Кино Белого Омска

В свежем номере «Домашней газеты» от 18 сентября вышел материал о фильмах, которые смотрели омичи во время Гражданской войны.

В 2019 исполнилось 100 лет Белому Омску, который в 1918-1919 годах был столицей Белой России. О некоторых страницах культурной жизни города той поры будет рассказано в материалах нашей газеты. В начале ХХ века в России начинается триумфальный рост популярности кино. Невероятные возможности нового вида искусства быстро оценили и зрители, и предприниматели. Первоначально русские зрители смотрели зарубежные фильмы, но затем стали появляться и отечественные картины.

Официальной датой рождения кино в России считается 15 октября 1908 года: в этот день на экраны вышел фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Это была картина на русскую тему, поставленная русским режиссером, снятая русскими операторами, наконец, финансировавшаяся русским дельцом. Только на этом основании можно считать «Понизовую вольницу» первым русским фильмом, так как еще в 1907 году были предприняты более или менее удачные попытки снять художественные фильмы.

«В 1916 году в России было продано не менее ста пятидесяти миллионов билетов в кинотеатры. Из этого следует, что в среднем на каждую прочитанную книгу приходилось пять-шесть посещений кинематографа, а на каждый проданный театральный билет <…> – десять-двенадцать проданных кинематографических билетов. Можно, таким образом, утверждать, что в дореволюционной России, во всяком случае в годы Первой мировой войны, кино в деле удовлетворения эстетических запросов населения играло большую роль, чем театр и даже литература».

Первая мировая война и быстрое развитие киноиндустрии поставили перед российскими промышленниками вопрос о создании новой инфраструктуры кинопроизводства – студии Москвы и Петербурга уже не отвечали растущим требованиям. В 1916 году Александр Ханжонков для своей кинокомпании строит новую съемочную базу в Ялте, а с весны 1917 года налаживает кинопроизводство в Крыму. Его примеру следуют некоторые другие кинопромышленники. До ноября 1920 года Ялта становится главным кинематографическим центром России, хотя производство фильмов продолжается также и в обеих столицах.

Ко времени революции Омск уже имел многолетнее знакомство с кинематографом. Первый сеанс в нашем городе состоялся 12 января 1897 года в Манеже Омской крепости. Были продемонстрированы пять картин: «Человек-змея», «Гимнастическое упражнение на трапеции», «Столярная мастерская», «Купальня», «Улица Парижа», «Приход поезда железной дороги».

Заметную роль в становлении омского кинематографа сыграл театр­-цирк П. К. Сичкарева, построенный в 1898 году в юго-западной части Любинского сада. В этом здании постоянно проводились сеансы кинематографа. А в конце января 1907 г. здесь состоялось открытие стационарного электротеатра «Одеон». Следом появились: «Омский кинематограф-театр», электротеатр «Иллюзион», «Ново­американский электротеатр», «Двадцатый век», «Прогресс». К 1910 году Омск имел 6 электротеатров (кинотеатров), а седьмой («Модерн») был открыт в Атаманском хуторе.

В Белом Омске главной киноплощадкой был кинотеатр «Гигант», сочетавший и функции театра. Он находился напротив гостиницы «Россия», рядом с мостом через Омь. Кинофильмы шли также в электротеатре «Одеон» и в кинотеатре «Саргон», находившемся в Атаманском хуторе. Интересно, что «Гигант» в 1919 году принадлежал городу, и городская управа объявляла торги на право аренды кинотеатра с 10 октября 1919 года до 10 октября 1922 года. Конечно, после прихода большевиков аренда была аннулирована.

