16:02, 31 октября 2019Репортаж50244
В современных реалиях заправка автомобиля вполне себе привычный процесс. Подъехал, заплатил, залил и в путь. Однако в социальных сетях регулярно появляются «страшилки» про плохой бензин и кратное увеличение расхода после посещения некоторых АЗС, про «резиновый бак», куда вливается гораздо больше заявленного производителем. Как распознать заправку некачественным топливом и что с этим делать? Как избежать проблем, научиться рационально расходовать топливо и развенчать мифы решили ученые СибАДИ. Они подготовили авторский образовательный курс – «Экономичная эксплуатация автомобиля». Нам посчастливилось стать одними из первых слушателей. Рассказываем.
СОВЕТ № 1. Слушаем автомобиль
Понять, что в бак вашего автомобиля могло попасть некачественное топливо, можно интуитивно – прислушиваемся, смотрим, чувствуем. Ваш четырехколесных друг сам все расскажет. Бензин/дизель может не соответствовать качеству если:
- автомобиль заводится с перебоями или вовсе встал «колом» после заправки;
- автомобиль глохнет без видимой на то причины;
- плавают обороты холостого хода;
- двигатель «троит», не тянет, существенно падает динамика разгона;
- автомобиль дергается при разгоне;
- потемнел выхлоп – это следствие неполного сгорания топливно-воздушной смеси и появления сажи.
Эти симптомы могут указывать на топливо, если другие причины исключены и автомобиль регулярно (в соответствии с рекомендациями автопроизводителя) проходит техническое обслуживание.
СОВЕТ №2. Изучаем состав топлива
Каждая партия реализуемого на АЗС топлива должна иметь паспорт качества. Документ содержит наименование и марку продукции, сведения об изготовителе, нормативные и фактические значения характеристик топлива, сведения о наличии либо отсутствии присадок. Каждый автовладелец вправе потребовать документ у персонала станции – отказать ему не имеют права.
На качество моторного топлива влияют компоненты, входящие в его состав. Количество серы, переизбыток которой может негативно влиять на экологию, привести к отложениям в камере сгорания и, как следствие, к залеганию поршневых колец. Количество серы в современных топливах регламентировано Техническим регламентом Таможенного союза и не должно превышать 0, 001 % массы. Коктейль «Железо, марганец, свинец», концентрация которых на сегодняшний день запрещена во всех видах топлива. Свинец – крайне вредный для человека металл, который накапливается и не выводится из организма. Марганец и железо – твердые примеси, которые постепенно выводят из строя цилиндропоршневую группу автомобиля. Содержание ароматических и олефиновых углеводородов, а также массовая доля кислорода. Современные стандарты предъявляют жесткие требования к количеству углеводородных и кислородсодержащих соединений. Стоит также обратить внимание на ПОЛНОЕ отсутствие в составе топлива метанола.
Обращаем внимание на содержание фактических смол в дизельных топливах.
«Смолы в двигателях не горят. Они откладываются на стенках поршня, снимаются поршневыми кольцами, забивают все свободные поверхности, и при доступе воздуха переходят в твердое состояние. Происходит закоксовка, то есть залегание поршневых колец. В свое время топливо, которое получали при перегоне газового конденсата, угробило массу двигателей, как раз по этой причине. Мотор выходил из строя буквально за 2 недели, — рассказывает доктор технических наук, профессор СибАДИ Сергей Корнеев. — Повышенный набор этих вредных для двигателя и экологии веществ реально залить в бак на небольших заправках, которые покупают топливо неизвестного происхождения и не могут позволить себе дорогостоящую систему контроля качества».
Также эксперты рекомендуют при чтении паспорта качества обращать внимание на наличие печати и свежей даты (не позднее недели). Почему неделя? Одна партия топлива АИ-92, АИ-95, дизельного реализуется на АЗС за 1-3 дня. Если вам встречается паспорт партии, выданный месяц назад, повод задуматься о том, какое топливо реализуется на АЗС в данный момент.
