Велогонщик Вячеслав Екимов: «Если будешь тормозить – упадешь»

В номере «Домашней газеты» от 18 сентября вышло эксклюзивное интервью с великим велогонщиком Вячеславом Екимовым.

Титулов и регалий, завоеванных Вячеславом Екимовым за годы выступления в велоспорте, с запасом хватило бы сразу на несколько блистательных спортивных карьер. Посудите сами: трехкратный олимпийский чемпион, многократный рекордсмен мира на разных дистанциях, победитель чемпионатов мира и Игр доброй воли, заслуженный мастер спорта СССР. Но, пожалуй, для того, чтобы оценить роль Вячеслава Владимировича в спорте, достаточно и одного, пусть и неофициального титула. Именно Екимова специалисты во всем мире в один голос называют «Лучший велосипедист XX века в России». В начале сентября легендарный атлет, занимающий сейчас должность президента Федерации велосипедного спорта России, побывал в нашем городе на открытии международного турнира «Grand Prix of Omsk» и ответил на вопросы Алексея Одариева.

– Вячеслав Владимирович, вы нередкий гость в Омске, причем приезжаете к нам не только на официальные мероприятия, но и для того, чтобы, например, принять участие в празднике «ВелоОмск». Впечатление такое, что у вас к Омску какая-то особенная симпатия. Это правда?

– Омск занимает особое место как в моем сердце – это город, где мне всегда очень приятно бывать, так и в моем профессиональном графике. Дело в том, что Омская область – регион активного развития велоспорта. Это объясняется как наличием здесь классных тренерских кадров, так и, самое главное, замечательной инфраструктуры. Речь, конечно же, о современном Омском велотреке – таких сооружений на всю Россию всего три – в Москве, в Питере и здесь. А еще в Омске есть отличные молодые гонщики, голодные до побед и не испорченные столичными замашками. Вот по всем этим-­то причинам я, действительно, достаточно часто приезжаю в Омск.

– Что скажете про турнир «Grand Prix of Omsk»? Насколько высок его уровень?

– Сейчас на соревнованиях первой и второй категорий, к числу которых относится и «Grand Prix of Omsk», проходит отбор на право участия в Кубке мира. Почему такая на омском турнире конкуренция, почему приехали Гонконг, Китай, Казахстан, Узбекистан? Потому, что есть нехватка очков и идет борьба за выход на этапы Кубка мира. Такие соревнования всегда востребованы и имеют очень насыщенную повестку. Отсюда и состав участников, среди которых, к примеру, Ольга Забелинская, чемпионка России, Азии, Европы, двукратный бронзовый призер Олимпиады в Лондоне и серебряный призер Игр в Рио-де-Жанейро. С 2018 года спортсменка выступает за сборную Узбекистана. Приехало на берега Иртыша и немало представителей сборной нашей страны. Так что уровень турнира, безусловно, высокий.

– Уже не первый год именно в Омске проходит первенство России по велоспорту на треке. Проводить его здесь целесообразнее, чем на треках Москвы или Питера?

– Во­-первых, гонщики из западных районов страны выступают на той части первенства России, которое проходит в Москве или Санкт-Петербурге, а вот представителям регионов, находящихся за Уралом, гораздо удобнее и доступнее соревноваться в Омске. Ну а во-вторых, в вашем городе этот турнир традиционно проводят на ничуть не менее высоком уровне, чем в столицах.

– С какими людьми у вас в первую очередь ассоциируется история омского велоспорта?

– Таких людей немало, ведь у нашего вида спорта в Омске очень славная история. Боюсь кого-то не назвать и тем самым обидеть, но первые имена, приходящие на память, это заслуженный мастер спорта СССР по велосипедному спорту, заслуженный тренер страны Владимир Соколов. Он был одним из сильнейших велогонщиков 60-70-х годов. А еще чемпион Олимпиады-1972 Геннадий Комнатов, чемпион Олимпиады-1980 Сергей Шелпаков. Именно Сергей Васильевич, будучи министром спорта Омской области, «продавил» в Москве вопрос строительства в Омске на федеральные деньги современного крытого велотрека. Знаком я и с Борисом Ничипуренко, участником чемпионатов мира и Европы, многократным чемпионом России. Да всех не перечислишь!

