Пока другие заболевшие небом девушки примеряли форму бортпроводниц, стремясь «украшать собой авиацию», Оксана Вертиполох решила взять в свои руки не только свою судьбу, но и штурвал. Сейчас ей 24, и она одна из немногих представительниц прекрасного пола среди пилотов Омской региональной федерации сверхлегкой авиации.
Диплом специалиста по рекламе, карьера на телевидении, увлечение пауэрлифтингом. Но стоило Оксане лишь раз подняться в небо, и спокойно жить на земле она уже не смогла.
Сама девушка признается, что она пока отнюдь не волшебник, а только учится – благо, вокруг есть люди, отдавшие авиации всю свою жизнь и готовые денно и нощно делиться своими знаниями и накопленным опытом. Поэтому мы решили познакомить читателей не только с нашей начинающей героиней, но и с одним из тех, кого считает выдающимся человеком она сама, – президентом региональной федерации сверхлегкой авиации Сергеем Балябкиным.
Небо
Летчики признаются, что страсть к небу – это не наследственное. Эту «болезнь» они открывают в себе сами, без оглядки на пап и мам. Вот и в семье Оксаны пилотов не было. Штурвал в руках держал только дед – но не в воздухе, а на море, где был капитаном. А внучку потянуло в другую стихию.
«Я тот человек, который всю жизнь поднимает глаза вверх», – признается Оксана.
По словам девушки, она всегда любила небо и все, что с ним связано, но сделать решающий шаг и посвятить себя авиации ей помогло, как ни странно, телевидение.
«Я очень хорошо помню тот день. Мне очень долго и очень сильно хотелось снять сюжет про воздушные шары, про воздухоплавателей. Был уже вечер, мы подъехали со съемочной группой на аэродром Калачево, где происходил запуск шара. И там я увидела самолет...».
Еще находясь в корзине воздушного шара, Оксана уже знала, что обязательно снимет сюжет про самолеты. И обязательно пролетит на одном из них. И, несмотря на то, что безумная метель и нелетная погода срывали все планы, заставляя съемочную группу разворачиваться и уезжать ни с чем, свою маленькую мечту девушка все же осуществила.
«Первый раз я летала с Сергеем Балябкиным. Сесть мы смогли только с третьего раза – я все время требовала полетать еще, и мы снова взмывали в воздух».
С тех пор Оксана стала периодически приезжать на аэродром Калачево, и в один прекрасный момент вступила в аэроклуб.
«Однажды вечером, когда я собиралась на тренировку, – тогда я увлекалась пауэрлифтингом - поднимала штангу в спортзале – раздался звонок: «Ты где, почему не в офисе федерации?» И это был тот пинок, который был мне нужен. Конечно, это в любом случае произошло бы рано или поздно – я это знала и никогда в этом не сомневалась. Но эта ситуация ускорила процесс».
Так Оксана стала курсантом, начала учиться на пилота и заодно заниматься маркетингом в федерации.
«Люди, побывавшие в небе один раз, либо убегают, либо возвращаются – уже навсегда. Я из тех, кто вернулся».
Самолет
Первое время Оксана была с самолетом на «Вы».
«Я не вожу автомобиль. И когда я пришла учиться на пилота, очень смутно представляла себе, как выглядит, например, автомобильная свечка. Это вообще для меня был темный-темный лес. И мой инструктор чуть ли не капот открывал и показывал… За это огромное ему спасибо!», – рассказывает Оксана.
Девушка признается, что летный инструктор стал одним из главных людей в ее жизни.
«Своего инструктора я называю папой – мой летный папа. Я его безумно люблю. Он военный летчик I класса, бомбардировщик. И он всю жизнь учил военных - здоровенных крепких мужиков, а тут пришла к нему я. Он вообще ни разу в жизни девушек не учил. И когда в первый раз я села в самолет – в один из Аэропрактов - я не достала до педалей. И на следующее занятие мой инструктор принес поролон... который со временем превратился в специальное раскладное кресло».