СОВЕТ №3. Проверяем форсунки, свечи, катализатор
Идем дальше. Последствия езды на некачественном топливе могут заметно ударить по карману. Первые, кому точно достанется, — это свечи. Черный или красный налет — яркий сигнал того, что в бак залили «паленку». Следующие на очереди фильтры грубой и тонкой очистки и, собственно, сам бензонасос. Он начнет работать с повышенной нагрузкой и, следовательно, проживет намного меньше положенного срока.
Некачественное топливо нарушает и процесс смесеобразования. Отсюда нестабильная работа двигателя, или его полное «молчание», а также повышенный расход, увеличение выбросов вредных веществ в атмосферу и выход из строя масляной системы.
Непременно достанется и катализатору, который в случае выхода из строя, будет стоить не менее 10 тысяч рублей. Вредные вещества и примеси в топливе обязательно попадут в масло. В результате увеличится трение и ослабеет масляная пленка. В связи с этим увеличится износ двигателя.
Еще одной бедой станет нагар на форсунках, который приведет к нарушениям в подаче топлива, фазы сгорания пойдут не по «сценарию», КПД двигателя упадет, а вот расход, напротив, вырастет.
«Работа на некачественном топливе с низким октановым числом непременно навредит цилиндропоршневой группе, вплоть до разрушения поршня. Работа на обедненной смеси ударит по клапанам, и они выйдут из строя. Так что не стоит лить что попало, поскольку любой двигатель и его элементы рассчитаны на определенный состав топлива», — уверяет кандидат технических наук, доцент Виталий Лисин.
«Что делать…?»
Так что же делать, дабы не штурмовать потом СТО и становиться на время пешеходом? Ответ прост – заправляться качественным топливом. Это является залогом надежной работы двигателя, повышает его безотказность и долговечность и, как ни странно, помогает сэкономить.
Где заливать это самое качественное топливо? На АЗС крупных сетей. В них действует строгая система контроля качества топлива.
В качестве примера такой системы расскажем о контроле качества в сети АЗС «Газпромнефть».
«Ежедневно в компании реализуется более 150 тысяч тонн топлива. С нефтеперерабатывающего завода на АЗС оно едет не напрямую. С НПЗ загружается в железнодорожные цистерны, затем по железной дороге или нефтепроводу транспортируется на нефтебазу. С нефтебазы перегружается на бензовозы и далее уже отправляется на АЗС. Такой сложный путь не позволяет полностью исключить возможность технологических сбоев и человеческого фактора. Качество топлива, реализуемого на АЗС «Газпромнефть», контролируется на всех этапах движения нефтепродуктов – от нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) до АЗС. На нефтебазе топливо проходит проверку несколько раз. Каждая партия получает паспорт качества со всеми актуальными параметрами. С этим паспортом топливо транспортируется до места конечной реализации клиенту, и на любой АЗС клиент вправе потребовать его для ознакомления. При поступлении топлива на АЗС в обязательном порядке оператор измеряет физические параметры топлива (плотность и температуру), проверяет отсутствие механических примесей в бензине и воды при помощи специального водочувствительного реагента. Совместно с водителем бензовоза производится отбор контрольных проб из отсеков бензовоза, которые опечатываются и хранятся на станции до полной реализации партии», — говорит руководитель Сибирского испытательного центра «Газпромнефть-Лаборатория» Ирина Григорьева.
Дополнительный контроль качества на АЗС осуществляют мобильные лаборатории Сибирского испытательного центра «Газпромнефть-Лаборатории». Они не реже одного раза в месяц, а в некоторых случаях и чаще, проверяют топливо на каждой заправочной станции. Все проверки — внезапные, персонал АЗС никогда не знает о предстоящем визите контролеров. На данный момент 9 из них работают в России, еще 5 — в странах СНГ. Передвижные пункты позволяют за 30 минут провести анализ топлива и проверить топливо на соответствие.
