Омские власти анонсировали начало проекта по строительству так называемого Северного обхода протяженностью почти 55 км. В этом году начнутся предпроектные работы по автодороге, которая перехватит транзитные потоки автотранспорта и снизит экологическую нагрузку на центр города. Предполагается, что трасса соединит дороги Тюмень – Омск и Омск – Новосибирск.
В целом Северный обход будет состоять из девяти мостов и путепроводов общей протяженностью 1,8 км, включая мост через Иртыш длиной 1152 метра, и автодороги протяженностью 54,61 км. Предполагается, что это сократит пробег транзитного транспорта в обход города Омска более чем на 20 км, снизит экологическую нагрузку на областной центр, улучшит транспортную доступность северного промышленного узла Омска и поспособствует облегчению транспортировки продукции лесопромышленного комплекса.
Интересно, что сейчас озвучивается общая стоимость в 26,6 млрд рублей, тогда как в августе 2018 года во время визита Владимира Путина, поддержавшего проект, шла речь о 22 млрд. А еще раньше, когда в Омск приезжал глава федерального Минтраса Евгений Дитрих, сообщалось о планах построить дорогу Тобольск – Усть-Ишим – Тара – Томск за 18,5 млрд рублей.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Актуальность темы за год с визита президента в Омск не снизилась. Транзитный потенциал региона недоиспользован, его роль в развитии транспортной инфраструктуры не соответствует возможностям. Как мы уже отмечали, строительство обхода позволит резко снизить экологическую нагрузку на городское население и создаст предпосылки к развитию северного промышленного узла, а также зоны нахождения аэропорта Омск-Федоровка. Учитывая пожелание Путина о достройке «Федоровки», а также последние события вокруг аэропорта, можно считать, что строительство Северного обхода повысит инвестиционную привлекательность аэропорта.
Да и в целом, как и в истории с ремонтом городских дорог, без ручного управления со стороны Владимира Путина в данном случае явно не обошлось. Последовавшая активность федералов (те же заявления Дитриха о строительстве северной трассы из Тюмени в Томск через Тару) во многом обусловлены именно поручениями с визита Владимира Путина. Более того, учитывая, что до форума «Россия-Казахстан» осталось чуть больше месяца, заявление о готовности к началу строительства Северного обхода следует считать сделанным буквально в последний момент отчетом об исполнении поручения президента.
Что касается стоимости проекта, оценка изначально называлась в пределах 55 миллиардов. За прошедший год коэффициент дефлятора ее должен был несколько увеличить. Возможно, сохранение стоимости в называвшихся пределах объясняется изменением перечня инженерных объектов. В первоначальном списке среди девяти инженерных сооружений значились два крупнейших – мосты через Иртыш и Омь, теперь идет речь только о мосте через Иртыш и о переходах. Если из схемы будет исключен мост через Омь, это следует считать серьезной потерей для омского транспортного кластера.
Что касается сроков, то в любом случае это вопрос следующего года. Но успеют ли областные власти подготовить все необходимые документы, чтобы полностью использовать весь следующий строительный сезон – очень большой вопрос.
Из действующих местных подрядчиков, которые могли бы поучаствовать в проекте, достаточными мощностями обладают только стройфирмы Вагнера. Но, учитывая все сложности, неясно, насколько он будет заинтересован бороться за подряд. Отдельный вопрос – строительство мостов, никто из действующих омских строительных компаний подобного опыта фактически не имеет. Возможно, проектирование мог бы провести возрождающийся «Мостовик» (ныне ООО «Мост»), но вопроса строительства это не снимает. Так или иначе, вопрос об омской принадлежности подрядчиков либо о формировании в регионе юрлица, которое уплатит в омский бюджет налоги с 55 миллиардов, является одним из главных во всей этой истории.
Опыт использования в Омске автобусов на газомоторном топливе признали удачным и намерены его продолжать. Сообщается, что в 2020 году область поможет городу закупить еще 65 таких машин. Также сообщается о намерении частных перевозчиков приобрести 50 автобусов на «газомоторе» и строительстве новых заправок.
В целом, по заявлениям мэрии, парк муниципального транспорта требует существенного пополнения. Чтобы удовлетворить потребности, необходимо 280 автобусов, работающих на газомоторном топливе, 120 троллейбусов и 60 трамвайных вагонов.