– А кто­-то из молодых омских велосипедистов находится сегодня «на карандаше» у тренеров юниорской и молодежной сборной страны?

– Да, это молодой талантливый спринтер из Омска Владимир Комов. Он уже сейчас находится в первом резерве стартового состава сборной России. То есть он в 2024 году, сто процентов, будет одним из главных кандидатов на попадание на Олимпийские игры в Париж. Есть и другие омские гонщики, подающие олимпийские надежды. Особенно много их среди девушек. Мы за ними очень внимательно следим.

– Вячеслав Владимирович, вы в свое время начали заниматься велоспортом в возрасте 13 лет в Выборге. По сегодняшним меркам это для начала занятий уже очень поздно?

– Поздновато, конечно. Но тут надо учитывать, что я пришел в 13 лет в велоспорт не с улицы, а уже будучи неплохо подготовлен физически. Дело в том, что мой путь в спорте начинался с легкой атлетики, которой я посвятил пять лет, и она дала мне очень хорошую функциональную базу. До того, как сесть на велосипед, я регулярно бегал двадцатикилометровые кроссы по пересеченной местности. Так что с выносливостью у меня было все в порядке, что и требуется для циклических видов, таких как велоспорт.

– Ваши папа, мама и брат, все работали на судостроительном заводе. Наверняка они хотели, чтобы вы продолжили семейную династию. Или, наоборот, одобрили то, что вы решили связать жизнь со спортом?

– Знаете, там, где я жил, все люди шли одной тропой – на судостроительный завод. И пойти какой-­то другой тропой по жизни было очень непросто. Родители были только рады, что я смог это сделать. Ну а когда пришли первые громкие успехи, про меня стали писать в газетах, показывать по телевизору, я превратился в местную знаменитость, или, как сказали бы теперь, «звезду». Ну конечно, папа и мама мной гордились.

– Существует широко распространенное мнение, что дети, серьезно занимающиеся спортом, не слишком­-то хорошо учатся в школе. Вы ведь тоже, насколько я знаю, и стекла в учительской били, и отца вашего к директору вызывали. Было?

– Было, но давно. (Смеется.) Это же все первые четыре школьных года! Многие ли мальчишки выросли без таких шалостей? А потом была специализированная спортшкола, в которой требования к общеобразовательным предметам, конечно, несколько другие. Спору нет – если ты хочешь получить хорошее классическое образование, то совместить это с подготовкой к скорому вхождению в профессиональный спорт невозможно. Вот взять, например, мою дочку. Ей десять лет, она ходит в обычную московскую школу, и, когда она сделает все, что задают на дом, – на часах уже не меньше шести-­семи часов вечера! Ну, какие тут активные занятия спортом?! Максимум – физкультура. Родители, на каком-­то этапе, должны определиться. Если их ребенок мечтает о спортивной карьере, и сами они не против этого, то не надо требовать от него полной успеваемости по всем школьным предметам. Совместить и то и другое нереально.

– А свой первый велосипед помните?

– Как и у многих советских детей, это был знаменитый «Орленок»! Когда уже начал заниматься велоспортом, сначала получил «Старт-шоссе». Это детище Харьковского велосипедного завода весило одиннадцать килограммов, притом что сам я весил сорок. Ох, и нелегко мне давались первые старты на нем! (Улыбается.) Потом был «Чемпион-шоссе». Ну а когда я вышел на серьезный спортивный уровень, получил свой первый профессиональный гоночный велосипед – итальянский «Colnago».

– Вы шестикратный чемпион мира на треке, и при этом еще победитель трех этапов «Тур де Франс» и многих других многодневок на шоссе. Как так получилось? Разве в велоспорте не существует четкого разделения на «трековиков» и «шоссейников»?

