ИТОГИ НЕДЕЛИ: вопрос Путину из Омска, резонанс вокруг «мальчика с гречкой» и недовольство новомодным реагентом на дорогах

Путин пообещал подумать, как остановить бегство населения из Сибири 

На традиционной пресс-конференции президента Владимира Путина на этот раз прозвучал вопрос и из Омска. Главу государства спросили о демографии в Омске и других регионах Зауралья, откуда население постепенно перетекает в Москву и Петербург. Главный редактор омского издания «АиФ» Ольга Коробова поинтересовалась, возможно ли распространить на Сибирь меры поддержки населения, в частности, льготную ипотеку под 2 процента и программу, аналогичную «Дальневосточному гектару».

«Что касается Зауралья, я вам могу сказать, что, конечно, мы понимаем, видим там ситуацию и часть мер поддержки в области демографии сейчас будем распространять на Зауралье. Это касается поддержки семей с детьми. Прежде всего тех, у кого появляется третий ребенок. Что касается других мер поддержки, в том числе двухпроцентной ипотеки, то, в принципе, конечно, все это возможно. Нам нужно посмотреть, как это пойдет на Дальнем Востоке. Посмотреть, сколько это будет стоить, какое количество людей будет обращаться за мерой поддержки, подсчитать бюджетные расходы и на ясном глазу принимать дальнейшие решения», – высказался Владимир Путин.

По данным федерального статистического ведомства, с января по сентябрь 2019 года всего Омскую область покинуло 45 355 человек, прибыло в регион 36 845 человек. Убыль населения в итоге составила 8 510 человек.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: 

Вопрос был задан неконкретно, без привязки именно к Омску, кроме того, в отличие от Дальнего Востока, в Западной Сибири удобных пустующих территорий, обеспеченных коммуникациями, нет, что демонстрирует и хроническая невозможность обеспечить землей под застройку все многодетные семьи. Выделять для желающих целый гектар в этих условиях будет просто невозможно.

Отток населения идет со всего Дальнего Востока и из Сибири, Омск – лидер по данному антирейтингу в связи с одним из самых сильных в стране уровней падения доходов населения (почти на 20 % за пять лет), отсутствием рабочих мест для молодежи и по причине наименьшей транспортной удаленности от европейских городов.

Что касается двухпроцентной ипотеки, ее введение во многом спасло бы ситуацию, ведь отсутствие доступного жилья является одной из причин отъезда молодежи. Кроме того, она позволила бы перезапустить строительный рынок и в целом привела бы к существенному оживлению экономики региона.

В целом, реализация озвученных предложений вполне реальна, если будет принято соответствующее политическое решение. Население Сибири сопоставимо с населением Дальнего Востока, при этом себестоимость строительства здесь существенно ниже. Ипотека в целом существенно влияет на мобильность населения, закрепляет его. В случае если ее уровень будет существенно ниже инфляции, государство фактически кредитует население, решая ключевую проблему молодежи – обеспеченность собственным жильем.

Отметим, судя по реакции областных властей, они явно не были готовы к тому, что президент обратит внимание на проблему. Еще два года назад отток населения изначально был назван ключевым критерием эффективности работы региональной власти. Ждать, когда президент решит эту проблему в ручном режиме, уже некогда – и льготная ипотека, и другие инструменты закрепления населения уже давно должны разрабатываться в самом регионе.

Что касается других вопросов, которые могли бы прозвучать от омских журналистов, прежде всего, это распределения налогов – в соседней Новосибирской области их остается в консолидированном бюджете региона на несколько процентов больше, чем в Омской. Механизмы могут быть различные, главный из них – регистрация в регионе консолидированных групп налогоплательщиков (пока данный механизм вообще еще действует). Во-вторых – государственное участие в завершении строительства крупнейших инфраструктурных объектов: метро и нового аэропорта. Екатеринбург, кстати, задал вопрос о строительстве второй ветки метро, и президент пошел ему навстречу. А на аэропорт могут вообще быть найдены самые разные механизмы софинансирования – в том же Новосибирске на новую взлетную полосу 4 миллиарда выделяет Минобороны. В-третьих – потребность Омска в существенном усилении мер экологического контроля и безопасности, начиная от необходимости действенной системы контроля выбросов и заканчивая потребность в переводе пассажиропотока на электротранспорт (роль метро в этом процессе переоценить опять-таки невозможно).

Все эти направления федеральный центр, безусловно, может поддержать в той или иной форме, и все они являются ключевыми проблемами развития региона, характерными именно для него. А ипотека сама по себе неплохой инструмент, но это не целевая поддержка собственно Омска, а размазывание федеральных денег по всей Сибири.

Омский «мальчик с гречкой» прогремел на всю страну  


История маленького омича, родителей которого обвиняют в истязаниях, всколыхнула за прошедшие дни всю страну. Не будем утомлять читателя пересказом всех подробностей, которые и так были растиражированы в федеральных и региональных СМИ, отметим лишь, что история уже освещалась полгода назад, но резонанса не получила. Реакция началась лишь после того, как на ТВ попал ролик с одной из записей пыток, которую нашли на ноутбуке обвиняемого Сергея К.

