Эксклюзивное интервью с омским силачом вышло в свежем номере «Домашней газеты» от 13 ноября.
В начале ноября в Тольятти прошли финальные соревнования чемпионата России по силовому экстриму. Пятнадцать богатырей со всей страны боролись за почетный титул «Самый сильный человек России – 2019». Каждый из них был очень силен и предельно мотивирован на борьбу. Но вот уже в шестой раз подряд ни один из этих атлетов не смог на равных состязаться с омским чудо-богатырем Евгением Марковым. Каждый год на протяжении вот уже шести лет на высшую ступень пьедестала почета этого турнира неизменно поднимается Марков! Самый сильный человек России отвечает на вопросы Алексея Одариева.
– Евгений, давай сразу определимся: силовой экстрим – это по большей части именно спорт или все-таки, скорее, шоу?
– Ну, если учесть, что шоу – это силачи, выступающие на арене цирка, а чистый спорт – это классическая тяжелая атлетика, входящая в программу Олимпийских игр, то в таком случае силовой экстрим на сегодняшний день – примерно посередине. Пожалуй, все-аки чуть-чуть ближе к спорту. Во всяком случае, в нашем виде присуждаются официальные звания. Вот я, после того как дважды выиграл Кубок мира и стал в прошлом году пятикратным чемпионом страны, официально получил удостоверение «Заслуженный мастер спорта России». И очень этим горжусь.
– Несколько дней назад ты стал победителем финала чемпионата России по силовому экстриму. Насколько представительным получился этот турнир, кто были твои конкуренты?
– Эти соревнования, проводящиеся Ассоциацией российских силачей (АРС), значимы и любимы зрителями. Попасть в заветное число пятнадцати атлетов, которые получают право выступить на них, – большая честь. Десять спортсменов завоевали ее по результатам годового отбора, а еще пять кандидатур были утверждены президиумом АРС. Среди участников такие признанные в нашем виде спорта авторитеты, как победитель крупнейшего международного турнира по силовому экстриму Arnold Classic Евгений Гавриленко из Саратова. А еще такие известные российские силачи, как Юрий Кузьмин из Нижнего Новгорода, Владимир Булгаков из Курска, представляющий Кузнецк Рамиль Рамазанов, белгородец Давид Шамей. От хозяев турнира, тольяттинцев, выступал победитель первых спартакиадных турниров Дмитрий Тарасов. А еще приехали сильные ребята из Перми, Сургута, Красноярска, Ельца, Донецка и Севастополя. И каждый из них ехал в автоград не для того, чтобы быть статистом. Все выкладывались по максимуму, каждый хотел получить звание «Самый сильный человека России». Так что уровень конкуренции был высочайший.
– Ты завоевал звание «Самый сильный человек России» в шестой раз подряд. Наверное, эмоции уже не столь острые, как после самой первой победы?
– Если честно, то да, вы правы. Когда первый раз завоевал этот титул, мои эмоции были сродни эйфории! Но человек ко всему привыкает. Сейчас для меня победить на чемпионате России – обычное и в чем-то даже привычное дело. Наверное, чтобы опять испытать столь же сильные эмоции, мне нужно стать «Самым сильным человеком мира». Значит, есть к чему стремиться. (Улыбается.)
– Каково это, знать, что ты – самый сильный в стране?! Нет ли желания смотреть на остальных свысока? «Корона» не растет?
– Знаете, я абсолютно не чувствую себя каким-то выдающимся спортсменом. Сам-то я мечтаю о гораздо большем. Хочу, чтобы российский флаг впервые взлетел на самую большую высоту в мире силового экстрима. Пока еще никому из россиян не удавалось стать лучшим на планете.
– Силачи на чемпионате страны состязались в нескольких упражнениях. Какое из них далось тебе тяжелее всего и есть ли у тебя любимое упражнение?
