Криптовалюты

Доллар - 63,85

Евро - 70,42

Тенге - 0,16

Аналитика1120

ИТОГИ НЕДЕЛИ: мэрия теряет тепловые активы, получает налоговые бонусы в виде обещаний, идет на попятную при жестком сопротивлении населения

ИТОГИ НЕДЕЛИ: мэрия теряет тепловые активы, получает налоговые бонусы в виде обещаний, идет на попятную при жестком сопротивлении населения

В Омске снова пытаются создать теплового монополиста 

На одном из закрытых заседаний рабочей группы по вопросам подготовки и реализации концессионных соглашений на территории Омской области в отношении объектов теплоснабжения рассмотрели некое обращение АО «ТГК-11» по созданию АО «Единая теплосетевая компания».

Пока известно, что администрации города в лице первого вице-мэра Евгения Фомина рекомендовано в срок до 15 октября направить соответствующую информацию в «ТГК-11». В свою очередь, компании совместно с замруководителя РЭК Омской области Людмилой Вичкуткиной поручено в срок до 30 октября на основании данных от мэрии сформировать финансово-экономическую модель АО «Единая теплосетевая компания» и презентовать ее членам рабочей группы.

При этом к протоколу приложено письмо главы «ТГК-11» Владислава Полочанского к зампреду правительства Дмитрию Ушакову. В нем чиновника просят предоставить исчерпывающую документацию по МП «Тепловая компания»: бухотчетность, бизнес-план, программы ремонтов, штатное расписание, производственные показатели и так далее. Хотя учредителем МП является администрация города в лице департамента городского хозяйства, подобное письмо должно быть адресовано в мэрию.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

То, что «Тепловую компанию» «сливают» (т. е. акционируют), буквально в таких выражениях, будоражит наблюдателей больше пяти лет. Уже тогда рассматривался план «акционирования в рамках создания властями единой теплосетевой компании, в которую войдут активы ОАО «ТГК-11» и «Тепловой компании». Однако провести сделку тогда не удалось (как и несколько ранее аналогичную схему с «Омскэлектро» не удалось реализовать Андрею Голушко). Лоббировала, публично и аппаратно, слияние активов МП, на тот момент в том числе семья Антропенко.

Можно выделить два этапа действий лоббистов. На первом предыдущий глава региона вел переговоры с руководителем «Интер РАО» Борисом Ковальчуком и руководством «ТГК-11». Его цели были понятны – в том числе защита интересов «Межрегионгаза», перед которым «Тепловая компания» при действующей квоте и тарифах вечно оказывается в долгах, как в шелках.

На нынешнем этапе можно говорить о попытке сближения уже нынешнего руководства области с Ковальчуком после того, как не все гладко пошло в плане попыток сближения с Ротенбергами. Напомним, что «Магнит» выиграл статус оператора омского мусорного рынка, входя в питерскую компанию «ВИС», принадлежавшую, в т.ч., Дмитрию Рябову, который работал гендиректором АО «ТЭК «Мосэнерго» Игоря Ротенберга, но затем компания подверглась резкой критике, которая сопровождалась сменой ее директора.

Какими методами много лет велась подготовка МП к «передаче» и «слиянию», в целом, понятно. Во-первых, отмечались многочисленные признаки накопления долгов, например, более 400 миллионов была должна самой «Тепловой компании» «ОмскРТС», в результате МП не могло рассчитаться за газ. Начинались проверки и поиск неэффективных расходов и т.п., а любые попытки защиты реальных тарифов подвергались остракизму за «антисоциальную направленность» (простой вариант «ножниц» тарифов, использовавшийся при накоплении долгов «Омскэлектро», тут не подходил).

При этом неэффективные расходы были разного рода: имущество самого МП не регистрировалось (хотя передавалось ему массово, явно для последующего вывода из тени уже после акционирования или параллельно с ним); брались в аренду активы третьих лиц, которые наверняка выгоднее было приобрести; наконец, заключались «договоры на консультации» и различные аутсорсинговые услуги (правда, их объем составлял всего несколько миллионов рублей, в отличие от сотен миллионов у «Магнита», но для МП и это считалось растратой).

В мае прошлого года, казалось бы, подчеркивалась эффективность проведенных во взаимодействии с ТГК мероприятий по итогам отопительного сезона, но тут же публиковались результаты проверки прокуратуры и КСП, свидетельствовавшие о необоснованных расходах тогдашнего главы МП Шебанкова. А в нынешнем году все лето «Межрегионгаз» заявлял о банкротстве МП и отключении потребителей от горячего водоснабжения. Одно дело горячая вода летом, и совсем другое – отопление зимой. Видимо, действия мэрии по снижению долговой нагрузки признаны на уровне региона неэффективными.

