В минувший четверг, 24 октября, Омск в компании с полпредом президента Сергеем Меняйло и другими высокопоставленными персонами посетила глава Росприроднадзора Светлана Радионова.
Как отмечается на сайте ведомства, помимо официальных встреч, мусорный полигон «Советская-1» тоже не остался без внимания главы Росприроднадзора. Эксплуатация этой свалки начата в 1986 году, окончена в 2003 году. Масса накопленных отходов составляет полтора миллиона тонн. В 1999 году свалку закрыли, но она продолжала принимать мусор на протяжении последующих четырех лет.
«Никакого положительного эффекта она на меня, естественно, не оказала. У нас с вами есть очаги горения. Есть невозможность работать. Потому что, вполне возможно, там есть пустоты. Там проваливается техника, там опасно находиться людям. Это все задымление. Мы надеемся, что найдут в себе силы местные органы власти, чтобы разработать проектно-сметную документацию, войти в федеральный проект «Чистая страна» и рекультивировать этот объект, предоставив жителям города возможность сделать еще один глоток чистого воздуха», – прокомментировала Радионова.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Свалки в Омской области горят систематически. По сути, никакой работы по нейтрализации ситуации не ведется. Накануне визита президента и на фоне многочисленных обращений к нему Радионова демонстрирует отработку ключевой темы в лучших аппаратных традициях. При этом свалка, которую она посещает, граничит с территорией ОНПЗ, т. е. фактически в условиях, когда Минприроды и местные органы власти не слишком рьяно решают проблемы с возгораниями, Радионова апеллирует к ресурсам нефтезавода. Возможно, и в ликвидации Советской свалки он сможет выделить софинансирование.
Радионова достаточно емко охарактеризовала ситуацию с пожарами на полигонах на примере Советской свалки. Можно предположить, что она будет добиваться от омских властей ликвидации очагов возгорания. Ее оценка эффективности действий местных чиновников крайне жесткая. Следует ожидать дальнейшего усиления воздействия на них со стороны Росприроднадзора.
Собственно говоря, то, что один из наиболее влиятельных политиков страны Патрушев на примере Омской области в принципе провел соответствующее мероприятие, уже свидетельствует о негативной оценке центром результативности работы ответственных омских ведомств по улучшению экологической обстановки. Которые, в том числе, пытаются продвинуть без общественной экспертизы создание в Омске нового производства опасного фенола. Хотя контролировать соответствующие производства на сей день региональные органы власти, по их собственному признанию, не могут.
Громким заявлением отметилась исполнительный директор общественной организации «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. По ее словам, в Омской области Фонд капремонта аккумулировал неприлично большие остатки на счетах, которые лежат мертвым грузом вместо работы на благо жильцов. Омичи исправно оплачивают квитанции, но работы не проводятся: якобы расторговано только 25 % контрактов. Также Разворотнева отметила – в основном ремонтируются крыши, поскольку это наиболее дешевая возможность создать видимость исполнения программы капремонта, хотя иногда у домов есть и более важные проблемы, например, массовый износ лифтов.
Сам Фонд капремонта почему-то не пожелал принять участие в этой пресс-конференции, но на волну в СМИ вынужден был отреагировать. По данным ФКР, с сентября 2014 года по октябрь 2019 года на общий счет регионального оператора фактически поступило 5 628,7 млн руб., на оплату работ по капремонту израсходовано 4 618,4 млн руб. (данные на 01.10.2019). То есть фактически миллиард рублей простаивал без дела и таял от инфляции.
Региональный оператор заключил договоры на 3 млрд 700,6 млн рублей. В эту сумму включены и обязательства по оплате в рамках договоров с подрядными организациями, выполнение которых планируется в 2020 году, отмечается в пресс-релизе.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Напомним, что приехавшая в Омск из Крыма уроженка Урала Марина Степанова начала свою работу с того, что подряды фонда все чаще теперь уходят подрядчикам из Екатеринбурга. Никакой информационной работы по существу также не ведется. Скандалы в данной сфере стали реже, но ее общая закрытость выросла многократно. Резонно отметить, что если бы директор фонда сама присутствовала на пресс-конференции, она могла бы дать прямой ответ на критику. Но в последнее время областные структуры на всех уровнях взяли курс на полную информационную закрытость, и подведомственные фонды – не исключение.