– Действительно, мы кантовали тракторные покрышки весом в 360 килограммов, перемещали тяжеленные стальные коромысла и фермерские «чемоданы», выполняли становую тягу увешанной блинами штанги, перекидывали через планку здоровенные камни Атласа. Какое из них было для меня самым трудным? Судите сами – я показал лучшие результаты как практически в каждом упражнении, так и по сумме всех испытаний. Тут все дело в стабильности. Ну какой смысл, если, к примеру, в «Арм овер Арм» ты бьешь мировой рекорд, а в остальных дисциплинах выступаешь очень слабо и не попадаешь в итоге в число призеров?! Нет уж, чтобы стать «Самым сильным человеком России», надо показывать высокие результаты в каждом упражнении.
– Чемпионат России действительно собирает лучших стронгменов страны? Или самые известные из них, такие как омич Михаил Шивляков, предпочитают в это время выступать на зарубежных соревнованиях?
– Хороший вопрос! Когда я только начинал еще на заре своей карьеры выступать на чемпионатах России, мы там соперничали с Шивляковым. И я его побеждал. Но потом Миша перестал выступать на российских турнирах, сосредоточился на международных. Теперь мы не встречаемся, и как тут объективно судить, кто сильнее? Так что могу высказать лишь свое субъективное мнение: на чемпионате России выступают действительно лучшие стронгмены нашей страны.
– Как мы уже сказали, ты выигрываешь чемпионат страны шестой год подряд. В этом году «серебро» на счету еще одного нашего земляка Дмитрия Скосырского. В чем секрет таких высоких и таких стабильных результатов омских силачей?
– Я думаю, это общая заслуга всех людей, кто развивал и продолжает развивать силовой экстрим в нашем городе. Но главная и самая большая роль в этих успехах принадлежит нашему тренеру Василию Грищенко. Этого человека, наставника сборной России, основателя АРС, смело можно назвать двигателем нашего вида спорта в стране. Василий Николаевич – настоящий тренер чемпионов. Среди его воспитанников такие атлеты, как Михаил Шивляков, Дмитрий Скосырский, Юрий Колмаков, Александр Манцеров. Ну и ваш покорный слуга тоже. А еще Грищенко организовывает и проводит очень масштабные турниры как в России, так и за рубежом. Кстати, как вы уже сказали, два первых места на чемпионате страны – у омичей. А вот третье – у красноярца Иннокентия Веселова. Получается, самые сильные люди нашей страны живут в Сибири!
– «Бородатый» анекдот про тренера-именинника и команду, подарившую ему галстук. Финал чемпионата России пришелся на третье ноября, а четвертого числа – день рождения у Василия Грищенко. Вы с Димой об этом помнили?
– Хоть мы об этом и не говорили, но помнить – помнили. (Улыбается.) Конечно, хотелось подарить тренеру победу. Так что и этот факт послужил для нас дополнительной мотивацией.
– Твое спортивное прозвище – Сибирский медведь. Расскажи, как оно появилось?
– А это придумал Михаил Кокляев. В нашем виде спорта Михаил Викторович – легенда! «Самый сильный человек России – 2005», вице-чемпион Arnold Classic Strongman – 2009, неоднократный победитель этапов Гранпри IFSA. Будучи ведущим одного из наших турниров, он впервые назвал меня Сибирский медведь. Ну и прижилось. А что, мне нравится! Соответствует моему внутреннему самоощущению. (Смеется.) Я тоже в основном очень спокойный и медлительный, как медведь. Но когда надо, а именно на соревнованиях, становлюсь яростным и беспощадным к соперникам.
– Вот и в Тольятти ведущим богатырского шоу был именно Михаил Кокляев. Ради этого он даже ненадолго прервал подготовку к намеченному на 29 ноября поединку по боксерским правилам с известным бойцом ММА Александром Емельяненко. Рискнешь дать прогноз на этот ожидаемый болельщиками бой?
– От прогноза воздержусь, но то, что все стронгмены будут болеть за Михаила Викторовича – это факт! Очень надеюсь, что Кокляев покажет: богатырь – он богатырь во всем. Не только в поднятии тяжестей, но и в бою.
– Понятно, сколь важны для победы на турнирах стронгменов физическая сила и твердость характера. А что еще?
