В среду, 18 сентября, на комитете по ЖКХ и транспорту в горсовете Омска депутатам озвучили планы по развитию электротранспорта.
Как следовало из отчета директора департамента транспорта Александра Вялкова, сегодня в городе работают три трамвайных и шесть троллейбусных маршрутов. В общей сложности парк электрического транспорта составляет 225 машин, из них 135 троллейбусов и 90 трамваев. Износ троллейбусов составляет 97 %, трамваев – 94 %. За 7 месяцев 2019 года муниципальное предприятие перевезло 13,2 миллиона пассажиров, это на 2,2 % больше аналогичного периода 2018 года. В 2019 году учреждение профинансировали на 129,7 миллиона рублей. Это компенсация недополученных доходов, разница между тарифом РЭК и фактической стоимостью проезда.
Для улучшения финансового состояния предприятия проведена оптимизация затрат в виде экономии расходов на электроэнергию. Кроме того, за первое полугодие 2019 года удалось получить доходы от иных видов деятельности в сумме 26 миллионов рублей. По словам главы ведомства, существенную экономию тепловой и электрической энергии удалось получить из-за передачи в муниципальную казну неиспользуемого здания по улице Ватутина, 23. Дополнительный эффект власти получили, переведя котельную с мазута на газ.
Кредиторская задолженность муниципального предприятия на 1 июля 2019 года сложилась в размере 63,4 миллиона рублей, тогда как на 1 июля 2018 года она составляла 167 миллионов рублей. Дебиторская задолженность на 1 июля 2019 года составила 118 миллионов рублей. Текущая задолженность достигла 13 миллионов рублей.
Однако депутатов интересовали более конкретные сведения. В частности, Михаил Федотов уточнил, за счет чего произошло увеличение прибыли и снижение задолженности. Как оказалось, МУП «Электротранспорт» экономит на тепле и электроэнергии, а все средства тратит на развитие. Например, на покупку подержанных трамваев из столицы или ремонт подвижного состава. Впрочем, у парламентариев этот отчет вызвал вполне ожидаемую тревогу за судьбу троллейбусов и трамваев.
«Можно ли верить, что электротранспорт останется?» – уточнил Михаил Федотов.
На что Александр Вялков заверил его, что разговоры о ликвидации троллейбусов и трамваев никогда не велись.
Кроме того, депутаты задали вопросы об обновлении автопарка. Однако в строгом смысле об этом речи пока не идет.
«Трамваи – бренд Омска. Я против устранения этого вида транспорта. Это костяк, на котором должна формироваться маршрутная сеть. Троллейбус эксплуатируется в более жестких условиях, и к концу своей эксплуатации просто сгнивает. Покупаем подержанные машины в столице. Жаль, что Москва не так активно меняет троллейбусы. Для нас «бэушные» трамваи и троллейбусы почти что новые», – подчеркнул Александр Вялков.
В свою очередь, депутат Владимир Казанин констатировал, что трамваи в городе постепенно вымирают.
«Помню, как в середине 1990-х годов начали уничтожать трамваи. Сегодняшний доклад – свидетельство того, что как умирал этот вид транспорта, так и вымирает. Окончательно демонтировали рельсы на улице Заозерной и на Левом берегу. Пока это все печально все. Троллейбусы еще как-то ездят, а трамваи как вид транспорта исчезают в городе. В Европе трамвай никто не уничтожил, в Праге, например. В 2000 туда туда ездили перенимать опыт, видимо, опыт, прошел мимо нас», – отметил Владимир Казанин.
Продолжая тему, вице-спикер горсовета Андрей Ткачук поддержал коллегу, но был более оптимистичен в оценках, предложив привлечь федеральные средства.
«Хорошо, что мы отошли от стагнации, и спасибо, что удерживаете ситуацию. Поддержу коллегу, перспектив у электротранспорта никаких нет. Как шагреневая кожа, сократилась у нас электросеть. Есть регионы, которые идут по пути увеличения этого вида транспорта. Они разработали программу развития и получили федеральное финансирование. Потому что без поддержки региона нам в корне ситуацию не изменить. Мы хоть лоб разобьем. Считаю, наш руководитель на своем месте, но без федеральной поддержки региона нам ситуацию не изменить», – убежден он.
К их мнению присоединился Олег Афанасьев. Он предложил направить запрос от городского парламента, что конкретно было предпринято департаментом для того, чтобы войти в программу развития транспортной инфраструктуры правительства России. Как следует из документов, федеральные власти намерены помочь Омску с приобретением электробусов, однако о помощи в плане развития уже существующего электротранспорта речи не идет.
В итоге информацию приняли к сведению, с учетом всех предложений депутатов.