Больше половины рынка пассажирских перевозок Омска принадлежит коммерсантам. Таковы официальные данные. При этом в бюджет города от муниципальных ПАТП поступает 98% налогов, а от частников - лишь 2%. Директор городского дептранспорта Олег Осинский рассказал «СуперОмску» о реальном состоянии общественного транспорта в Омске.
По данным мэрии Омска, самым популярным видом общественного транспорта среди омичей по итогам 2013 года оказались частные маршрутки, на которые пришлось 55,2% всего пассажиропотока. Муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи перевезли чуть меньше - 44,8% пассажиров.
По словам главы омского дептранспорта Олега Осинского, сегодня у администрации нет способов повлиять на рынок коммерческих перевозок. Самой большой проблемой отрасли стала низкая собираемость налогов в коммерческом секторе.
«Сегодня мы подошли к такому периоду времени, когда муниципальный транспорт находится в тех же условиях, что и частный, поскольку идет снижение компенсационных выплат на разницу тарифов. Муниципальный транспорт становится в неравные условия с частным, потому что муниципальный транспорт за прошлый год заплатил налогов на 562 миллиона рублей, а частники только 10 миллионов рублей», - говорит Осинский.
Таким образом, примерно 98,2% налогов в бюджет от пассажирских перевозок выплачивается муниципалами, от предпринимателей в казну капает лишь 1,8%. И все же чиновники отмечают, что налоговые выплаты от частного пассажирского транспорта растут – по сравнению с 2012 годом их объем увеличился в два раза.
Мизерные поступления в бюджет от коммерческих маршрутов не позволяют решить многие транспортные проблемы города, которые со временем только усугубляются. Так, по состоянию на март 2014 года, изношенность муниципального транспорта составляет более 90%. Автобусы большого и особо большого класса изношены на 93%, троллейбусы – на 97%, трамваи – на 94%.
«Если я иду в дырявую старую газель и плачу 18 рублей, я инвестирую в эти старые машины. При этом будем честны, налоги с частников можно требовать только после увеличения тарифа. Населению надо объяснять, куда они несут деньги. Если они несут деньги к частникам, которые не платят налогов, в итоге муниципального транспорта не станет», - поделился мнением глава транспортного ведомства.
Спасти муниципальный транспорт могут инвестиции в обновление автопарка, уверен Олег Осинский. Как показала практика, люди охотнее пользуются новыми машинами. Так, после вывода на маршрут новеньких троллейбусов пассажиропоток в этом муниципальном сегменте увеличился на 30-35%. Однако пока работа с инвесторами в Омске должным образом не поставлена. А потому омичам вряд ли стоит ждать повышения качества транспортного обслуживания в ближайшее время.