Поездка в омской маршрутке больше напоминает поход на рынок. Порой так же торгуешься – 25 рублей или 30, наличкой или картой, это отмечают многие пассажиры. Водители требуют за проезд наличные деньги, пассажиры вынуждены предпочитать безнал. Так дешевле. Но оказывается, есть существенные обстоятельства, которые вынуждают водителей идти на хитрости.
На конечной «ДСК-2» в Солнечном на собрание пришли самые смелые. Водители маршруток рискнули рассказать съемочной группе Первого городского телеканала, как владельцы маршрутов рассчитываются за работу.
Марат Сатыбалдинов в сфере перевозок работает вот уже пять лет. За эти годы ездил под разными лицензиатами на разных маршрутах. По официальной версии, перевозчик будто бы брал машину в аренду. На самом деле водитель должен был отдавать часть дохода. По сути, это плата за право работать на маршруте.
«Выхлоп» с последнего места работы – на 73-м маршруте – стал минимальным. Лицензиат, компания «Тортранс», задолжал 150 тысяч рублей. Почти полгода не перечисляет то, что пассажир отдает безналом, утверждает Сатыбалдинов:
«Он говорит, я просто купил 20 автобусов по 4,5 миллиона, и что мои деньги вложены туда, подожди, говорит. Я говорю – я уже полгода жду. Написал в прокуратуру заявление на него, уже два месяца прошло, от прокуратуры никаких известий, никаких ответов».
В задержках винят руководителя союза перевозчиков «ОмскАвтодор» Николая Артемьева. «Тортранс» якобы тоже контролируется им.
«Я машину вчера убрал у него с маршрута... Он вообще не платит. Третий месяц идет уже, а денег не видать. Дают по 10 тысяч за несколько машин, а ремонтировать машины, кредиты платить? Три машины, ты должен кредит платить, обслуживать. А когда ты вводишь карточки, налички никакой нету», – сетует один из водителей.
Открыто о конфликте с владельцем маршрутов рискнули рассказать лишь единицы – многие попросту боятся. На деле же пострадавших от действий учредителя «ОмскАвтодора» намного больше, уверяют маршрутчики.
«Я к нему приехал, он говорит: "Ты почему пишешь в прокуратуру, в администрацию города? У тебя есть семья, у тебя есть дети, ты побеспокоился бы за своих родственников". Вот его ответ», – рассказывает Сатыбалдинов.
Вниманием к своей персоне со стороны водителей президент Омского транспортного союза Николай Артемьев удивлен. Заявил корреспонденту ПГТК, что никакого отношения к внутренним делам лицензиатов, которые задерживают выплаты, не имеет. Владельцы маршрутов лишь входят в его транспортный союз. А уж про угрозы с его стороны совсем, мол, и речи нет.
«Сколько мы занимаемся перевозками, существует много различных историй, с чем это связано, я пояснить не могу. С удовольствием со всеми этими людьми встречусь, переговорю. Постараюсь им помочь, если у них возникли какие то вопросы, связанные с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые в ходят в наш союз», – прокомментировал Арьемьев.
По просьбе Первого городского канала в союзе перевозчиков запросили у «Тортранса» информацию о выплатах Марату Сатыбалдинову. Долг действительно существовал. Но большую часть задолженности – около 120 тысяч рублей – погасили аккурат после анонса готовящегося сюжета.
Получается, что системы оплаты проезда внедрили новые, а схема работы осталась старая. Водители маршруток, как и раньше, живут за счет разницы между планом, установленным владельцем маршрута и выручки, которую соберут с пассажиров за день. Однако теперь появился существенный нюанс: все оплаты по безналу уходят лицензиату. И предприимчивые владельцы маршрутов (в среде перевозчиков их называют по-простому «пастухами» – прим. ред.) не спешат расставаться с этими средствами. Водители, дабы свести концы с концами, вынуждены обманывать пассажиров, придумывая, почему нельзя оплатить «безналом». Ведь эти деньги, как в случае с Маратом Сатыбалдиновым, могут дойти только через полгода, и то после вмешательства телевидения.