По словам Оксаны, один из самых ответственных, но в то же время и самых счастливых моментов – первый полет, который ты совершаешь самостоятельно, без инструктора, оставаясь с самолетом один на один.
«Естественно, курсант готов на 100%, когда он отправляется в свой первый самостоятельный вылет. Но все равно психологически есть осознание того, что тебе никто не поможет. Ты одна в самолете. Или один. И ты все делаешь сам. Максимум, что может сделать инструктор, – подсказать тебе в эфире. И для инструктора этот момент не менее волнительный!»
Несмотря на успехи в вождении самолета, осваивать автомобиль Оксана пока не собирается.
«Мне кажется, что самолетом управлять проще, чем автомобилем. Наверняка это не так, но за руль машины я сесть пока не готова».
Девушка
Вместо строгой юбки, белой блузки и шейного платка с эмблемой авиакомпании Оксана выбрала летный комбинезон, красивое слово «авиатрисса» и возможность не просто подниматься в воздух, а самостоятельно управлять этим процессом.
«Я ни на минуту, ни на секунду не сомневалась в том, что сделала правильный выбор. Больше того, я не жалею о том, что я получила другое первое образование. Но небо – это действительно мое. И строить свои отношения с ним я сразу решила именно как пилот», – говорит Оксана.
Сейчас девушка управляет самолетом наравне с представителями сильного пола. А ведь женщин, решивших, как и Оксана, пойти по стопам легендарной Эмилии Эрхарт, в современном мире не так много. Впрочем, сказать, что их можно пересчитать по пальцам одной руки, тоже нельзя.
«Как-то так исторически сложилось, что это больше мужская суровая романтическая профессия. Девушки в основном приходят для того, чтобы быть бортпроводниками и украшать собой всю эту авиацию. И некоторое время назад профессия пилота была действительно физически непростой и трудной. Сейчас, конечно, управлять воздушным судном стало проще и легче – так же, как и автомобилем. Раньше было трудно представить себе женщину на грузовике, а сейчас, когда есть гидроусилитель, электрический усилитель руля, то вроде уже и нормально», – говорит председатель региональной федерации сверхлегкой авиации Сергей Балябкин.
По словам авиатора, почти в каждом регионе, где есть свой аэроклуб, есть хотя бы одна девушка, способная самостоятельно подняться в небо. Есть женщины-пилоты и в спортивной авиации – от простых любительниц до чемпионок мира. Возможно, со временем их станет еще больше, но от этого мы не перестанем меньше ими восхищаться.
Вместо земли – воздух, вместо стажа – налет часов, вместо планерки – разбор полетов. Но не только этим работа летчика отличается от «земных» профессий.
«У всех, кто летает, работа связана с определенным риском. Как и у подводников – стихия, где они работают, тоже для человека не приспособлена. Понятно, что все проверяется, но все же человек, когда идет работать летчиком, соглашается с этим риском. И поэтому здесь все друг друга поддерживают. Здесь люди действительно переживают друг за друга и всегда друг другу помогают – это не просто дружный коллектив, а настоящая летная семья», – рассказывает Оксана.
Для кого-то конечная цель – свидетельство пилота-любителя, но для Оксаны это только самое начало. Начало очень длинного и, к сожалению, очень сложного пути.
«Доходит до абсурда, но сейчас практически некому летать – выполнять коммерческие и линейные рейсы. Это действительно так. Конечно, многие учатся летать просто для того, чтобы обрести новое хобби – так называемые «летчики выходного дня». Но тем людям, которые хотят двигаться дальше, а таких тоже немало, практически невозможно получить коммерческое пилотское свидетельство в данный момент», – поясняет Сергей Балябкин.
«Пилотов не хватает, но при этом стать пилотом практически невозможно. Вот, например, захотел ты стать бухгалтером – поступил в любой вуз на «Бухучет и аудит», учишься и работаешь. В случае с пилотами такая система, к сожалению, не срабатывает. Этой специальности учат в нескольких вузах, бюджетных мест там практически нет, а конкурс при поступлении бешеный. Коммерческие места есть, но сказать, что учиться на пилота дорого – не сказать ничего. Один год обучения в Университете гражданской авиации в Санкт-Петербурге стоит порядка полутора миллионов рублей. Поэтому приходится идти другим путем», – говорит Оксана.
