Цирк Белого Омска

«Домашняя газета» продолжает цикл материалов о жизни нашего города в годы Гражданской войны.

С реди малоизвестных страниц культуры Белой столицы России 1918-1919 годов – деятельность омского цирка. Цирковое искусство в начале ХХ века имело исключительную популярность. И Омск не был исключением. В 1898 году купец из Екатеринбурга П.К. Сичкарев арендовал за 20 тыс. рублей на десять лет участок земли в центре города, у Любиной рощи в Санниковском переулке (ныне ул. Партизанская). Здесь он построил цирк-театр – круглое деревянное здание с ареной, амфитеатром и галереей. (Сейчас на месте первого омского цирка находится Органный зал филармонии). Цирк Сичкарева вмещал 800 зрителей. По тем временам это был большой размах, достойный богатого русского купца.

Рядом был вход в Детский сад, где любила гулять публика, и отбоя от зрителей не было. Заведение скоро стали называть «цирк Сичкарева», или попросту Сичкаревка. Чтобы быстрее окупить вложенные средства и получить барыши, П.К. Сичкарев экономил на всем: от керосинового освещения до театральных декораций.

Театральные постановки перемежались с выступлениями различных гастролеров и цирковых артистов. Сцену постоянно перестраивали, превращая ее то в арену, то в театральные подмостки. Здесь проходили выступления театральной труппы Долина, спектакли артистов петербургского Александринского театра. А в 1900 году в цирке прошли гастроли основателя самой знаменитой русской цирковой династии – Анатолия Дурова. Позже П.К. Сичкарев купил проектор и начал показывать киноленты. Именно здесь омичи увидели первые сеансы кинематографа. Позднее купец приобрел кинопроектор, и перед амфитеатром устанавливали экран, чтобы показывать первые кинофильмы. Зимой из-за того, что помещение не отапливалось, представления давать было невозможно.

В 1909 году специально для выступлений знаменитого Сибирского цирка Стрепетова на Казачьей площади Омска возвели временное здание нового цирка. (В наше время на его месте стоит здание Управления Федеральной налоговой службы по Омской области). Новый цирк был теплым и удобным, поэтому все труппы, бросив купца, перекочевали сюда. Дела у Сичкарева пошли плохо: после закрытия омского цирка купец открыл пакетное производство и магазин «Бумажный кулек». А после революции руководил в одном из омских детских домов пакетной мастерской.

6 августа 1919 года, В.И. Ленин, считавший, что важнейшими из искусств являются кино и цирк, подписал декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела». Согласно этому декрету, цирки стали государственными. Но декрет до Омска дошел не сразу, поскольку здесь тогда советской власти не было, а цирк продолжал работать в прежнем режиме.

Главными организаторами циркового искусства были антрепренеры. Именно они собирали труппу и организовывали гастроли.

Цирковое искусство того времени было нелегким занятием. Обучение цирковому делу обычно начиналось с четырех­пятилетнего возраста. Семи­восьмилетние артисты нередко выступали на аренах. Как правило, дети шли по дороге отцов и матерей. Но, кроме того, в цирках воспитывались приемыши, взятые из неимущих семей. Побои при обучении считались обязательной мерой воспитания. Замечательное и правдивое описание того, как учили в цирке, оставил писатель Д.В. Григорович в знаменитой повести «Гуттаперчивый мальчик», написанной в 1883 году. Обычно, когда юноше исполнялось 15-16 лет, учение считалось оконченным, били уже меньше, но работы прибавлялось: ежедневное участие в трех-четырех номерах и пантомиме, репетиции, содержание в порядке реквизита, работа униформистом, постройка цирка по приезде на новое место. Жалованье платили неаккуратно: были сборы – директор платил, не было сборов – не было и зарплаты. Артисты часто голодали, были вынуждены выступать на улицах.

Омский цирк в 1918-1919 годах назывался очень торжественно – «Цирк Спорт Паллас». Он не имел постоянной труппы, как правило, принимал гастролирующих артистов. Но все­таки были и артисты, выступающие здесь практически постоянно.

Одним из главных номеров в цирке того времени была борьба. Кумиром многих омичей был Иван Яго (другие варианты написания имени – Яан Яаго, Ян Яго). И. Яго – легендарный чемпион мира по французской борьбе. Родился в 1888 году в деревне Сеся Керва Эстляндской губернии на берегу реки Эммы. Настоящее имя – Ян (Яан). В 1902 г. в 14-летнем возрасте, после смерти отца, перебрался в г. Юрьев (ныне – Тарту) и работал там на заводе вплоть до 1906 года, до его закрытия. В 1908 году переезжает из Юрьева в Ревель. Работает контролером билетов в ревельском цирке и начинает заниматься борьбой.

На чемпионате мира 1913 года Ивану Яго достался третий приз, уже через год, в 1914 году, в Одессе на Всемирном чемпионате, организованном в цирке Малевича И.В. Лебедевым, первый приз – звание «Чемпион мира 1914 года» и почетный шарф. В этом же году он подтверждает свой класс в цирке «Модерн», а также на другом всемирном чемпионате (их проводилось несколько) становится обладателем третьего приза. Журнал «К спорту» за 1916 год писал: «Лучшими борцами, выступающими сейчас на российских коврах, являются И. Поддубный, С.Зб.-Цыганевич, Алекс Аберг, К. Буль, И. Шемякин и Я. Яго».