– В это трудно поверить человеку непосвященному, но еще очень важна скорость. Да-да, не удивляйтесь! Это только кажется, что стронгмены – медлительные горы мышц. На самом деле, на соревнованиях ведь не просто вес предметов очень впечатляющ, но и на каждое упражнение установлен лимит времени. Так что необходимо продемонстрировать не только силу, выносливость и волю к победе, но и способность действовать предельно динамично.
– В любом виде спорта классическая схема многолетней подготовки такова: детско-юношеский спорт – юниорский – спорт высших достижений. В стронгмен же приходят взрослые, состоявшиеся спортсмены. Видишь ли ты в перспективе, что в стронгмен будут приходить молодые парни, для которых этот вид спорта будет первым?
– Этот процесс уже идет, хоть и не носит пока массового характера. Но первые ласточки есть. Самый яркий пример – украинец Алексей Новиков. Свой путь в профессиональном спорте он начинал именно как стронгмен, когда ему было всего лишь шестнадцать лет. А сейчас он входит в топ-10 мировых звезд силового экстрима. Но в любом случае, какой-то базовый уровень физической подготовки для того, что бы начать работать с большими весами, иметь необходимо. Иначе без соответствующей мышечной массы можно причинить своему здоровью большой вред.
– А как и когда ты решил начать заниматься силовым экстримом, учитывая, что это пока что не самый распространенный вид спорта в России и, в частности, в нашем регионе?
– Далеко не сразу. Спорт был в моей жизни с детства, что я только не попробовал: самбо, дзюдо, бокс, кикбоксинг. Последнее время просто ходил в тренажерный зал, «качался».
А потом член сборной Омской области по силовому экстриму Александр Манцеров предложил мне попробовать себя в этом виде спорта. Любопытства ради пришел на тренировку, чтобы своими глазами посмотреть на представителей достаточно экзотического для меня на тот момент вида. Я ведь до тех пор только по телевизору смотрел выступление российских звезд, таких как Игорь Педан, Владимир Турчинский. А как только увидел ребят, тренирующихся под руководством Василия Николаевича Грищенко, сразу понял: это – мое! Ну а после того, как начал заниматься, достаточно быстро пошел прогресс, стал демонстрировать неплохие результаты. А от этого, разумеется, мой интерес только вырос.
– Вот выбрал бы для себя классическую тяжелую атлетику, очень может быть, что поехал бы на Олимпийские игры, поборолся бы там за медали. Не жалеешь, что не пошел по этому пути?
– Ни о каком сожалении нет и речи. В перспективе рассчитываем на включение в олимпийскую программу. Почему нет? И керлинг, и сноуборд еще совсем недавно тоже не признавались как официальные виды спорта. Ну а силовой экстрим сейчас очень быстро набирает популярность в мире.
– Что представляют собой тренировки стронгменов? Отличаются ли они чем-либо от тренировок по бодибилдингу или пауэрлифтингу?
– Тренируемся три раза в неделю, и при этом занятия получаются весьма продолжительные. Ведь очень важно перед высокими нагрузками хорошенько разогреть мышцы – только в этом случае можно избежать травм. Конечно, в тренировочном процессе есть определенное сходство и с бодибилдингом, и с пауэрлифтингом, и с той же тяжелой атлетикой. Но при этом существует и своя специфика, ведь представители этих видов не работают, скажем, с огромными покрышками или автобусами. У нас в соревновательной программе много разных упражнений: подъем камней и бревен, буксировка автомобиля, а иногда и танка или самолета, перенос различных тяжестей. И у нас, в отличие от бокса, борьбы и многих других видов, существуют лишь две весовые категории – до 105 и свыше 105 килограммов.
– Подготовка к турнирам отнимает много времени и массу сил. Как после них отдыхаешь?
– А зачем тут что-то придумывать?! Наши предки еще века назад нашли наилучший способ скорейшего восстановления моральных и физических сил – русская баня! Не представляю себе лучшего релакса, чем парок и березовый веничек! Так еще богатыри во времена Ильи Муромца сил набирались. Вот и мы, богатыри сегодняшние, от столь славных традиций ни за что не откажемся! (Смеется.)
Алексей Одариев