– Большинство гонщиков, действительно, специализируется на чем-­то одном, но это их выбор. Никаких специальных препятствий и барьеров, мешающих проявлять себя в разных видах гонок, в велоспорте не существует. Один из самых свежих и ярких примеров – голландец Матье ван дер Пул. Он профессионал, чемпион мира и в велокроссе, и в маунтинбайке, а сейчас уже выиграл и несколько очень представительных гонок на шоссе. Тут все дело лишь в том, насколько гонщики талантливы и могут ли они совмещать разные дисциплины.

– Вы стали трехкратным чемпионом Олимпийских игр. Когда вас спрашивают об этом фантастическом успехе, первое, что приходит в голову, – Сеул­-1988, Сидней­2000 или Афины-2004?

– Сидней. Я ведь в Сеуле победил в трековой командной гонке преследования на четыре тысячи метров. А вот олимпийское золото Сиднея было завоевано уже в индивидуальной гонке. Именно такие победы в велоспорте более значимы и престижны. Да и сюрприз я сам себе преподнес немалый. Я, конечно, рассчитывал выступить хорошо, но о золоте и не мечтал. Не надеялся, что смогу выиграть у Яна Ульриха, Лэнса Армстронга! Это был новый этап для меня: если в Сеуле я победил любителей, то в Сиднее, а потом и в Афинах – уже профессионалов.

– Вы как­-то сказали, что американец Тайлер Хэмилтон вернул вам золотую медаль Олимпиады-2004 «заляпанной». Вы имели в виду допинговый скандал, или она в прямом смысле этого слова была грязной?

– Действительно, из Афин я вернулся с серебряной наградой в кармане. Но мой спортивный директор, который был в курсе происходящего, уже на третий день сказал мне: «Не это твоя медаль. Она у тебя ненадолго». Я ее никому особо­-то и не показывал, даже из упаковки не доставал. И действительно, впоследствии американец Тайлер Хэмилтон признался в применении допинга и вернул золотую медаль Олимпиады-2004. А вот он-то, похоже, как раз очень много кому давал ее подержать в руках, и ее заляпали. Когда МОК передал афинское «золото» мне, то ленточку даже пришлось отстирывать вручную, такая она была грязная! (Смеется.)

– Вы заявляли, что планируете завершить карьеру после Олимпиады-2008, но в итоге объявили о ее окончании уже после «Тур де Франс»-2006. Почему?

– Все дело в травме. В 2005 году я повредил позвоночник, мне сделали сложную операцию. Я восстановился, продолжил гоняться, но почувствовал, что мотивация продолжать спортивную карьеру равна нулю. На тот момент мне уже было сорок лет, дальнейшие гонки грозили серьезными рецидивами травмы спины, и я решил закончить.

– Вы в повседневной жизни пользуетесь велосипедом? Скажем, ездите ли на прогулки или по городу?

– Конечно! Этим летом мне даже удалось сохранить ритм ежедневных поездок на велосипеде. Разумеется, это не тренировки, нагрузки не сравнить, но это хорошая систематическая аэробная работа, по часу в день. Очень улучшает самочувствие.

– В рассказе Чехова «Человек в футляре» главный герой был настолько поражен видом женщины на велосипеде, что отказался на ней жениться. А вы как считаете, велогонки – подходящий для женщин вид спорта?

– Моя жена – бывшая велогонщица. Я ответил на ваш вопрос? (Смеется.) Во­-первых, занятия этим видом спорта накладывают существенный отпечаток на характер человека. Пример – моя жена, человек по жизни очень надежный. Велоспорт делает тебя собранным, смекалистым, оперативно реагирующим на все обстоятельства. Если ты будешь долго принимать решение, тормозить или куда-нибудь сворачивать, то упадешь. Тут надо решать очень быстро, и эти рефлексы накрепко вбиты велосипедистам в подкорку. Во­-вторых, будучи выходцами из одной и той же спортивной среды, мы понимаем друг друга с полуслова. Мы одинаково смотрим на многие вещи, и нам очень интересно друг с другом!

 

Алексей Одариев

Перейти на полную версию сайта