Судя по отданным по всей «вертикали власти» четким командам, шансов сохранения формы МП практически нет. Пока еще есть шансы сохранить в городской собственности контрольный пакет акций АО, но развитие ситуации с Водоканалом наглядно показало, что есть много «вариантов». Подписывал поручение с рабочей группы 7 октября сам Марыгин, и, судя по тональности его поручения «подведам» («сформировать финансово-экономическую модель акционерного общества» и т.п.), министр настроен добиться цели очень решительно.

Поглощение МП превратит структуру «Интер РАО» в доминирующую организацию на теплосбытовом рынке города, что, с одной стороны, позволит ей проще выстраивать отношения с поставщиками того же газа (представители ТГК вообще регулярно критикуют зависимость от газа), но, с другой – явно не пойдет на пользу конкуренции и тем более тарифам.

И уже складывается некий пазл с недавними попытками спикера ОГС убрать журналистов с заседаний и отстранить городских депутатов от участия в «рабочих группах» и других органах, в ходе которых они могут получить «конфиденциальные сведения» о готовящихся концессиях и акционировании городских активов (помимо «Тепловой компании», в первую очередь, это могут быть «Омскэлектро» и некая объединенная пассажирская компания).

Судя по информации о предстоящем слиянии двух ПАТП, скорее всего, также подразумевается схема акционирования, а не выставления концессии «на торги». Это позволит провести весь процесс кулуарно, без лишнего шума в СМИ, который привел в свое время к срыву передачи в концессии «Омскэлектро» и помешал акционированию самой «Тепловой компании».

Добавим, главой МП «Тепловая компания» с января 2019 года является Владимир Тараненко, ушедший незадолго до этого с поста председателя Региональной энергетической комиссии, но до этого долго работавший в структурах «Интер РАО». Из нынешнего руководства МП выходцы из этих же структур – далеко не только Тараненко: уже через три месяца после его прихода замом был назначен Сергей Некурящих, до этого руководивший в т.ч. теплосбытовым подразделением «ТГК-11». А в 2017 году, до Тараненко, МП в течение почти года возглавил Владимир Шебанков, долгое время возглавлявший подразделение «ТГК-11», «Энергосервис». Назначение Тараненко свидетельствовало о переводе городской администрации региональными властями на «ручное управление». Управленец был направлен именно как антикризисный менеджер по одному из ключевых активов (можно провести четкие параллели с «Омскэлектро», куда направили Андрея Жуковского из Екатеринбурга).

Что касается будущих тарифов, акционирование парадоксальным образом может не привести к снижению базы тарифообразования. Напротив, после постановки имущества на баланс выявятся куда большие издержки на его содержание. Чисто теоретическое снижение издержек на управленческую единицу расходов столкнется с реальностью, при которой в РЭК уйдут куда более весомые основания для повышения тарифов.

Но главное во всей этой ситуации – не тарифы, ведь они расти будут в любом случае. Еще в начале осени долг МП перед «Межрегионгазом» составлял значительную долю от общего долга региона перед ним в 1,4 млрд руб. (а именно, свыше 525 млн руб.). Данных о том, что компания получит обещанные чиновниками мэрии банковские кредиты, так и не появилось. Начать рассчитываться по долгах заемными средствами не удалось.

Тем более поражает, что процесс акционирования запущен непосредственно после старта отопительного сезона, притом что на балансе МП – 90 % городских объектов, и еще недавно сам же профильный областной министр начинал свою пресс-конференцию с удивленного замечания о том, что это его спрашивают, почему нет тепла в социальных объектах, когда его нет и у него дома.

В целом, ситуация с подготовкой предприятия к сезону далека от идеальной и без акционирования, а предстоящая зима прогнозируется отнюдь не мягкой.

 

Омску отсыпали половину транспортного налога 


С будущего года планируются налоговые поправки в интересах областного центра – предполагается, что 50 % транспортного налога, который целиком идет в региональный бюджет, будет перечисляться Омску. По предварительным расчетам, эффект составит около 500 млн рублей. Как утверждают городские власти, поскольку эти средства можно тратить только целевым образом на дорожные расходы, то нынешнее финансирование дорог можно будет распределить на другие цели.

