Николай Паршуков: «Раньше коммунальные предприятия работали на город, на людей»

«СуперОмск» открывает серию публикаций под общим названием «Связь поколений». Проект призван закрепить и распространить знания, опыт и мнение профессионалов отрасли на события общественной значимости. 

Проводником мысли от заслуженных омичей, обладающих важной и обширной профессиональной практикой в наиболее чувствительных сферах жизни нашего региона выступит депутат Омского городского Совета Олег Афанасьев. 

Так, первый связующий шаг навстречу поколениям редакция решила сделать в сторону жилищно-коммунального хозяйства. Ведь многие омичи ежедневно сталкиваются с неразрешенностью комплексных проблем, характерных для омского коммунального хозяйства. Капитальный ремонт, работа управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций – «больные мозоли» горожан. 

Свое мнение по этому вопросу высказал ветеран омского ЖКХ, экс-директор омских тепловых сетей, заслуженный энергетик, экс-депутат горсовета Омска Николай Паршуков. 

В домашней беседе за чаем бывший и действующий депутаты обсудили, какими они видят текущие тенденции в омском коммунальном хозяйстве. 

Олег Афанасьев: Николай Петрович, в апреле Вам исполнилось 80 лет. Из этих 80 лет 22 года Вы руководили городскими тепловыми сетями и котельными. Интересно, как с высоты Вашего опыта Вы оцениваете сегодняшнее состояние «теплового хозяйства» города? 

Николай Паршуков: Сейчас другая экономика и даже другие технологии. Раньше коммунальные предприятия работали на город, на людей. А сейчас у нас все перевернуто в коммунальном хозяйстве. Сейчас все в интересах частных лиц. И здесь нет никакой большей эффективности. Почему-то у нас «рыночная» экономика не стала более эффективной в сравнении с «планом». По сути, с самого начала в фундамент экономики заложены неэкономические схемы в интересах отдельных лиц. Чего стоит только тарифная схема электроэнергетики и организация предприятий там. В чем смысл разделять производителя электроэнергии и конечного поставщика? И тот и другой оказались монополистами. По сути, весь эффект этой «реформы» оказался в том, что вместо одного заинтересованного в накручивании прибыли субъекта мы получили несколько таких субъектов. При этом все это свелось к монополиям, которые государство еще к тому же не может заставить эффективно инвестировать собранные с народа средства. Что касается омского «теплового хозяйства», то, посещая горсовет, слушая доклады по «Тепловой компании», остается только сожалеть о том финансовом состоянии, в котором оказалось когда-то весьма успешное предприятие. 

Олег Афанасьев: Там сменился в итоге руководитель. Кажется, исполнительная власть делает шаги к оздоровлению. Хотя пока по общим показателям все весьма тревожно, банкротства и банальной приватизации удается избежать. 

Николай Паршуков: Этого очень мало. Нужны более сложные в финансовом и управленческом плане решения. Эти решения требуют работы на пять лет минимум, а по-хорошему – на десять лет. Когда создавалось тепловое хозяйство, управленческий эшелон в городе и области точно знал, какой будет картина через 5-10 лет. А сейчас? Говорят о кадрах, отсутствии команды. Такого товарища взяли, такого передвинули, третьего понизили. Народу это ни о чем не говорит! Народ поймет, что есть кадры, когда будет знать, что через 5 лет, к примеру, так-то вырастет охват центрального отопления города. Или на столько-то снизится плата, или перестанет расти. Все остальное – чепуха, игрушки. Управленческая команда – это то, как выстроена работа на будущее. А что нынешний эшелон управленцев? Очень все скромно. Неправильно всех подряд ругать, но в целом народ отдачи почти не видит. Сейчас основной тренд – энергосбережение. Причем есть масса готовых решений, проектов. Только нужно уметь приспосабливать их к нашим условиям, уметь организовывать технологический процесс, финансирование. 

Олег Афанасьев: По «Омскэлектро» такая работа, по крайней мере, началась. Но «Тепловая компания» – в сложнейшем финансовом положении. Новые технологии требуют инвестиций, а омские городские сети перманентно в предбанкротном состоянии, судя по тем отчетам, что представляют в горсовет.  

Николай Паршуков: Вопрос-то в том, куда смотрит РЭК Омской области, другие представители власти. Это же не первый и не второй год длится. Это ошибки, которые копились годами. Да и на самом деле финансовые проблемы – это одно, но материальная база-то есть. И тариф есть. Если в таких условиях они постоянно испытывают трудности и мало инвестируют – значит, проблема в качестве управления. А самое главное – тепловые сети, котельные, вообще коммунальное хозяйство по-настоящему развивается и по-настоящему выгодно всем только тогда, когда есть современная технологическая база. Ничто не мешает планомерно вводить новые технологии. 

