Два сотрудника Омского политеха, Александр Кулаков (на фото слева) и Владимир Федоров, изобрели и запатентовали велосипед, предназначенный для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основное его отличие – в педалях, их не нужно крутить, а просто достаточно легкого нажатия.
Александр Андреевич закончил ОмГТУ еще в 1962 году, когда вуз назывался «Омский машиностроительный институт» и уже полвека здесь работает. Владимир Кузьмич – профессор кафедры «Энергетика промышленных предприятий» и доктор технических наук, в альма-матер трудится более 40 лет.
Идея создать подобный велосипед родилась из-за коллеги, который в силу проблем со здоровьем мог передвигаться только небольшими шажками. Передвигаться на таком устройстве можно, если человек способен поднять ногу хотя бы на 10 сантиметров. Сделали низкую раму, чтобы можно было легко садиться, и двойные колеса для устойчивости.
Разработка и изготовление заняли около года, но с 2012 года и по сей день изобретение пока не заинтересовало потенциальных инвесторов. Обращались в Минск на велосипедный завод и даже встречались с представителями предприятия в Москве, показывали видеопрезентацию. Затем белорусы предложили привезти прототип к себе для полевых испытаний, но такой возможности у изобретателей не оказалось. С тех пор и стоит велосипед в одном из гаражей на территории вуза.
«Прототипом нам послужил американский патент на использование качательного движения, но там была идея просто уменьшить силу педалирования», – рассказывают изобретатели.
Александр Кулаков признается, идея усовершенствовать обычный велосипед не давала покоя еще со школьных лет. Но сначала было желание сделать более скоростной аппарат, на это натолкнул сосед-велогонщик, сделавший педали для своего «железного коня» увеличенной длины. А по законам физики чем больше рычаг, тем больше можно получить крутящий момент.
«Когда я увидел, когда старые люди, садоводы, с поклажей пытаются добраться, появилась идея этот рычаг использовать не для скорости, а для того, чтобы при небольшом усилии получить движение велосипеда. Придумал механизм связи этих двух рычагов – чтобы один поднимался, а другой опускался», – делится Кулаков.
Уже есть идеи, как усовершенствовать велосипед. Всех тайн изобретатели раскрыть не могут, поскольку модернизированный вариант тоже планируют патентовать. Но вкратце рассказали, что будет трехколесная основа – два спереди и одно сзади, так гораздо легче рулить и сохраняется устойчивость.
Остается главная проблема не только этого изобретения, но и всей российской науки. Наши ученые могут воплощать самые смелые идеи, но запустить их в производство, продвинуть и распиарить очень сложно. Да к тому же наша страна пока не подписала соответствующие международные соглашения, и через год российскими патентами могут пользоваться по всему миру. Поэтому пока омская разработка остается «под сукном». А их у Владимира Кузьмича множество – сейчас трудится над «самоспасателем», агрегатом, который позволяет легко спуститься по тросу с высотных зданий в случае пожара.