Что волнует сегодня известного артиста? Какие события ему интересны? Почему Захар Прилепин вызывает уважение? Как относится к происходящему на Украине? С чего начался творческий путь? Об этом и многом другом Александр Яковлевич откровенно поговорил со своими многочисленными поклонниками со сцены Концертного зала филармонии, а также в беседе с еженедельником «Домашняя газета (Омск)». Подробности – в нашем материале.
ВНАЧАЛЕ БЫЛО МОРЕ
– Я заболел морем еще в школе, когда увидел картину Айвазовского «Девятый вал». Жили мы в Цуголе бедно. Сотка земли только была. Родился я в землянке. Отца с нами не было с тех пор, как мне исполнилось четыре. Сестра умерла во время войны. И моей матери было очень обидно, когда я школьником сбегал из дома, чтобы уехать в Нахимовское училище. Особую обиду я нанес ей тем, что както сказал при побеге, что я сирота. Меня ловили на железнодорожных станциях. Каким образом в этом возрасте я нашел точный адрес ленинградского училища – до сих пор для меня загадка. Мама както так отхлестала мокрым полотенцем, что навсегда отбила охоту к беготне.
Но я не отступал от своей мечты. Был экипирован! Собирал пуговицы, менял вещи: гармошку на бескозырку, фотоаппарат на тельняшку… В седьмом классе я сказал: «Мама, поехали! Я не могу без моря». Мы уехали во Владивосток, я поступил в ремесленное училище, а после попал на Востокрыбфлот – к рыбакам на корабль! Меня взяли учеником моториста. И я начал выходить в рейс.
У нас была корма около десятка человек. Серьезное судно. С холодильными установками. Мы прошли Охотское, Японское моря, Бристольский залив…
О МАМЕ
– Два года я посвятил Тихому океану. И если бы не катастрофа в Охотском море, когда погибла команда более 20 человек – средний рыболовецкий танкер, произошло сильное обледенение, то, возможно, связал бы свою жизнь с морем окончательно.
Мы с командой тоже попали тогда в ту передрягу, но наше судно по патронажности было большим. Когда мы пришли в порт и я по трапу спустился на берег – увидел маму. Она никогда не провожала меня. Она никогда не встречала меня. И сначала я очень обрадовался, а когда обнял ее, то увидел… появившуюся седую прядь в ее красивых волосах. Тогда она посмотрела на меня и сказала: «Все, Шурка. Море или я». Я ответил: «Есть!». Я ее очень любил, люблю и буду любить.
О ТЕАТРЕ
– Мне было тяжело порвать с морем. А помог театр. Как-то я попал на спектакль Дальневосточного института искусств – играли дипломную постановку по «Иванову» Чехова. 4-й ряд. 17-е место. Никогда не забуду место в зрительном зале, где со мной произошла эта метаморфоза. Поймите: я уже многое видел. Я видел смерть. Я видел шторм! Но эти мальчишки и девчонки – они меня так тронули своей игрой! Это было настоящее потрясение!
С грехом пополам я поступил на театральный факультет. Два года меня выгоняли. И только единственная женщина, Вера Сундукова, за меня заступалась. Она своим коллегам-педагогам говорила: «Не трогайте вы его! Он есть-пить не просит. Стипендию не получает. В нем чтото есть». Вся кафедра была против.
О ЮРИИ КУЗНЕЦОВЕ
– Мы дружим уже сорок лет! Это талантливейший артист. Большой души человек.
Нашим судьбам суждено было пересечься: и учиться вместе, и след в след сыграть Василия Кузякина (герой пьесы «Любовь и голуби» Владимира Гуркина, написанной в 1981 г.). Он исполнял эту роль в спектакле Омской Драмы – это была его премьера! Его дебют! А я спустя несколько лет – в киноленте Меньшова. Когда мы созваниваемся, с теплотой общаемся: «Земляк, как ты?..»
Интересно, как судьба складывается. Мы ведь с Юрой были однокурсниками в одном вузе и даже играли в одном отрывке из «Поднятой целины»: я – Нагульнова, а он Разметнова. После показа вся кафедра стоя аплодировала. С этого момента началось мое служение актерскому делу.