Примечательно, что тогда, в мае, никаких комментариев от уполномоченных структур не поступало, никак не реагировали ни федеральный, ни омский детский омбудсмен. Да и сейчас среди бюрократов царит неразбериха: так, министерство образования заявило, что ребенок помещен в интернат с согласия матери. А уполномоченный по правам ребенка Елизавета Степкина разослала официальные релизы, что мальчик продолжает жить в семье.

По последним данным, информация о помещении ребенка в интернат оказалась преждевременной, а прокуратура проверяет правомерность нахождения мальчика в семье.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: 

Резонанс история получила в том числе и потому, что именно сейчас активнее всего обсуждается введение ювенальной юстиции, а вся эта история словно была специально для нее создана. События произошли во внешне благополучной семье, материально неплохо обеспеченной, причем у изувера была вполне современная специальность – словом, именно под такие случаи ювенальная юстиция и затачивается, не говоря уже об инициативах полиции по внесудебному изъятию детей из семей без участия служб опеки.

Что касается соответствующих структур, ответственных за ситуацию, то они ее просто «прохлопали» и не оценили ее варварский, но очень медийный характер в должной степени. Собственно, случаи насилия в семьях бывают куда более дикими, но в данном сочетании «скачанный с интернета» айтишником средневековый рецепт «постановки на горох» выглядит особенно жутко.

 Периодически случаи «физического воспитания» во вполне благополучных внешне семьях становятся достоянием общественности (вспомним мать, воспитывавшую с побоями дочь-спортсменку), главную роль в этих ситуациях играет школа и то, насколько учителя наблюдательны и принципиальны. Но в данной истории сигнал поступил вообще от соседа по даче, т. е. можно прогнозировать куда более частые случаи, когда будут поощряться сообщения от соседей по дому и т. п.

Омичи высказывают недовольство новомодным дорожным реагентом 


Омские водители уже начинают выражать недовольство новшествами дорожников, которые с зимнего сезона 2019-2020 года стали применять на центральных магистралях города новый для Омска противогололедный реагент «Бионорд». Ранее аукцион на поставку вещества выиграло ООО «Нефтяная промышленная компания» за почти 36 миллионов рублей. Отметим, 1 тонна реагента обходится в сумму более 20 тысяч рублей, а песко-соляной смеси – порядка 800 рублей.

Теперь же омичи жалуются в пабликах, что после обработки дорог машины, которые по ним проезжают, покрываются непонятной субстанцией, которая активно разъедает металлические части в короткие сроки.

Для нашего города «Бионорд» пока в диковинку, а вот в других мегаполисах после активного применения реагента поднималась волна недовольства. Люди жаловались на коррозию металла автомобиля, порчу обуви и страдания домашних питомцев, вынужденных пройтись по снегу, обработанному реагентом, и даже выходили на митинги против его использования. В Красноярске даже придумали специальный термин «Бионордизация» и опубликовали петицию против реагента. К моменту публикации материала требование поддержало порядка 17 тысяч человек. Создатели же «Бионорда» отказывались раскрывать рецепт вещества и связывали негативные последствия с неправильным применением – мол, подрядчики должны оперативно убирать расплавленную снежную кашу, что не всегда делается.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: 

Кто является могущественным лоббистом внедрения реагента, сказать пока сложно, но торжественное шествие «Бионорда» по городам России, несмотря на его скандальность, продолжается. Видимо, экономический эффект от его использования все же есть, снижаются и показатели аварийности. Но используется он варварски, с нарушением технологий, фактически, вопросы в этой связи – не к производителям реагента, а к дорожным службам, считающим, что получаемая кашица сама должна каким-то образом стекать в ливневку. В данном случае имеем дело с некой разновидностью карго-культа, когда дорожники воспринимают использование реагента как альтернативу уборке снега, а не дополнение к ней.

Как и любой сильный реагент, он портит обувь, негативно воздействует через нее на подошвы ног, шины и днища автомобилей. Срок службы тех же новеньких автобусов, закупленных для Омска, снизится в разы. Заработать на ситуации могут разве что СТО, специализирующиеся на глубокой антикоррозийной обработке автомобилей. При этом автолюбителей местные власти по сложившейся традиции, как обычно, предупреждать ни о чем не стали, т. е., по большому счету, речь идет о причиненном им ущербе, который вполне можно потребовать компенсировать в судах. И не только из городского бюджета, но и от конкретных должностных лиц, которые должны понести персональную ответственность. Возможно, такой прецедент заставил бы использовать реагент с соблюдением технологии и вовремя проводить с жителями информационную работу.

Усиление недовольства среди омичей стоит ожидать ближе к концу зимы, когда испорченная обувь и автомобили массово станут видны. В советское время, кстати, использовались еще более агрессивные реагенты, но уже в 90-е годы от них вынужденно отказались из-за дороговизны. И какое-либо недовольство жителей тогда вообще никак не воспринималось как фактор принятия решений. Можно только надеяться, что в условиях современного общества эти ошибки уже невозможны.

Добавим, не исключено, что протестные настроения могут попытаться «оседлать» какие-либо политические силы в своих интересах, если, например, какой-то группе по интересам удастся организовать судебные иски против мэрии. Технология довольно простая, и массовое внимание к ходу процессов заранее обеспечено.

Перейти на полную версию сайта