регионах, а под эгидой их родного «Ермака», как филиалы знаменитого клуба. Это говорит о той хорошей, почти семейной атмосфере, которая царит в «Ермаке». Даже закончив карьеру действующих спортсменов, наши воспитанники хотят оставаться частью этой семьи.
– Омские бойцы доминируют на чемпионате Сибири по ММА, а как обстоят дела на всероссийском уровне? Мы сильно уступаем столицам?
– Уступаем, но незначительно. Это связано с тем, что в Москве и Питере очень широко распространена практика приглашения легионеров. За сборные этих городов на всероссийских турнирах выступают самые сильные ребята, переманенные из других регионов страны. Прежде всего – из Дагестана. В Омской федерации позиция принципиально другая – мы опираемся, и будем опираться впредь, только на омских ребят. В нашем городе и области достаточно талантов, надо только помочь им развиться, создать для этого все условия.
– На ваш взгляд, хватает ли в России турниров по ММА?
– Нет, не хватает. Сейчас мы очень активно работаем со всеми партнерами нашей федерации для того, чтобы уже в самом скором будущем в Омске появился свой собственный турнир. Он должен быть всероссийского уровня, и обязательно мастерским. То есть его победители будут получать звание «Мастер спорта России». Планируем впервые провести его уже в 2020 году.
– В Омске много очень классных бойцов ММА, но почему же, в отличие от Челябинска или Хабаровска, в нашем городе практически не проводятся турниры по профессиональным боям? Почему омичи не могут своими глазами, а не по телевизору и Интернету, смотреть поединки с участием Шлеменко, Корешкова, Сарнавского, Яна?
– Организация подобного рода масштабных бойцовских турниров требует очень больших финансовых вливаний, и долгое время именно это было главным препятствием. Омские бизнесмены относились к подобного рода инвестициям весьма настороженно. Но нам удалось переломить эту ситуацию, и 15 декабря 2017 года ведущая российская промоутерская компания в индустрии единоборств Fight Nights Global впервые в истории провела большой бойцовский вечер в нашем городе. Это был настоящий прорыв, и он должен был стать лишь первой ласточкой. Увы, все мы знаем, что случилось вскоре с «Ареной Омск». А СКК имени Блинова уже не первый год находится в аварийном состоянии. Так что в нашем городе-миллионнике просто негде стало проводить турниры такого масштаба.
– Вы – двукратный чемпион мира по панкратиону. Свой первый титул выиграли в 2004 году, в Сиднее, когда в финале взяли верх над новозеландцем Юджином Хатсоном. Хорошо помните тот бой до сих пор или время стерло воспоминания?
– Помню очень хорошо и тот турнир в целом, и самого Юджина Хатсона. В Австралию тогда съехались бойцы из шестнадцати стран, уровень был очень серьезный. Что касается Хатсона, то этот спортсмен из Новой Зеландии был ярким представителем советской школы вольной борьбы, и мне пришлось с ним очень непросто.
– Я не ослышался, «советской школы борьбы»?!
– Все правильно. В Советском Союзе были такие легендарные братья Белоглазовы, Сергей и Анатолий. Они очень многого добились в вольной борьбе и как спортсмены, и как тренеры. Довелось им поработать и со сборными командами самых разных стран мира. В частности, Анатолий Алексеевич с 1996 по 1998 год тренировал олимпийскую сборную Австралии. Вот туда-то, заниматься у советского наставника, и приехал Юджин Хатсон. Белоглазов отлично его подготовил, и мне пришлось изрядно повозиться с новозеландцем в финале. В итоге я одолел его по очкам, со счетом 4:1.
– Второй титул чемпиона мира вы завоевали в Пхеньяне, в 2006 году. Соперник по финалу – украинец Василий Новиков. В эмоциональном плане та победа – самая яркая в вашей карьере?
– Конечно! Ведь основное время тогда закончилось вничью, а на дополнительной минуте я не просто победил украинца, а сделал это нокаутом! Этот харьковчанин – очень серьезный парень, мастер спорта Украины международного класса по панкратиону. Но на тот момент на моей стороне было превосходство в опыте. Это-то и сыграло решающую роль. Омские бойцы панкратиона тогда давали жару всему спортивному миру: Вадим Стадников, Кавказ Султанмагомедов, Магомед Мирзамагомедов! Ну и я тоже. (Улыбается.)
– Не многие наши соотечественники бывали в Пхеньяне, считающемся одним из самых закрытых городов мира. Какое впечатление произвела на вас столица Северной Кореи?
– Как будто в тюрьме побывал. Да, нас водили по самым красивым местам столицы, но категорически запрещалось делать хотя бы шаг в сторону от утвержденного маршрута. Рядом с каждым из нас неизменно присутствовал товарищ из компетентных северокорейских органов, и в случае попытки пойти, куда нельзя, они просто тянули нас за рукав! При въезде в страну у нас забрали не только все телефоны и фотоаппараты, но даже газеты и журналы! Хорошо хоть, при выезде все вернули.
– Знаменитое изречение Мухаммеда Али гласит: «У вас должна быть мечта, чтобы вы могли вставать по утрам». А ради какой мечты по утрам встаете вы?
– Повторю то, что уже сказал: самая моя заветная мечта, чтобы у любого ребенка, в каком бы уголке Омской области он ни проживал и каким бы ни был уровень достатка в его семье, была возможность заниматься ММА в хорошо оснащенном, современном зале, под руководством высококвалифицированного, любящего свое дело тренера.
Алексей Одариев