ИТОГИ НЕДЕЛИ: областную сеть аптек отдали под «внешнее управление», японцы намерены развернуть в Омске завод фенола, а мэрия наконец назначила главу департамента безопасности

Омскую аптечную сеть готовят к продаже? 

Неожиданно сменился руководитель ОАО «Омское лекарство», полностью принадлежащего правительству региона. Последние четыре года предприятие возглавлял Игорь Богдашин. Его сменил приезжий Сергей Ловейкин, глава АО «Новгородфармация», управляющего аптечными сетями в Новгородской, Ярославской и Ленинградской областях.

Причины отставки Богдашина не оглашается, но известно, что ему оставалось три месяца до пенсии. По предположениям некоторых СМИ, «Омское лекарство» попросту готовят к продаже, и новый гендиректор должен оценить актив, выявить его сильные и слабые стороны. В 2018 году выручка предприятия составила 1,81 млрд рублей.

Интересно, что смена начальства в ОАО похожа на перестановки в омском аэропорту, глава которого уступил свой пост «варягу», но остался на предприятии заместителем. Также случилось и в «Омском лекарстве» – Богдашин продолжит работу, но на другой должности.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Отмечается, что основной владелец сети АО «Новгородфармация» – ООО «Управляющая компания «Кузбасс-Макслевел», учредители которой «известны своим интересом к госактивам». Напомним, что в конце 2014 года область уже готовилась продать 51 % акций ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» (начальная цена тогда была назначена на уровне 390 млн 61 тыс. рублей, шаг аукциона – 5 млн рублей), но в начале февраля 2015 года, за неделю до торгов, лот был с них снят. Можно предположить, что в связи с полуторакратным увеличением оборота за прошедшие пять лет и начальная цена должна составлять теперь не менее 600 миллионов рублей, что является существенной для бюджета суммой.

 «Омскому лекарству» удалось выйти в лидеры за счет развития сети в районах области, поддержки из бюджета на организацию выдачи льготных лекарств и развития собственного производства. Все три фактора дополняют друг друга, составляя уникальное конкурентное преимущество сети – при том, что льготные лекарства не позволяют использовать высокую наценку, они гарантируют устойчивый объем сбыта наряду с участием в обеспечении госзаказа. Это обеспечивает высокую проходимость аптек сети, а зарабатывают они уже на сопутствующих товарах, в т.ч. собственного производства.

Количество персонала сети составляет 590 человек, что само по себе представляет серьезный фактор социальной ответственности. Но главное, конечно – наличие у областной власти собственного ресурса влияния на обеспечение населения льготными лекарствами. Наличие у сети в регионе 136 собственных аптек (в т. ч. 46 в Омске и 89 филиалов) позволяет не только обеспечивать максимальное покрытие, но и напрямую влиять на ценообразование на лекарственном рынке минимальной торговой наценкой. Кроме того, ОАО имеет большой опыт работы по госконтрактам – так, оно принимало участие в 403 торгах и выиграло 301 из них, основным заказчиком является Министерство здравоохранения Омской области.

Одна из причин периодически возникающего желания избавиться от данного актива – низкая рентабельность и покрытие убытков по основному виду деятельности за счет собственного производства и других вынужденных маркетинговых ходов. В связи с этим можно и впредь прогнозировать попытки областной власти избавиться от актива, вопрос только в том, насколько чисто деловой подход будет сочетаться с социальной ответственностью.

Во всяком случае, в 2015 году представители областного правительства объясняли отмену приватизации сети «намерением сохранить в условиях кризиса полный контроль над предприятием, которое выполняет программу дополнительного лекарственного обеспечения» (напомним, что это решение было в том числе и политическим, т. к. совпало по времени с предложения президента Путина о создании в стране сети государственных аптек). Выходит, то ли кризис в Омске прошел, то ли подходы нынешней областной команды кардинально отличаются от предшествующей.

Несколько обнадеживает тот факт, что «Новгородфармация» является оператором федеральной и региональной льготы в регионе, в связи с чем приобретение ею ОАО «Омское лекарство» наверняка будет сделано с аналогичным обременением.

Помимо очевидных интересов собственников «Новгородфармации», в получении сети может быть заинтересован один из игроков, борющихся за долю на омском фармацевтическом рынке. В частности, в данный момент на него заходит краснодарский «Магнит», но в его случае речь идет лишь о нескольких аптеках в городе, получить же сразу более ста, в большинстве своем находящихся в сельских районах, и вложить в приобретение не менее полумиллиарда рублей – слишком рискованное вложение для «Магнита», известного своей расчетливостью.

Наконец, учитывая скандальную историю с обнаружением на рабочем компьютере в Алапаевской городской больнице файлов, связанных с разработкой в интересах заместителя министра здравоохранения Омской области Александра Павловских схемы на поставках медикаментов в Омске, можно предположить, что ОАО может мешать подобным схемам и сознательно выводится из игры.