Конкретный документ планируется разработать к публичным слушаниям по бюджету 2020 года, которые состоятся 8 ноября.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: 

Первая причина такого решения – давние ожидания городской команды увеличения целевой помощи со стороны региона. В условиях жесткого закрепления прохождения «окрашенных денег» городского бюджета (свыше половины уходит на систему образования и др.), с одной стороны, возникает «когнитивный диссонанс» при поиске источников для четырехпроцентного повышения заработных плат бюджетников, о которых заявил Александр Бурков, с другой – нужно закреплять софинансирование дорожного фонда (съедает почти миллиард в год), заявленных масштабных работ по благоустройству и других «политически важных» расходов.

На этом фоне федеральные законодатели открыли в Бюджетном Кодексе «окно возможностей», предоставив регионалам право перечислять в местные бюджеты транспортный налог – один из самых незначительных (составляет около одного процента собираемых на территории региона), он, тем не менее, отличается постоянством (даже отток населения не влияет на количество автотранспорта в сторону уменьшения), высокой, по понятным причинам, собираемостью и тем, что полностью администрируется самими субъектами Федерации.

Кроме того, хотя ставки по нему в целом не менялись в регионе уже несколько лет, сумма поступлений постепенно росла: 2014 год – 777,33 млн руб., 2015 год – 1 млрд 250,42 млн руб., 2016 год – 1 млрд 213,51 млн руб., 2017 год – свыше 1,2 млрд руб. В 2018 году сумма начисленного транспортного налога, подлежащая уплате только физическими лицами в бюджет Омской области, составила 1,3 млрд руб., а в 2019 году, по прогнозам, поступления от всех плательщиков приблизятся к 1,5 миллиардам, в т.ч. на территории Омска – составят не менее миллиарда.

В итоге при законодательной передаче муниципалитетам половины Омск получит около 500 миллионов рублей на закрытие резко возросших обязательств по финансированию дорожного фонда и других, еще 250 миллионов на аналогичные задачи получат сельские районы.

Напомним, что, например, необходимость передачи собираемых на территории Омска штрафов в бюджет города обсуждалась несколько лет подряд. Однако в условиях снижения доходов большинство водителей стало дисциплинированнее, в результате за первое полугодие штрафов «с помощью камер» было собрано лишь около 60 миллионов рублей вместо прежних нескольких сотен миллионов. Иные обсуждавшиеся «схемы» целевого наполнения городского дорожного фонда (платные парковки в концессии или муниципальной собственности, штрафы за стоянку вне парковки и во дворах и т.п.) вызвали в омских условиях резкое противодействие со стороны большинства автолюбителей. А учитывая, что и эти поступления все равно окажутся весьма волатильны, пришлось искать постоянный гарантированный источник пополнения дорожного фонда, чему сейчас конъюнктурно способствует улучшение ситуации с госдолгом региона и ряд иных факторов.

Вторая потенциальная причина – политическая, во всяком случае, именно таков общий фон. Сейчас транспортный налог в регионе платят свыше 460 тысяч налогоплательщиков, и то, что с текущего года регионы смогут «делиться» им с муниципалитетами, помогло не только отчитаться перед федералами о создании источников софинансирования их инициатив, но и создать позитивный имидж, ведь львиная доля плательщиков – жители города, которые десятилетиями не понимают, куда уходят их налоги.

Фактически это прибавит городскому дорожному фонду 40 % от нынешних 0,9 млрд, однако этот фонд нужно дополнять еще на 400 млн руб. в год с перспективой к повышению, т.е никак «высвободить собственные средства, направляемые на дорожную деятельность, и направить их на финансирование других обязательств перед горожанами» у мэрии просто логически не получится.

Что же касается «восстановления справедливости», то и львиная часть НДФЛ в регионе тоже собирается с жителей города, но никто пропорциональную «половину» ему возвращать, понятное дело, не собирается. В целом же, доходы бюджета города на 2018 год пока прогнозируются на уровне 21,8 млрд руб., расходы – 22,7 млрд руб., т.е. и с этой точки зрения после добавления полумиллиарда не хватает примерно тех же четырехсот миллионов. Омск как оставался предпоследним среди крупных городов по бюджетной обеспеченности в пересчете на жителя, так им и остается.