21 января 1919 года знаменитый чемпион выступал в Омске. В программе «грандиозного спорт­представления» было заявлено два номера: его демонстрация силы в состязании «с двумя рабочими лошадьми» и борьба с Оскаром Креем. Призовые составляли 350 рублей: две части получал победитель, а одну – проигравший. 24 января, в продолжение «гастроли знаменитого борца», Иван Яго выступил с рядом атлетических номеров. Одновременно проводилось состязание других борцов. Призовые уже составили 500 рублей Подобные соревнования («матчи борьбы») проводились постоянно.

Для разнообразия использовались и другие приемы привлечения интереса публики. Например, борец Иван Яго исполнял упражнения с гирями, штангами и живым весом. За исполнение его упражнения «Адский мост» артист предлагал любому 1000 рублей. Использовалась и так называемая «борьба по вызову», напоминающая дуэль. Почетным считалось выстоять против профессиональных борцов. Директор омского цирка предлагал любому борцу 1000 руб., если он выстоит 20 минут против «Великана Журбы». (Чтобы понять реальную величину премии, стоит сказать, что мясо стоило тогда в Омске от 5,5 до 7 руб. за фунт).

25 февраля 1919 года в омском цирке состоялось большое событие: «торжественное открытие Всемирного чемпионата французской и русско-швейцарской борьбы». В газетах особо подчеркивалось, что чемпионат перенесен из Петрограда в Омск. Тем самым поднимался статус Белой столицы России. Чемпионат был организован журналом «Геркулес» и его редактором И.В. Лебедевым (дядей Ваней). Приз должен был составить немалую сумму – 15 тысяч рублей.

Другие популярные жанры омского цирка: фокусы, комические представления, акробатические номера, выступления жонглеров. Так, в феврале 1919 года выступали клоуны Франц и Коко. В рекламе особо подчеркивалось, что клоуны «настоящие», поскольку и тогда были случаи гастролей фальшивых знаменитостей.

Особым шиком считалось привлечение в город иностранных артистов, что сразу привлекало местную публику. Помимо зарубежных борцов, в Омске гастролировали и другие артисты. Например, в декабре 1918 года гастролировал «знаменитый итальянский дерби жокей Морассо». Приезжали в Омск и дрессировщики, но чаще всего это были выступления с собачками и лошадьми. Лишь несколько раз привозили диких животных.

В октябре 1919 года газета «Сибирская речь» сообщила о «гастроли английского комического эквилибриста УМСТИ-БУМСТИ». Трудно сказать, кто именно скрывался под этим псевдонимом. И был ли это действительно англичанин. Большим успехом пользовались также комики и клоуны. Так, был проведен бенефис «короля смеха» комика и жонглера Карро. Выступал здесь еще одни известный юморист Андрей Спари.

Одним из номеров в омском цирке 1919 года были танцы: профессиональные танцоры показывали разные номера. Большим успехом пользовались и выступления артистов кабарэ. Среди танцевальных номеров популярность имело также «бразильское танго».

Своеобразной данью моде стало выступление в омском цирке и «французский апашей». Танцы апашей (Apache Dance) – явление парижской уличной культуры начала XX века. Танец возник в среде бандитов и хулиганов, присвоивших себе, для пущего устрашения, имя дикого племени апачей. Во французском произношении оно звучало как «апаш». Апаши носили рубашки с большим отложным воротником, открывающим горло. На шею под воротник рубашки повязывался яркий платок.

Апаши стали модны среди скучающих по острым ощущениям аристократок. Танец с бандитом – это экзотика, сенсация, скандал – это модно. Роли мужчины и женщины распределены четко: мужчина – жестокий, ревнивый Отелло, щедро одаривающий партнершу тумаками, таскающий ее за волосы, бросающий на пол. Женщина – кошка, напряжена, оценивает опасность разгневанного мужчины. Получая тычки и затрещины от партнера, она пытается сопротивляться либо симулирует бессознательное состояние и ... проявляет преданность ему же. Считалось также, что эти танцы, которые передавались неожиданно грубыми танцевальными приемами с применением акробатики, изображают взаимоотношения сутенера с проституткой.

Показывали в омском цирке и вполне классические танцы – балет, в нем прошли гастроли ученицы Нежинского, прима­балерины Марии Федошевской.

Не забывали артисты омского цирка и маленьких зрителей. В выходные дни периодически давались дневные представления специально для детей. Устраивались детские праздники и карнавалы. Такой карнавал, например, состоялся 6 июля 1919 года. В программе были бесплатное катание детей на лошадках и осликах, комическая пантомима.

Таким образом, в Белом Омске продолжались традиции русского старого цирка. Главным зрелищем омского цирка того времени была борьба, причем особую роль играли «звезды», среди которых выделялся омич Иван Яго. Крупным событием такого рода стал Всемирный чемпионат по борьбе 1919 года. Выступали также фокусники, акробаты, клоуны, танцоры (бразильское танго, апаш и др.). В меньшей степени были представлены дрессировщики. Давались и детские представления. Несмотря на военные действия, гастроли цирковых артистов продолжались в Белом Омске все время. Пауза наступила лишь после вступления в Омск Красной Армии в ноябре 1919 года.

 

Сергей Сизов, профессор СибАДИ, доктор исторических наук

Перейти на полную версию сайта