Путь этот начинается в учебно-методическом авиационном центре и, по словам Оксаны, не заканчивается никогда.
«Мне кажется, что летное дело, – это то, чему нужно учиться всю жизнь. Здесь невозможно просто получить образование и работать. Тут постоянно узнаешь что-то новое. Постоянно освежаешь знания по аэродинамике, радиообмену, метеорологии, потому что иначе двигаться дальше просто невозможно. Планы-то далеко идущие. Очень», – признается Оксана.
Герой
Свою судьбу каждый человек выбирает сам, но есть особые люди – те, кто открывает для других новые пути и новые возможности. Один из таких людей – президент Омской региональной федерации сверхлегкой авиации Сергей Балябкин. Человек, без которого для многих путь в авиацию был бы закрыт. Без которого некому было бы в Омске устраивать авиашоу. Без которого для десятков людей их детская мечта о небе так и осталась бы только мечтой.
«Сейчас уже второй год у нас существует учебно-методический авиационный центр на территории Омской области, и эта ситуация в общем-то уникальная – в то время, когда сильнейший прессинг в авиации, когда закрывается очень много центров, мы открылись. И мы готовим сейчас пилотов сверхлегких воздушных судов, пилотов легких воздушных судов, пилотов для хобби, частных пилотов, пилотов для базы авиационной охраны лесов. И на этих маленьких самолетах мы выполняем не просто полеты в удовольствие, а реальные авиаработы, такие как, например, обнаружение и тушение лесных пожаров», – рассказывает Сергей Балябкин.
Сам Сергей – в прошлом бизнесмен, для которого небо и самолет были не больше чем хобби. А задуматься о смене вектора заставил экономический кризис.
«Кто знает, как бы все повернулось, если бы не кризис 2008 года. Хобби было, да. Но только на уровне хобби. О том, чтобы полностью себя этому посвятить, я на тот момент не задумывался. Был самолет, и меня это устраивало. Устраивало то, что он мне дает. Но я попробовал двигаться дальше. Не хочу, чтобы это прозвучало пафосно, но когда я прошел весь этот путь, я понял, какой он непонятный, запутанный, и во многом запутанный намеренно. И мне не хотелось, чтобы другие люди так же тыкались в темноте, не понимая куда, и наступали на те же самые грабли».
Так из простого хобби полеты и все, что с ними связано, для Сергея Балябкина переросли в главное дело всей его жизни. И он вместе с командой единомышленников начал прокладывать путь в сверхлегкую авиацию для тех других, кто мечтал о небе, но реализовать эту мечту не мог.
«Одна из тех вещей, которыми я занялся тогда, – начал рассказывать людям, что и как нужно делать, что можно летать официально, правильно, в свое удовольствие и еще приносить пользу при всем при этом. И что можно, в общем-то, на этом зарабатывать деньги. И развивать ту же самую авиацию. И я, естественно, был не один такой. Многие люди на Марьяновке и на ДОСААФе, у которых авиация на тот момент была на уровне хобби, также стали все это делать. Кто-то – мне помогать, кто-то – меня учить, кто-то – меня направлять. Очень большое спасибо бывшим военным летчикам, которые, находясь на пенсии, начали передавать свои знания и свой опыт, становясь преподавателями и инструкторами. Тоже, в общем-то, не за большие деньги».
С тех пор Сергей Балябкин остается верным своей любви к небу, всеми силами помогает развитию авиации и ни капли не жалеет о том, что все в его жизни сложилось именно так.
«Полет – это то, что привлекает, тянет, завораживает и заставляет по-другому посмотреть на мир. Благодаря кризису 2008 года я полностью ушел из бизнеса и полностью посвятил себя этой замечательной деятельности. Приносит ли она мне те доходы, которые были ранее? Конечно, нет. Более того, она еще и потребляет. Но мне это в удовольствие. И мы делаем большое, интересное и полезное для страны, а не только для себя, дело».