«Если возникли сомнения в качестве топлива, необходимо инициировать отбор проб на АЗС – из ТРК или резервуара, из которого он заправился, — рекомендует руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Омской области Роман Шадурский. — Проб отбирается три. Первая передается клиенту и может быть исследована в любой лаборатории по его выбору. Вторая также отправляется на анализ в аккредитованную лабораторию, но уже представителями АЗС. Третья, так называемая арбитражная, остается на АЗС опечатанной и нетронутой до завершения разбирательства. Пробы отбираются совместно клиентом и представителем АЗС. Составляется акт отбора, пробы опечатываются с проставлением подписей сторон. Объем отобранной пробы оплачивает автовладелец. В случае подтверждения ненадлежащего качества топлива расходы автовладельцу возмещаются. Если клиент инициирует процедуру отбора проб после того, как партия нефтепродукта, топливо из которой было заправлено ему в бак, реализована, исследуется хранящаяся на АЗС арбитражная проба. Отбирается она перед сливом каждой новой партии топлива из бензовоза в резервуар. При этом используется принцип взаимного контроля – свои подписи на акте отбора и пломбе ставит как перевозчик (водитель бензовоза), так и оператор АЗС. Контрольная проба хранится на АЗС до поступления следующей партии нефтепродукта. На моей памяти на АЗС нашей сети ни одного подтвержденного случая заправки некачественным топливом не было. После изучения ситуации дело оказывается не в качестве топлива, а, например, в состоянии топливной системы автомобиля».
Эковождение
Теперь, собственно, о той самой экономии. По сути, в современных реалиях, она сводится к заправке качественным топливом. Однако есть и несколько профессиональных секретов, о которых рассказал директор Федерального учебного центра СибАДИ Александр Бакунов.
«Водители с низкой квалификацией имеют повышенный расход топлива. В одном из омских транспортных предприятий проводилось исследование. Согласно анализу путевых листов, у водителей со стажем 10 лет и выше расход снижается на 10 – 15 %, а от 5 лет – на 6 – 8 %. Агрессивный стиль езды – резкий разгон и торможение повышает расход топлива».
Минус 15 % топлива у вас заберет кондиционер, 4 % — открытые окна при движении на скорости свыше 50 километров в час, столько же убавит низкое или, наоборот, повышенное давление в шинах, а лишние 100 килограмм в багажнике прибавят к расходу 0,3 литра на каждые 100 километров. Увеличат расход и частые короткие поездки, поскольку при такой езде двигатель просто не успевает прогреться до оптимальных значений.
Чтобы сэкономить, нужно формировать правильные навыки вождения, уверяет Александр Бакунов. Ездить следует без резких разгонов и торможений, исключать стоянку с включенным двигателем. Водители старой формации привыкли тормозить при включенной нейтральной передаче, что на современных автомобилях только увеличивает расход. Это связано с тем, что при переключении коробки передач на нейтралку связь колес с двигателем теряется, мотор переходит на холостой ход, не позволяющий автомобилю заглохнуть.
P.S. И в качестве бонуса расскажем, о том, почему в баки современных автомобилей может входить больше топлива, чем заявлено производителем.
Для эксперимента взяли бензобак от Газели. По данным производителя, он вмещает 64 литра. Проверяли его с помощью образцового поверенного госповерителем десятилитрового мерника, который есть на каждой АЗС «Газпромнефть». При желании любой водитель с его помощью может проверить точность отпуска топливораздаточной колонки.
В результате эксперимента в бак залили 67,5 литров, и это притом, что отсутствовала горловина и другие элементы топливной системы.
«Ориентироваться на показатели датчика топлива не стоит. Он показывает приблизительные значения и, по сути, служит для того, чтобы водитель понимал, стоит ли ехать или пора свернуть на заправку. А вообще бензобак не является эталонным средством измерения, у аналогичных моделей автомобилей может существенно отличаться», — прокомментировал результаты эксперимента профессор Сергей Корнеев.
Вот, собственно, и все. Заливайте качественное топливо, берегите свой автомобиль, отрабатывайте навыки эковождения и будет вам экономия!
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Репортаж»Читать все новости Омска за сегодня
Другие правила для Нового года: в Т2 запустили безлимитный тариф и заморозили цены навечно
Вчера 09:30
1335
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!