Как мы отмечали на этой неделе, в связи с «маятниковой миграцией» около 60 тысяч омичей, регион ежегодно теряет свыше по самой нижней планке 1,5 миллиардов рублей по НДФЛ (а, по другим экспертным оценкам, только жители сельских районов уплачивают в бюджеты регионов «на «северах» до 3 миллиардов в год). Это основной налог, в условиях спада прибыли предприятий и почти полного отсутствия работы по переводу на областной учет имущества организаций, работающих в Омске по процессинговым схемам. Учитывая, что другие (земельный, «экологический» и т.п.) при существенном их повышении сразу и очень чувствительно скажутся на инвестиционных программах буквально всех градообразующих предприятий, дополнительная работа должна вестись прежде всего именно по данному налогу и по возвращению в Омск юридических адресов малого и среднего бизнеса.

Схемы стимулирования уплаты НДФЛ в Омске могут быть различными, но все они требуют дополнительной значительной работы между региональными и местными властями с выходом на самих иногородних работодателей омских сотрудников, которые в основном и выступают их налоговыми агентами. В переговорах с ними можно использовать различные мотивы – перспективы создания новых авиарейсов для омского персонала, его социальное обеспечение на родине (сейчас внебюджетные выплаты в ОМС тоже уходят за границу Омской области) и др. Провести комплексную работу в данном отношении нужно уже очень давно, но вопрос официально до сих пор ни разу не ставился.

 

Жители омского поселка возмутились превращением их дороги в городскую магистраль 

Жители поселка Рыбачий ощутили на себе последствия перекрытия улицы Шаронова на целый год, после чего сплошной поток автомашин пошел мимо их домов по дороге, фактически представляющей собой межквартальный проезд. Помимо легковых, в большом количестве стали ездить и большегрузы. А в условиях отсутствия элементарных тротуаров местные жители возмутились тем, что даже через дорогу стало перейти невозможно, не говоря об опасности для детей. В итоге они вышли на улицу и попросту перекрыли движение, вступив в перепалку с водителями, после чего на место прибыли сотрудники полиции и ДПС. После длительных переговоров движение удалось восстановить, а в мэрии решили пересмотреть схему перекрытия.

Теперь въезд в поселок Рыбачий будет со стороны Лукашевича, по Шаронова. В горадминистрации добавили, что отсутствие дополнительного проезда вызовет уплотнение трафика по другим дорогам, называя это неизбежной платой за комфорт, который будет обеспечен по окончании строительства. Кроме того, жителям Рыбачьего пообещали построить тротуар и отремонтировать дорогу.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: 

Любой, кто хоть раз пытался проехать между метромостом и мостом у Телецентра, прекрасно представляет себе этот «проезд», на самом деле недалеко ушедший от «аллей» в дачных товариществах и грунтовок в частном секторе. На подобный объем транспорта он в принципе не рассчитан, особенно с учетом пробок «на вылете» (напомним, что метромост полностью был «заточен» под освоение средств собственно на его строительстве, при этом были сэкономлены буквально все средства, требующиеся по нормативам на развязки) и предстоящего периода снегопадов, в который при отсутствии тротуаров местные жители вообще не смогут «высунуть нос из дому».

Схема, которую приняли после протестов населения, еще менее удобна для автолюбителей и увеличивает расходы на топливо и т.д. Вопрос не в этом, а в том, что никакой инфраструктуры безопасности для жителей создано не было, а уж, собственно, информационная работа тем более никакая не проводилась.

Стоит отметить «мягкий» подход властей к выходу из данной ситуации – несмотря на то, что действия жителей могли подпадать как минимум под административную статью, никаких задержаний и санкций не последовало. Причина этому проста – до приезда Путина оставалось три недели, нужно было договариваться любой ценой. Арестовывать в данном случае по существу было некого, разве что кроме тех, кто сам же и запустил транспорт через жилую зону без знаков ограничения движения, переходов и т.д. Речь сразу же шла о безопасности детей, которые оказались должны ходить в школу в крайне опасных условиях, и условия эти были созданы именно целенаправленными действиями органов власти.

Предпринятые меры, по сути, паллиативные, и это будет стоить, кстати, не запланированных ранее расходов на тротуары и др. инфраструктуру в поселке – которые можно было бы привести в порядок и не в столь драматичных условиях.

В дальнейшем повторения такого сценария вряд ли стоит ожидать: во-первых, подобные длительные перекрытия с использованием фактически жилых зон для сквозного проезда – все же редкие случаи, ГИБДД чаще всего успевает их заблокировать и при соблюдении алгоритма просто не согласует. В данном случае слишком много факторов совпало, сложилась ситуация «идеального шторма», при которой жители, мало того что никогда не видевшие никакого благоустройства, еще и поняли, что даже их жизнь и безопасность уже ни во что не ставится.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Аналитика"
Читать все новости Омска