Известный московский эксперт рассказал, почему омское топливо – одно из лучших в мире

В Омске состоялась сессия программы «Топливный класс», которая разработана экспертами Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина и сети АЗС «Газпромнефть». Наш город стал десятым по счету, где в рамках этой программы можно было пообщаться с признанным экспертом в топливной сфере Леонидом Багдасаровым. Это автор книги «Популярная нефтепереработка», кандидат технических наук, доцент кафедры химмотологии РГУ нефти и газа им. Губкина. 

Посетить лекцию смогли профессионалы в сфере нефтепереработки, реализации нефтепродуктов, автотранспорта, обычные водители и просто все, кому интересна тема. Семинар призван в популярной форме донести информацию о том, какие компоненты входят в современные марки топлива, для чего они служат, что влияет на качество бензина и дизеля и чем опасны топливные суррогаты, которые продаются «из-под полы».

«Мы видим, что объем контрафактных топлив снижается, а грамотность наших потребителей растет. Они начинают задавать жесткие технические вопросы и более ответственно подходят к выбору топлива. Это и есть та задача, которую мы решаем. Люди начинают понимать, что такое бензин и из чего он состоит», – отметил Багдасаров и добавил, что за последние три года доля контрафакта снизилась с 9 % до 3,5 % в общем объеме.

По словам эксперта, быть уверенным в качестве топлива можно лишь при покупке на АЗС, входящих в крупные вертикально-интегрированные холдинги, где осуществляется строжайший контроль качества. Для примера, каждый бензовоз в системе заправок «Газпром нефти» оснащен системой ГЛОНАСС, видеонаблюдением и набором  датчиков, цифровизированы и все АЗС. Что-то долить или слить – задача практически невыполнимая, такие манипуляции обнаружились бы мгновенно, поэтому смысла в них нет. 

«Куда-то заехать, остановиться, бензовоз не может – сразу сигнал тревоги. На самой АЗС 16 видеокамер, датчики в резервуаре отслеживают уровень и связаны с раздаточной колонкой и кассовым аппаратом. Все это состыковано в единую систему», – рассказал Багдасаров. 

Регулярно и внезапно компания «Газпром нефть» проводит внутренние проверки АЗС, а перед наполнением резервуара из бензовоза берутся контрольные пробы для последующего сравнения в случае необходимости. По первому требованию любой желающий может ознакомиться с паспортом качества на каждую партию каждого вида топлива. Важно и место производства нефтепродукта – поэтому омичи здесь в выигрышной ситуации, имея в городе нефтеперерабатывающий завод. 

Отвечающий всем стандартам продукт сейчас можно выпустить на нефтезаводах лишь с помощью современных установок, которые обходятся в несколько миллиардов долларов. Естественно, у «самогонщиков» такой возможности нет. До последнего времени они могли зарабатывать с помощью лазеек в законах, реализуя печное, судовое топливо, средние дистилляты и прямогонные фракции, не подпадающие под уплату акциза, под видом автомобильного топлива. Это позволяло устанавливать низкие цены. Однако сейчас законодательство ужесточилось, и, как заметил Багдасаров, «налоговики рвут на части» «серые» заводы. По его признанию, только при участии их кафедры в РГУ нефти и газа им. Губкина было закрыто более 50 подобных мини-рифайнеров.

Нефтепереработка в стране за последние пять-десять лет развивается семимильными шагами – если раньше отставание от европейцев и американцев в этой сфере казалось неустранимым, то сейчас уже зарубежные производители с завистью признают, что наши нефтезаводы на голову выше. Благодаря различным мерам налогового стимулирования с конца 2000-х переработчикам стало выгоднее продавать готовое топливо внутри страны, а не экспортировать сырую нефть. За счет этого, по оценкам Багдасарова, в модернизацию отрасли было инвестировано 76 миллиардов долларов.

Ключевой компонент в бензине – это водород, он обладает огромной теплотворной способностью. Чем больше его содержание в топливе, тем выше качество. Отечественные компании сейчас получают водород, в том числе из метана. А его в России огромное количество, таким образом, он обходится очень дешево. Раньше метан, выходящий вместе с нефтью из скважины, попросту сжигался, сейчас нефтяники пускают его на переработку. Таким образом, зарубежные производители попросту экономически не могут позволить себе качество, которое уже стало стандартом для российских нефтезаводов.

Леонид Багдасаров подробно рассказал слушателям о присадках, которые применяются при производстве топлива. Одни, например, так называемые «моющие», не дают продуктам горения накапливаться на «внутренностях» двигателя, в результате машина работает дольше и надежней. Есть присадки, снижающие дымность выхлопа. Другие предназначены для зимнего дизтоплива и предотвращают загустевание на морозе. Кстати, уже сейчас имеется технология производства дизеля со значительно более низкой точкой застывания, а первая в стране установка изомеризации – так называется процесс такого производства – была запущена еще в 2012 году на Омском НПЗ. 

Эксперт подробно остановился на типах поломок, происходящих при использовании некачественного топлива. По статистике, именно оно становится причиной отказа двигателя в 30 % случаев. Например, содержащиеся в подобном бензине смолы образуют «нагар», из-за него поршневые кольца «прикипают» к цилиндру и двигатель получает тяжелое повреждение. В случае с дизелем бывает так, что при низких температурах топливо превращается в парафиновую «лепешку», напрочь забивая систему подачи. Высокое содержание серы может приводить к ускоренной коррозии металла, в общем, перечислять бедствия, которым водитель может подвергнуть свою «ласточку» при использовании суррогатов, можно очень долго.

Резюмируя, слушатели курса и «на пальцах», и с помощью многочисленных цифр и фактов, приведенных специалистом московского вуза, убедились в правоте старой поговорки «скупой платит дважды». Экономя несколько рублей на литре топлива неизвестного происхождения, можно потом отдать десятки и сотни тысяч на ремонт машины. Выгоднее пользоваться проверенными марками и быть уверенным, что не заглохнешь сибирской зимой посреди междугородной трассы.

Фото: Аким Закиров 

Перейти на полную версию сайта