Критика в целом обоснована: такие ключевые проблемы, как замена лифтов, не решаются, много имитационной работы, себестоимость проводящихся работ непрозрачна, а бюджетного софинансирования работ в регионе нет и не предвидится. На момент написания материала эти тезисы подтвердились официально: омское УФАС признало нарушения конкуренции со стороны ФКР на торгах по выбору подрядчиков в 13 домах на «гостевом маршруте». По мнению регулятора, фонд сформировал лоты на крупные суммы, поэтому в конкурсе не смогли участвовать мелкие и средние стройфирмы с допуском СРО до 60 млн рублей. А ведь это большая часть организаций, состоящих в специальном реестре подрядчиков регионального Минстроя.
В целом, во-первых, возникает вопрос к надзорным органам, законно ли наличие на счетах неиспользованного миллиарда или нет. Ясно, что это выгодная возможность заработать на банковских процентах, но ведь состояние городского жилого фонда от идеального очень далеко.
Во-вторых, нужна большая открытость при выборе домов для финансирования работ по капремонту. Сейчас понять, как те или иные дома попали в программу, зачастую невозможно. Нет объективных критериев, системы оценки состояния зданий, их элементов. Тем более нет подобной информации в открытом доступе. Все это порождает подозрения в незаконном использовании средств фонда, не говоря уже о его эффективности.
Бывший вице-спикер горсовета Омска Андрей Ткачук, досрочно сложивший с себя депутатские полномочия в среду, 23 октября, получил высокий пост в администрации города Долгопрудный. Как и сообщал «СуперОмск», политик стал вице-мэром по общим вопросам, заместителем вновь избранного главы города Александры Кочетининой. О причинах отъезда Ткачук рассказал в эксклюзивном интервью Первому городскому телеканалу.
Указано, что ему поручат курировать административную службу администрации, архивный отдел, предпринимательство и потребительский рынок. Кроме того, он станет контролировать отделы по работе в микрорайонах Шереметьевский, Хлебниково, Павельцево. Андрей Ткачук будет координировать муниципальные структуры, в том числе городскую ритуальную компанию, МУП «Ритуал Долгопрудный», плюс работать с администрацией губернатора Московской области.
В горсовете пока решили отложить вопрос о выборе вице-спикера взамен Ткачука на весну 2020 года. По словам «генерал-председателя» Владимира Корбута, это нужно, чтобы спокойно принять бюджет Омска-2020, оценить обстановку и принять взвешенное решение о назначении депутата на постоянной основе. Своих кандидатов представят все фракции, победителя выберут простым большинством голосов.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Во-первых, КПРФ вновь поднимает резонный вопрос о том, что одна ставка на освобожденной основе могла бы достаться еще кому-то из парламентской оппозиции. Сейчас депутатскую зарплату из бюджета, кроме «единороссов», получает руководитель фракции ЛДПР в горсовете Алексей Ложкин.
Во-вторых, стоит подождать результатов партконференции «Единой России» на этой неделе.
В-третьих, многое станет ясно по итогам форума «Россия – Казахстан», нас ждут политические и организационные выводы по его результатам.
Ну и есть банальная причина экономии на зарплатном фонде освободившейся должности – который Корбут с Тетянниковым вполне могут выписать по итогам года самому себе в виде премии.
Что касается кандидата, то аффилированный с олигархом Андреем Голушко сайт, для отвода глаз ссылаясь на телеграм-каналы, уже стал намекать, что якобы вице-спикером может стать Алексей Сокин. Напрямую Сокин, в отличие от Тетянникова, от Голушко сейчас не зависит. Всячески проявляет абсолютную лояльность действующей администрации. Но его старые контакты так или иначе делали его зависимым от команды первого губернатора (фактор зависимости от Шишова и Двораковского можно уже почти не учитывать). Таким образом, ставка на Сокина в качестве вице-спикера представляет и для ставленников Голушко, и для областных властей определенные риски.