Олег Афанасьев: Абсолютно с Вами согласен, депутаты горсовета постоянно говорят об этом на комитетах. Вы и сами знаете. Вы активно критиковали омские Фонд капремонта и Региональную энергетическую комиссию с позиций собственников жилья. В этих органах произошли большие кадровые подвижки.

Николай Паршуков: Принципиально пока ничего не изменилось. Владельцы квартир являются собственниками всего дома лишь формально. Зачем писать законы, которые не работают? Невозможно равномерно распределить участок под домом и общедомовые площади между всеми собственниками. Поэтому муниципалитет здесь должен играть главную роль. Весь контроль отдан на откуп чиновникам, в результате везде – размытая ответственность. В итоге деньги за капремонт собирают, но никто ни за что не отвечает. Не говорю уже о том, какие суммы из бюджета перетекают в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Где эти деньги, Вы их видите? Я нет, как и большинство граждан. Большинство только платит. Что касается региональной энергетической комиссии – та же самая история. Чиновники там фактически работают на монополистов от ЖКХ. И ладно бы эти монополии работали на благо народа, но этого нет. В итоге Региональная энергетическая комиссия и установленные ею тарифы обслуживают коммерцию, а не народ. Я много раз предлагал механизмы внедрения более справедливых отношений. Правильнее сейчас внедрять более эффективные решения, солнечные коллекторы, газопоршневые установки и т. д. Это мог бы делать и частный бизнес, но для этого нужна политическая воля. Получается замкнутый круг – чиновники, те, кто должны понуждать компании к инвестициям, зависят от этих компаний, а компании не заинтересованы в инвестициях. В итоге нет полноценного развития.  

Олег Афанасьев: Эта незаинтересованность бизнеса в инвестициях – диагноз бизнеса или власти, которая создает условия, как полагаете? 

Николай Паршуков: А какая разница? Это две стороны одной медали. Они же монополисты, которые собирают деньги по тарифу. Мы так и так им заплатим, независимо от того, будут они реально инвестировать и менять технологическую базу или не будут. Конечно, большую ответственность несут власти. 

Олег Афанасьев: Если так ставить вопрос перед чиновниками, они обычно отвечают, что у них нет полномочий. 

Николай Паршуков: Если у власти нет полномочий – зачем такая власть нужна? Смешно, правда? Муниципалитет на этих инвестициях может, помимо прочего, зарабатывать! Причем как напрямую, так и косвенно, через налоги. Последовательное внедрение современных грамотных и низкозатратных технических решений, внедрение их в быт граждан, применение их крупным бизнесом, обывателями, позволят выйти региону из состояния отсталости. Удешевление стоимости коммунальных услуг высвободит средства граждан, которые будут работать на рост спроса на товары народного потребления. Это просто очевидно, на самом деле. Имея столько газа и такой потенциал экономии на коммунальных ресурсах, мы просто утверждаем те тарифы, которые выдвигают монополисты. Уверяю, если бы регион лет десять назад начал внедрять те решения, которые я упомянул, сейчас каждый омич платил бы меньше за «коммуналку», а предприниматели могли бы высвободившиеся у омичей деньги обменивать на товары и услуги.

Олег Афанасьев: Вы нарисовали очень безрадостную картину. 

Николай Паршуков: Есть и позитивные моменты. Например, то, что власти не дают согласия на приватизацию муниципальной «Тепловой компании». Но этого мало, нужен комплексный план развития городской системы теплогенерации. Не формальный, а реальный, основанный на экономических потребностях и на новых технологиях. Еще очень печально то, что муниципалитет и регион в плане ресурсоснабжения мало работают на федеральном уровне. Наш регион может сам предлагать и продвигать свои интересы. А мы в основном останавливаемся на тех указаниях, которые нам спускают.  

Олег Афанасьев: Какие у Вас планы на ближайшее время? 

Николай Паршуков: Я сейчас в основном сосредоточился на общественной работе. Пытаюсь донести до чиновников, до депутатов определенные проекты, инициативы. На этом пути очень много проблем. Не скажу, что есть недопонимание, но есть какая-то апатия. Все плывут по течению, никто не хочет высовываться. Для этого, наверное, и нужна общественность – чтобы постоянно ворошить, двигать, поднимать проблемы. Но хотелось бы, чтобы эти усилия не прошли впустую, чтобы более молодые товарищи где-то подхватили, где-то, может, выработали свою точку зрения. Главное, чтобы как можно больше руководителей поняло, что нельзя так, как есть.  

Олег Афанасьев: Спасибо Вам за вкусный чай и печенье. Напоследок позвольте поздравить Вас с прошедшим юбилеем и предстоящим Днем энергетика. 

Перейти на полную версию сайта