 

С кремниевым заводом в Омске не вышло, на очереди – фенол 


На Восточном экономическом форуме во Владивостовке омские власти подписали трехстороннее соглашение с японской мегакорпорацией Mitsubishi о строительстве новой производственной площадки по производству фенола на базе группы компаний «Титан». Mitsubishi владеет лицензией, технологией и планирует заниматься монтажом и строительством этой производственной площадки. Перед «Титаном» стоит задача в течение месяца после подписания соглашения договориться с коллегами из Японии о всех нюансах проекта и согласовать условия запуска нового производства.

Отметим, именно «Титан» в свое время заявлял планы о строительстве завода по производству кремниевой продукции, что вызвало волну протеста из-за экологической опасности такого предприятия. В итоге проект остался лишь на бумаге. Фенол относится ко второму классу опасности, вызывает при вдыхании нарушение функций нервной системы, при внешнем воздействии причиняет химические ожоги.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Пока конкретных цифр и бизнес-плана не называется, и судить о проекте можно будет не ранее начала октября, когда намечается публикация деталей. Если вспомнить аналогичные задумки прошлых лет, то проблемы у «Титана» и «Мостовика» с проектами по производству поликристаллического кремния возникали не в связи с недоверием к технологиям безопасности, а в связи с самим выбранным ими местом для размещения производства – у «Титана» строительство намечалось в северо-восточной промзоне, а у «Мостовика» – на Левобережье. В обоих случаях ради экономии на подводе коммуникаций и компактности размещения производств – в границах города-миллионника, и лишь утрата собственной ресурсной базы остановила планы «Титана».

Для сравнения: во всем мире аналогичные производства от крупных городов размещаются на расстоянии в сотни километров. По новому производству почти никаких данных нет, но можно не сомневаться в том, что оно тоже будет размещено на производственных площадках «Титана», обеспеченных его коммуникациями – возможно, все в той же северо-восточной промзоне.

Что касается пользы для региональной экономики, с одной стороны, проект не входит в число крупнейших, о которых по итогам ВЭФ отчитался Юрий Трутнев. Вообще, речь не идет о прямых инвестициях: японская компания обеспечивает производство технологиями и инжинирингом. Но и эта сторона дела имеет большое значение, т. к. играет свою роль в преодолении технологической блокады России.

Полтора года назад «Титан» анонсировал инвестирование в создание своего предприятия в Пскове 14 миллиардов рублей, тогда руководство региона заявляло, что этот факт его «огорчает». В истории с «Мицубиси» пока конкретных цифр не называется, но в любом случае речь идет о переходе к инвестированию в омские активы.

Данная тенденция, с одной стороны, не может не радовать. А с другой – никаких деклараций по поводу того, какие налоговые условия для размещения вредного производства в Омске «Титан» получил, не публикуется. В связи с этим на ум приходят не самые веселые мысли. Ведь вполне может получиться, что омичи практически в городской черте получат новое, потенциально опасное производство, но ради привлечения инвесторов областные власти устроят им длительные налоговые каникулы. Т. е. реальный экономический эффект Омск ощутит еще не скоро, тогда как все экологические риски возникают для нас сразу и в полном объеме.

 

Мэрия произвела «безопасное» назначение 


По данным официального сайта администрации Омска, директором департамента общественной безопасности отныне является Евгений Скрипкарев. Ранее на странице ведомства информация о руководителе отсутствовала, а Скрипкарев значился первым заместителем и начальником управления по взаимодействию с государственными органами в сфере безопасности.

Место стало вакантно весной этого года, когда с него ушел Алексей Сиренко, руководивший департаментом с 2012 года (предположительно, в связи с достижением 60-летнего возраста). «СуперОмск» тогда прогнозировал, что сменщиком станет Скрипкарев, так в итоге и произошло. Официально о кадровом решении так и не объявлялось.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Как правило, руководят департаментом ушедшие на пенсию силовики, и в случае со Скрипкаревым длительное согласование обусловлено его молодым возрастом. Зато он может планировать длительные проекты, на которые отставникам, «дорабатывающим» в этой должности, зачастую не хватало времени «на раскачку».

Низкий уровень публичности департамента можно очевидно объяснить спецификой работы. Большинство сотрудников – выходцы из силовых структур, где по понятным причинам «откровенность» никогда не приветствовалась. При этом публичность при Скрипкареве, в отличие от его предшественников, довольно сильно выросла – он регулярно комментирует актуальные темы в зоне компетенции департамента, выступает в СМИ.

Проблемы ведомства – все те же, что и у всех городских структур, прежде всего – недостаточное финансирование при огромном объеме и разнообразии функционала. Для примера: на поддержку дружинников из бюджета выделяется 66 тысяч рублей в год, их хватает только на повязки дружинников и страховку. Понятно, что никакой серьезной базы для развития данного института это заложить не позволяет. При этом спорных, скандальных ситуаций вокруг департамента не отмечается, в целом, он работает в сложившихся условиях достаточно эффективно.

Перейти на полную версию сайта