В белой столице в этот период шли фильмы, в основном вышедшие на экран еще до революции, но были и новые картины, снятые в Крыму на студии Хаджонкова. Так, в декабре 1918 года в кинотеатре «Гигант» шел фильм «Когда цветет сирень» с участием Витольда Полонского. Фильм был снят в конце 1917 года, но к зрителям попал позднее. В январе 1919 года на экраны вышла еще одна картина студии Хаджонкова «Вдова» (по роману Октава Фелье). Фильм был поставлен Федором Комиссаржевским в 1918 году и рекламировался как «первый (т. е. лучший, качественный. – С.С.) боевик». В картине снимались: З. Баранцевич, М. Стальский, В. Свобода, В. Вограм.

Жанр боевиков был настолько популярным, что газетные рекламщики активно использовали этот термин, рекламируя даже фильмы, поставленные по произведениям русских классических авторов. Например, именно как на «колоссальный боевик» зазывалась публика на фильм «Обрыв», поставленный по знаменитому роману Ивана Гончарова. Фильм шел в шести частях. Главную роль в нем исполнил Иван Мозжухин. В январе 1919 года омские зрители смотрели картину «Призыв смерти». В картине снимались популярные артисты, тогдашние звезды Лидия Рындина и Вячеслав Свобода.

Еще один «мировой боевик» назывался «Смерть богов (Юлиан отступник)». Этот фильм режиссера Владимира Касьянова (его другое название «Гибель богов») был поставлен в 1916 году по одноименной трилогии Дмитрия Мережковского. В современном понимании он, конечно, не являлся «боевиком», а был историческим фильмом. Действие фильма разворачивалось в Древнем Риме в IV веке. Фильм характеризовался большим постановочным размахом и являлся подражанием грандиозным итальянским историческим постановкам.

Любовные истории и мелодрамы с эротическим уклоном также были очень популярным жанром. В августе 1918 года в Омске шел фильм «Ева» (драма в 5 частях). В газетной рекламе давались и названия частей, призванные еще больше заинтриговать зрителя: 1. Венец любви. 2. То, что было приманкой. 3. Венец любви. 4. Поверивший. 5. Ева и крест. Этот фильм, снятый в 1918 году режиссером Виктором Туржанским, имел и другое название – «Приманка притона» и повествовал о жизни проститутки. Роли исполняли: Зоя Карабанова, Амо Бек-Назаров, Иван Перестиани, Сергей Гудков (II), Елена Чайка. Красавица Зоя Карабанова была одной из звезд тогдашнего кино. В 1920 году она покинула Россию и позднее работала в Париже и США.

Еще более популярной актрисой тогдашнего русского кино была знаменитая Вера Холодная. Фильмы с ее участием также шли в Омске в годы Гражданской войны. Так, например, в 1918 году шел фильм­драма «Человек-зверь», поставленный по одноименному роману Эмиля Золя (картина была снята в 1917 году).

В январе 1919 года шла картина «Мара Крамская» (1915 года выпуска). Чтобы привлечь публику, омские рекламодатели это название давали в скобках, а крупным жирным шрифтом шло другое наименование: «Жрица свободной любви». В картине снимались актеры Московского художественного театра. Главную роль (Мары Камской) исполнила Ольга Гзовская.

Совершенно необычным способом создания фильма в те годы была экранизация стихов. А точнее, на основе популярных классических стихов писался некий сценарий фильма, и этим дополнительно создавалась интрига для публики. В омском «Гиганте» в 1919 году шел «выдающийся боевик» «Ты ко мне не вернешься», поставленный по мотивам стиха Игоря Северянина.

Сюжет другой картины «Вырыта заступом яма глубокая», шедшей в Белом Омске, был задуман по одноименному стихотворению Ивана Никитина. Стихотворение, написанное в 1860 году, показывает весьма безотрадную картину жизни разочаровавшегося молодого человека. Сценарист фильма из весьма невнятного сюжета сделал настоящую «драму в пяти частях с прологом и эпилогом», каждая из которых была названа в рекламе фильма: 1. Сиротская доля. 2. Любовь хитра. 3. Молодой и старый. 4. Разбиты все надежды. 4. О жизни покончен вопрос. Сценаристом, режиссером и исполнителем одной из главных ролей стал Александр Чаргонин (1915-1939). Главную женскую роль сыграла в этом фильме Е. Романова. Фильм был снят в 1917 году на киностудии «Русь» и носил второе название «Тайна веселого дома». Интересно, что в рекламе фильма указывалось: «киноинсценировка по стихотворению Никитина». А сверх программы предлагалось посмотреть оперетку «Пупсик», подготовленную опереточно-комедийной труппой Я.С. Гальского. Картина «Саядэ – дочь Крыма» Интернету неизвестна вообще, между тем она тоже шла в Омске в 1919 году.