Отметим, приобретение 220 пазиков в прошлом году, случайно или нет, совпало с выборами, так что следующей масштабной закупки, возможно, стоит ожидать перед очередной избирательной кампанией.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Только за счет областных средств данная закупка вообще и возможна. Напомним слова госпожи Фадиной о долгах транспортников в размере 700 миллионов – на этом фоне город никакого нового транспорта приобрести просто не способен. Скорее всего, закупки будут вновь проведены по остаточному принципу, из экономии опять будут взяты самые неудобные модели. Город никак на выбор моделей не влияет, а мнение пассажиров вообще никак не учитывается. В итоге пиар-ход, который мог бы повысить популярность областной власти, на самом деле, вновь пойдет ей только во вред.
В принципе, если ежегодно будет обновляться хотя бы несколько десятков автобусов, это уже может постепенно вывести городской транспорт из кризиса. Проблема в том, что автобусы закупаются без общественного обсуждения их удобства для пассажиров и без бизнес-плана. А электротранспорт не обновляется вообще, хотя степень его износа максимальная.
Что касается оценок необходимого количества подвижного состава – после того, как на новый год город, введя новую систему оплаты, закупил 10 тысяч транспортных карт (как выяснилось по итогам первого полугодия, их нужно было в 20 раз больше), а дефицит списал на «пенсионеров, закупавшихся картами впрок», доверять каким-либо расчетам от департамента транспорта было бы просто наивно. Они очевидным образом взяты не из какого-то объективного исследования, а в лучшем случае – из собственной бухгалтерии счетным методом. Даже критиковавшаяся неоднократно транспортная схема, разработанная два года назад сотрудниками Санкт-Петербургского университета, кажется на этом фоне чем-то гениальным. Фактически организация городских пассажирских перевозок сведена на уровень завхозов, тут уже не до урбанистики и экологии, даже банального маркетинга сейчас организовать уже невозможно.
После открытия нового рейса в Ростов (о чем «СуперОмск» писал в прошлом выпуске) количество внутрироссийских направлений предусматривается увеличить и далее. Так, в 2020 году планируется открытие новых рейсов в Челябинск, Горно-Алтайск, Ноябрьск, Тюмень, Нижневартовск, Барнаул и Новокузнецк. Увеличится частота вылетов в Самару и Сургут. Ведутся переговоры с авиакомпаниями по запуску рейсов в Китай, Германию, Узбекистан, Азербайджан, задуман и новый рейс в Алматы.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Вероятность открытия этих направлений довольно высока, учитывая заложенные на компенсации убытков областные средства. Расширение географии полетов не только увеличивает пассажиропоток, но и является дополнительным фактором привлечения инвесторов в строительство Омск-Федоровки. Поскольку для областных властей это является одним из ключевых имиджевых проектов, нужно ожидать концентрации ресурсов на данном направлении.
Большая часть перечисленных маршрутов явно имеет в виду обеспечение маятниковой миграции («севера», Урал, Новосибирск), на втором месте – рекреационный туризм (Горно-Алтайск, Барнаул, Новокузнецк). Заявление о расширении географии полетов в Казахстан накануне 16-го российско-казахстанского форума имеет политический подтекст. А указание на дальнейшее расширение зарубежной географии очевидно призывает вернуться к обсуждению проведения в Омске межгосударственных мероприятий уровня ЕАЭС. Наиболее окупаемы рейсы на тюменский Север, хорошие перспективы у уральских и новосибирских рейсов. Как и в случае с черноморскими рейсами, алтайские будут окупаться в сезонном режиме.
Остается актуальным вопросом открытия хаба какой-либо из авиакомпаний («Аэрофлот» сделал свой выбор в этом году в пользу Красноярска, также намечено открыть хабы в Екатеринбурге и Новосибирске). «Приземлить» в Омске базовую авиакомпанию достаточно сложно, учитывая недостаточный пассажиропоток, обусловленный низкой покупательной способностью жителей региона. Возможно, данный вопрос сдвинется с мертвой точки при вводе в строй Омск-Федоровки, но для этого на региональном уровне нужно создавать множество дополнительных условий.