Безусловно, Омск переживает не лучший период для своего развития, когда отток населения уже становится нормой в отчетах статведомств. И пока извечные рассуждения «Не пытайтесь покинуть Омск» не сходят с полос средств массовой информации, способность увидеть возможность и принять на себя риск, открыв свое дело, дана не всем и совсем мало бизнес-проектов, которые могут похвалиться взрывным ростом. Поэтому кто-то меняет профессию или принимает решение отправиться искать счастье в других городах, но для того, чтобы успешные стартапы начинались в Омске, должна возникнуть мода на предпринимателей, создать которую могут позитивные истории успеха. Для примера из крупнейших компаний Омска «СуперОмск» выбрал одну из самых закрытых, из тех, которые предпочитают молчать о своих результатах и не никогда пытались привлечь внимание региональных СМИ.
Непубличные предприниматели из Омска Евгения и Денис Шалаевы основали ООО «АгроХолдинг» в начале марта 2018 года и за недолгое время построили крупнейшую в Омске компанию в сегменте полуфабрикатов. Предприниматели начинали с торговли полуфабрикатами из мяса курицы в нескольких городских магазинах, и зарекомендовавшая себя продукция быстро начала пользоваться спросом в гиперкмаркетах нашего города. На второй год работы ООО «АгроХолдинг» и бренд «Омская курочка» вышли за пределы Омской области и наладили каналы поставки продукции не только в районы области, но и в Тюмень, Новосибирск, Барнаул, Ноябрьск и другие регионы, при этом оставшись омским налогоплательщиком. Убедившись, что спрос на их продукцию растет, и расширив географию бизнеса, предприниматели стали производить колбасу, рулеты и другие полуфабрикаты. Чтобы нарастить клиентуру, предприниматели не тратили денег на рекламу – только качество стало их основным каналом продвижения. Выбрав для себя достаточно непростой бизнес, омичи решили доказать всем сразу и самим себе три вещи. Во-первых, что можно и нужно развивать бизнес в Омске. Во-вторых, что можно выйти на хорошие продажи абсолютно без рекламных затрат. В-третьих, что они смогут создать такую продукцию, из которой можно без опасений готовить для своей дочери.
О том, как за короткое время заслужить доверие потребителей и составить конкуренцию крупным производителям полуфабрикатов в других городах, мы поговорили с директором ООО «АгроХолдинг» Евгенией Шалаевой.
Евгения, ООО «АгроХолдинг» за совсем недолгое время занял достаточно серьезные позиции на омском рынке полуфабрикатов. В чем секрет успеха в таком высококонкурентном сегменте бизнеса?
Мы задали себе высокую планку, так как любой бизнес в сфере собственного производства мясных полуфабрикатов – это большая личная ответственность. Наверное, именно поэтому рынок оценил работу всей нашей команды. Первые месяцы мы с супругом буквально жили на работе, «жили» своим клиентами, поскольку весь сегмент рынка – это, прежде всего, про большое доверие. Решая эту задачу, мы не стали изобретать велосипед и решили сделать ставку на качество, поэтому специально для ООО «АгроХолдинг» была написана программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий. Во-первых, это жесткий контроль качества, который в совокупности с мониторингом производства дает уверенность в качестве нашей продукции. Свою главную задачу мы видели в том, чтобы наша репутация говорила сама за себя. Фактически мы были ноунеймом, но через совсем недолгое время, когда нас начали рекомендовать бизнес-партнерам из других регионов, мы поняли, что выбрали правильный путь.
Как вы относитесь к рекламе?
Мы не придавали большого значения рекламе, кроме традиционной акции «Желтый ценник», когда мы делаем скидки в розничных магазинах, так как наша продукция и так пользуется спросом. Возможно, что по мере возникновения новых линеек продукции будем думать о других рекламных акциях. Но здесь можно опять же вернуться к разговору об обратной связи с клиентами, хорошему знанию потребностей своих бизнес-партнеров – кто они, в чем они нуждаются. Поэтому обратная связь – это самая лучшая реклама.
Можете поделиться секретами, как нужно подбирать себе команду?