С 4 февраля 1919 года в Омске начался показ картины в 5 частях «Белые голуби» (Сектанты)». Фильм, снятый в 1917 году, был посвящен истории борьбы православной церкви с сектантством. «Белые голуби» – название скопческой секты, основанной в Москве в царствование Александра I «пророком» скопческого бога Кондратием Селивановым. В фильме снимались Александр Чаргонин, Бронислава Рутковская, Николай Маликов, Ольга Оболенская и другие известные актеры. Рекламщики не скупились, расхваливая фильм в газетах: «Мировая картина затмит все до сих пор виденное. Все должны видеть!». Мелким шрифтом были дополнительные аргументы, которые должны были заставить публику прийти в кино. Во-первых, реклама уверяла, что снимались лучшие русские артисты. Во­-вторых, публику убеждали, что картину обязательно будут бурно обсуждать и что будет много «справедливой и несправедливой критики» увиденного. Для удобства публики (не забудем, что все фильмы были немыми) продавали «подробное иллюстрированное либретто».

В этот же период был показ кинодрамы «Кровавый восток». После этого сверх программы шла «веселая оперетта «Тайны вашего города»». По окончании киносеансов, в 10 часов вечера начиналось выступление «Кабаре» с участием лучших артистических сил Омска, Самары и Казани и других городов. Вход туда был по «особым билетам». В фойе кинотеатра проводились танцы. Веселье заканчивалось в 2 часа ночи. Нередко выступали в «Гиганте» и другие артисты. Своих поклонников находили и мистические представления. Так, например, успехом пользовались гастроли мадмуазель Луции – «ясновидящей девочки 12 лет» .

Почему же люди шли в кино даже в самые тяжелые дни? Это, безусловно, было важным психологическим средством сохранения стабильности психики. В августе 1919 года в одной из омских газет Калистратом Кедровым был опубликован весьма интересный материал, озаглавленный «Тоска по старой жизни». Он проливает дополнительный свет на роль кинематографа в годы Гражданской войны. Беседуют два человека. Один из них предлагает сходить в кинематограф. И когда его собеседник отказывается, поясняет: «Я хожу посмотреть старую жизнь, отдохнуть немного от этого кошмара, от революции. Сижу это я в кинематографе, хочу забыть настоящее… И думаю, что все приснилось. Представляете, отдыхаю душой».

Таким образом, в повседневной жизни Белого Омска кино играло заметную роль. Зрелищность и общедоступность делали его привлекательными для населения. Достаточное количество кинотеатров, постоянный привоз кинопромышленниками новых фильмов привлекал омскую публику. Крупнейшими кинотеатрами города были «Гигант» и «Одеон», которые, помимо просмотров кинофильмов, устраивали театральные постановки и танцы. Среди жанров преобладали «боевики», драмы, фильмы с историческим сюжетом. Помимо дореволюционных кинолент, в Омск привозили и фильмы, снятые в Крыму после революции. Крупные газеты белой столицы («Омский вестник», «Сибирская жизнь») периодически публиковали рекламу кинофильмов. Кино в годы Гражданской войны выполняло не только развлекательную роль, но и служило определенным психологическим компенсатором, напоминало о прежней, дореволюционной жизни.

 

Сергей Сизов, профессор СибАДИ, доктор исторических наук

Перейти на полную версию сайта