Социальное предпринимательство – это особая среда, в которой существует баланс социального посыла и бизнес-дисциплины. Это сообщество небезразличных людей, для которых смыслом жизни становится помощь особенным людям.
21 ноября в Москве прошел финал ежегодного конкурса социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам», который проводит одноименный фонд. В этом году победителей выбирали в трех категориях: «Инновационный проект», «Локальный проект», «Digital-проект».
Победители получат гранты в размере 1,2 млн рублей. Также всех финалистов ждет информационная поддержка и работа с наставниками в «бизнес-инкубаторе», в котором менторы фонда и сотрудники компаний-партнеров будут консультировать и обучать участников правильно ставить задачи, эффективно вести бизнес и максимизировать социальный эффект.
В этом году было подано 354 заявки на участие в конкурсе, 50 потенциально успешных кандидатов прошли предподготовку совместно с наставниками, а 10 лучших проектов предстали перед компетентным жюри в финале конкурса. Выступления каждого трогали за душу, порой наворачивались слёзы от неравнодушия спикеров и их стремления менять мир к лучшему. Для некоторых участников проекты оказывались более чем личными, непростой путь к идее им приходилось проходить вместе со своими близкими.
Интересно, что жюри конкурса было поделено на две группы. Первая – наставники и партнеры фонда, вторая – детское жюри, которое оценивало выступления наравне со взрослыми. Более того, голоса обоих групп суммировались на равных. Дети тонко чувствуют общественную потребность, они поддерживают и чутко реагируют на социальные проекты, особенно направленные на детей с ограниченными возможностями, рассказала Суперомску Татьяна Бурмистрова, соучредитель фонда «Навстречу переменам».
- Мы усилили программу обучающих курсов, в которых в этом году приняли участие 42 социальных проекта: включили вебинары, углубили бизнес-экспертизу совместно с сотрудниками Tele2, открыли конкурс более сложным проектам. Для социальных предпринимателей очень трудно перестроить сознание – с волонтерства на бизнес-рельсы. Наша главная миссия – направить их на эти рельсы, в том числе и благодаря партнерам, − отмечает Татьяна Бурмистрова.
Проекты выбирали, основываясь на остроте проблемы, уникальности ее решения и технологичности процесса, а также личных компетенциях участника. Для жюри также была важна рабочая бизнес-модель, многие проекты уже запущены, некоторые − полноценно функционируют, но все они требуют огромных сил и финансовой поддержки. За последний год существенно выросло качество проектов и это не случайно, ведь с конкурсантами серьезно работают на каждом этапе отбора в инкубаторе фонда, где эксперты помогают участникам правильно ставить цели, производить подсчеты и преображать волонтерство в социальное предпринимательство, решать важные социальные проблемы – и быть при этом финансово устойчивым.
Например, оба проекта-победителя категории «Инновационный проект» − результат личного опыта и реалий авторов бизнес-инициатив. Наталья Малько начала шить адаптивную одежду, столкнувшись с проблемой отсутствия в магазинах одежды для детей с особенностями развития и физическими ограничениями. Имея за плечами образование модельера, она не только значительно облегчила повседневный быт для своего ребенка, но и преобразовала это в уникальный проект be easy kid, в основе которого качественная, модная, а главное удобная одежда для детей, в которой привычные пуговицы и молнии заменены на липучки, шнуровку и прочие атрибуты.
Это позволит детям самостоятельно надевать одежду, что практически невозможно с обычными вещами.
Второй грант получил проект Юлии Кулешовой и Анжелы Пиаже с темой, о которой в нашем обществе не принято говорить вслух. Участницы представили проект консультационного сервиса для родителей по вопросам детской сексуальной безопасности. Родителям рассказывают, как научить ребенка говорить «нет», научить выстраивать личные границы, как близким реабилитировать детей и предотвратить опасные последствия травмирования детской психики от насилия. Проект практически единогласно поддержало как взрослое, так и детское жюри.
Победителями в категории «Digital-проект» стали сразу два участника. Во-первых, Павел Бережанский с программным комплексом для диагностики риска развития астмы и ее профилактики. Запатентованный продукт поможет определять предрасположенность детей к заболеванию и позволит работать с проблемой на самых ранних стадиях появления.
А Лидия и Анастасия Усановы из Москвы показали устройство для коррекции врожденного косоглазия, которым, по их данным, страдает каждый 3-й ребенок в стране. Устройство – оккуограф – захватывает непроизвольные колебания глаза у ребенка и нивелирует дефект движения глаза при помощи специальной технологии. Авторы также получили патенты, а эффективность их метода подтвердили более десятка российских клиник. В планах у девушек – мобильная модификация приложения с VR-модулем, которая будет работать как с детьми, так и со взрослыми.
Проект творческих мастерских для детей с инвалидностью также вызвал отклик аудитории и принес победу в номинации «Локальный проект» Светлане Сахаровой и Ольге Трутневой. Авторы уверены, что развивающие занятия творчеством и рукоделием помогут детям улучшать моторику, повышать гибкость конечностей и станут огромным шагом для развития и дальнейшего трудоустройства детей с особенностями развития.
Выбрать из десяти финалистов пять победителей всегда сложно, рассказывают члены жюри. Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2 (мобильный оператор является партнером фонда с 2012 года) и постоянный член жюри конкурса, отмечает, что при выборе лучших инициатив опирается на несколько моментов.
«Мы стараемся поддерживать те проекты, в которых роль поддержки со стороны фонда и Tele2 будет ключевой. Это не только деньги, это вклад наших сотрудников, ведь уже более 400 специалистов за прошедшее время участвовали в консультировании конкурсантов. Очень многие проекты используют новые подходы к решению проблем, в том числе и с привлечением технологий, которые раньше были прерогативой только крупного бизнеса. Сегодня мы видим их здесь – в социальном предпринимательстве. Мы занимаемся не просто благотворительностью, а стараемся вложить и вырастить успешный бизнес, который будет решать социальные проблемы. Для нас важно, чтобы это был успешный бизнес», – подчеркивает Сергей Эмдин.
Седьмой год подряд фонд «Навстречу Переменам» дает возможность инициативным и, самое главное, неравнодушным сердцем людям, реализовывать социальные проекты для российских детей. С момента основания Фонда более 365 000 детей в различных регионах России получили дополнительную социальную поддержку, с 2012 года оказана поддержка грантами на сумму более 40 миллионов рублей. А с начала 2017 года компания Tele2 запустила специальный благотворительный сервис, который позволили абонентам оператора перечислить уже более 10 млн руб. на поддержку социально-предпринимательских проектов.
Заявки на участие в конкурсе в следующем году начнут принимать в апреле 2020 года, подробную информацию можно найти на сайте.
Ольга Пройдакова