Дать людям почувствовать, что все, кто входит в коллектив – одна команда. И я думаю, что сотрудники – это во многом и зеркало руководителя. Хочешь что-то улучшить, изменить, поднять на более высокий уровень, начни с себя, и твоя команда под тебя так или иначе подстроится. Мы заботимся о своих сотрудниках. Вот посмотрите, какая у нас столовая. Также у нас есть множество своих собственных традиций, которые направлены на создание доброй атмосферы внутри коллектива: совместные завтраки, выезды за город с семьями, какой-то другой неформальный досуг. Счастье каждого сотрудника влияет на настроение в коллективе и поэтому на результат всей компании в целом. Мы уверены в качестве продукции во многом еще и потому, что уверены в своем коллективе.
Что бы вы посоветовали начинающим предпринимателям?
Когда возникает желание перемен, главное, не делать ничего резко. Это прописная и заезженная истина, но не стоит сразу бросаться в омут с головой, особенно прежде чем начать свое дело и инвестировать в то, в чем не очень хорошо разбираешься, даже если это выглядит крайне заманчиво. Вначале можно поработать по найму в выбранной отрасли, ведь одно дело – досконально знать производственные процессы и логистику того или иного направления бизнеса, в которой вы уже работаете и видите все изнутри, а другое – вникнуть в проблемы совершенно незнакомого бизнеса, определить ключевые задачи и просчитать риски. Очень важно выстроить открытые доверительные отношения со своими коллегами и партнерами, поскольку бизнес – это люди. Человеческий контакт рождает то самое доверие, без которого стабильное развитие бизнеса просто невозможно. Также один из ключевых вопросов, на которых будущему предпринимателю нужно ответить самому себе: «Какие базовые потребности потребителей моя бизнес-идея закрывает?» Тренды меняются, а вот базовые потребности остаются неизменными. Например, неизменным будет желание потребителей получить качественные продукты питания, поэтому с самого начала мы сделали ставку на качество.
С какими трудностями вы сталкивались, развивая бизнес?
Если спросить предпринимателя, для чего он пришел в бизнес, почему решил рискнуть и стал работать на себя, то хотелось больше свободы, времени на семью и дочку, но первое время реальность складывалась по-другому: мы стали заложниками собственного дела. В один момент у нас случился так называемый кризис роста – пришло слишком много клиентов. Тогда было решено приобрести «линию по обвалке». Только пока она приехала в Омск, муж сам разгружал фуры вместе с грузчиками. Впрочем, эта история закончилась в целом еще лучше – в компанию пришли работать родственники наших сотрудников, как жены, так и братья, родители. Вот такой семейный бизнес в квадрате.
Что для вас в Вашем бизнесе предмет отдельной гордости?
С момента становления бизнеса мы сделали ставку на очень простом принципе: только натуральная продукция. Если речь идет о копченой продукции, то это копчение на натуральной буковой щепе, приправы закупаем у проверенных поставщиков и только российского производства. Если о предмете гордости, то через детство всех омичей и неомичей ярким воспоминанием проходит изумительно вкусная докторская колбаса. Если сделать небольшой экскурс в историю, то когда в тридцатых годах 20 века были проблемы с продовольствием, народный комиссариат здравоохранения поручил ученым разработать рецепт «народной» колбасы, которую назвали «Докторская», так как она предназначалась больным и выписывалась по рецепту. Рецепты, по которым выпускается товар строго по ГОСТу, сохранились. При этом нужно помнить, что ГОСТ разрешает использовать в рецепте «Докторской» колбасы вместо натуральных яиц их сухие заменители, но, например, выпускаемые ООО «АгроХолдинг» молочные сосиски «Вкус детства» мы как раз производим по этой технологии, исключительно на натуральных яйцах.
Можете поделиться планами по дальнейшему развитию бизнеса?
Развитие рынка натуральной домашней продукции оформилось в устойчивый тренд, и хотелось бы занять в нем свою, особенную нишу, расширив линейку продукции. Если верить опубликованным статистическим данным, мы в среднем тратим на приготовление еды более двух с половиной лет, поэтому полуфабрикаты высокого качества сейчас и всегда будут составлять конкуренцию другим продуктам, так как все практически сейчас живут в бешеном ритме и остается мало времени на приготовление завтраков, обедов и ужинов. Идеальная картина, о которой я мечтаю, – это собственная гастрономическая история, новая ассортиментная линейка, созданная совместно с приглашенными шеф-поварами именно в сегменте правильного питания и экологичных продуктов. Пока это только планы, купила несколько старинных кулинарных книг в букинистическом магазине, изучаю рецептуру.