О ФИЛЬМЕ «ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ»
– Прекрасная лента. Люди воспринимают и сейчас ее с теплотой. Как-то стою на остановке. Идет мимо женщина. Увидела меня, отошла – присмотрелась. Вернулась и спрашивает: «Простите, вы случайно не Михайлов?» Отвечаю: «Да, Михайлов». Она: «А что такой старый¬то? Не заболели? Ничего? Все нормально?» Я: «Все нормально. Фильмуто уже столько лет…» А она продолжает: «Да я его лет пять назад смотрела». Отвечаю: «Так ему уже тридцать пять…»
ЕВДОКИМОВ УШЕЛ НА ВЗЛЕТЕ
– Вот уже 15 лет, как его нет с нами. Он с большим трудом пробивался к сцене и пробил эту брешь. А какие преграды там были – только одному богу известно. Но, несмотря на это, как только начал зарабатывать, собрал всех своих земляков – друзей – и заасфальтировали дороги по всей своей деревне, где родился. После дома покрасили, ограждения... До сих пор все цело.
Через два года задумал стадион строить! В 40 метрах от берега реки Катунь. Опять собрал друзей, и начали делать. Почему? Потому что он один из тех людей, кто думал не о своем кармане, а о людях.
И сегодня на этом стадионе – мальчишки и девчонки, которые заняты делом, а не калечат свои жизни в подворотнях в сомнительных компаниях.
На взлете ушел парень. Удивительной красоты человек. Дай бог, чтобы люди помнили таких людей, как Василий Шукшин, Валерий Золотухин и, конечно же, Михаил Евдокимов.
ОБ УКРАИНЕ
– Меня волнует, что происходит сейчас с нашим братским народом. Там, на Украине, я персона нон грата. Я ездил на Донбасс, в Первомайск, в Луганск… Я был очень дружен с Александром Захарченко, активно общаюсь с Захаром Прилепиным. И я вижу, что именно такие люди стоят сегодня на передовой.
Прекрасный поэт Костя Фролов-Крымский – тоже мой близкий товарищ, и я очень рад, что более 15 лет назад у меня появился такой друг. Он – автор стихотворения «Русский». Живет в Симферополе. А тем временем странные ребятишки, пришедшие к власти там, на Украине, решают, быть русскому языку на Украине или нет. Как так можно?
О СОВРЕМЕННОМ КИНО
– 50 лет моей жизни связано с театром. 80 ролей в кино, но сегодня не снимаюсь, потому что не могу играть там, где горы трупов, море крови, где убить человека – все равно, что высморкаться. А такого сценария, чтобы чтото в тебе всколыхнулось… такого пока нет. Будем надеяться, что появится, что изменится ситуация, но… С особенным чувством отношусь к качественным киноработам: «Китайская бабушка», «Разжалованные»... Рекомендую посмотреть фильм о жизни великого русского шахматиста Алехина «Белый снег России».
О ПЕСНЯХ И ДРУЗЬЯХ
– Со многими известными артистами, авторами, исполнителям я с удовольствием общаюсь. Кто-то из них делится со мной своими песнями. Когото я прошу по дружбе.
Виктория Цыганова подарила мне песню «Калина красная», Игорь Матвеенко «Синее море», Валентин Иосифович Гафт – «Театр», Василий Семенович Лановой песню из кинофильма «Офицеры»…
Мы много лет поддерживали дружеские отношения с Валерием Меладзе. Некоторое время назад я увидел передачу, где он с братом выступал по случаю их общего юбилея. И вдруг в его исполнении я услышал песню «Опять метель» и в очередной раз поразился – как талантливо!
Я позвонил, мы поговорили, и я попросил разрешения на ее исполнение. И уже через полтора часа мне переслали версию для ее исполнения.
О 2019 ГОДЕ
– Прошедший год для меня юбилейный, и главный его подарок – это рождение внучки! Живыздоровы родные – это самое главное. А как дальше сложится – Бог решит.
ОБ ОМСКЕ
– Спасибо омичам за теплый прием, полный зал и прекрасную атмосферу. Я обязательно еще приеду. Пути Господни неисповедимы. Пользуясь случаем, хочу поздравить омичей с Новым годом и от всей души пожелать тепла, здоровья, счастья, много слез – но только от радости.
Кристина Попович