Первые дни года отметились очередным экологическим скандалом. С вечера 7 января сначала в Нефтяниках, а потом и по всему городу начались жалобы на выбросы. Распространению запаха газа способствовали туман и морозная безветренная погода. В ночь на 8 января передвижная эколаборатория произвела замеры атмосферного воздуха в Советском округе, выявив превышение предельно допустимых концентраций этилбензола в 2,8 раза и сероуглерода – в 2,68 раза. Автоматизированные посты в разных точках города выявили превышение предельной концентрации сероводорода, оксида азота, этилбензола, сероуглерода, оксида углерода и других веществ.
На ситуацию отреагировали в МЧС – специалисты ведомства рекомендовали жителям без особой надобности не выходить на улицу, ограничить себя в прогулках и походах по магазинам, постараться не открывать окна и двери, не проветривать помещение, пользоваться увлажнителями и очистителями воздуха.
На этом фоне обострилось противостояние ведомств, ответственных за окружающую среду: Минприроды региона, Роспотребнадзора и Росприронадзора. Последнее ведомство заявило, что «официальной информации о превышениях ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г. Омска от уполномоченных органов государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха в 2020 году на 09.01.2020 г. в управление не поступало».
Аналогичную позицию занял и Роспотребнадзор, который вовсе выпустил пространное заявление. В нем отмечалось, что «надзор за источниками выбросов загрязняющих веществ» в компетенцию структуры не входит. Как отметили в пресс-службе омского управления, в последнее время стал поступать вал обращений по данному вопросу, носящих признаки массовой рассылки, при этом «навязывание дублирующих функций по организации непрерывного мониторинга качества атмосферного воздуха и контроля за источниками выбросов загрязняющих веществ отражает неосведомленность о существующей в Российской Федерации системе распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти».
Минприроды же утверждает, что соответствующая информация передавалась по телефону, чтобы не терять время на официальный документооборот, однако и протоколы также направлялись в установленном порядке. По данным министерства, возможный загрязнитель атмосферы находится на северо-западной промышленной площадке, предприятия которой подконтрольны федеральному надзору.
Но появились и альтернативные версии. Так, депутат горсовета Дмитрий Петренко предположил, что источником может служить тлеющая свалка «Советская-1». «Черные копатели», по его словам, ворошат пласты бульдозерами в поисках металла, что разрушает послойное уплотнение и высвобождает свалочные газы, которые копились десятилетиями. Однако, по официальным данным, передвижная лаборатория возле свалки не зафиксировала превышение ПДК загрязняющих веществ.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
От прошлых случаев с выбросами нынешняя ситуация, во-первых, отличается составом загрязнений. В середине декабря 2019 года в Омске также были зафиксированы несколько случаев выброса хлороводорода, до этого дважды в городе были существенно (до 400 ПДК) превышены нормы содержания этилмеркаптана. Этилмеркаптан – одорант, обладающий резким, неприятным запахом, от него при высоких превышениях ПДК может болеть голова, но отравляющее воздействие его многократно ниже, чем у веществ, ПДК которых в воздухе 7-8 января было превышено «всего» в 1,5-2 раза.
Во-вторых, МЧС наконец-то взяло на себя роль куратора в ситуации, когда между региональными властями, Росприроднадзором и Роспотребнадзором годами не удается выстроить систему взаимоотношений. Т. е., если отравляющие вещества действительно смогут привести к человеческим жертвам, есть шансы, что омичей хотя бы кто-то вообще успеет предупредить. До этого годами никто этого делать не удосуживался.
Что касается версии со свалкой «Советская-1», при ее горении могут выделяться самые разные продукты горения, это факт. Но то, что их хватило бы на смог над всей территорией города – вряд ли, во всяком случае, тогда это должно было бы уже происходить далеко не впервые. С другой стороны, именно после интенсивного снегопада свалка вполне могла на время «затихнуть» (как известно, те же торфяники вообще часто тлеют всю зиму и гаснут только после того, как в них поступают талые весенние воды).
В целом история со свалкой тянется с 2016 года. Выдвигалась версия поддерживать идею рекультивации (т. е. перемешивания с грунтом), что позволило бы тогда в том числе утилизировать грунт с «буферных прудов». Данный вариант при соблюдении технологических нормативов представляется достаточно перспективным, т. к. он позволил бы убить сразу двух «экологических зайцев», почему он не реализуется – не до конца понятно. В этих целях свалку уже посещала руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова, официально поддержавшая вариант и заострявшая внимание региональной власти на решении проблемы, но и после ее визита рекультивация с мертвой точки так и не сдвинулась.
Что касается конфликта различных ведомств, ранее областные власти неоднократно критиковали Росприроднадзор и добивались смены руководства ведомства на местах, с противоположной стороны критической риторикой в сторону региона отмечалась уже упомянутая глава ведомства Светлана Радионова. Можно отметить, что в конце декабря по ведомственному иску (по итогам двух рейдов Росприроднадзора) оштрафован министр природных ресурсов и экологии Омской области Илья Лобов, причем по несовместимой по сути с его должностью статье «Сокрытие или искажение экологической информации».
В случае дальнейшей эскалации конфликта, во-первых, Росприроднадзор вполне в состоянии начать системную критику областной команды за недостижение показателей майского указа по снижению выбросов в атмосферу в Омске (и случаи, подобные рождественскому, – крайне удобный для этого информационный фон), а, во-вторых, – на примере все той же «Советской-1» требовать соблюдения регионом параметров «мусорной реформы». В любом случае, мяч на стороне федерального ведомства, и как оно распорядится своими возможностями в развернувшейся борьбе – зависит от межэлитных договоренностей.
Стало известно о существенных разногласиях в омском реготделении ЛДПР, новым координатором которого в конце прошлого года был избран Алексей Клепиков. Почти сотня партийцев Муромцевского района намерены покинуть ряды либерал-демократов в знак протеста против решений руководства уволить координатора местной ячейки. Состав «бунтарей» пополнили и два экс-председателя Павлоградского отделения, которые лишились партбилетов уже на первом координационном совете нового состава партии.
Сам Клепиков, впрочем, к ситуации отнесся спокойно, дав понять, что под так называемым «массовым исходом» воспринимаются грядущие кадровые назначения в интересах партии. По его словам, о бегстве речи не идет, а проводится плановая работа по реструктуризации, в соответствии с чем координаторы на местах назначаются по принципу территориальных избирательных округов. Реготделение ранее поставило задачу выиграть выборы в органы муниципального самоуправления в 2020 году и бороться за каждый из 4,5 тыс. мандатов.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Происходящие чистки упакованы в оптимизационную обертку, мотивируются «автоматизацией» и построением иерархии внутри отделения. При этом очевидно, что для повышения его эффективности, как раз наоборот, нужны обобщающие форматы – проведение мотивационного регионального съезда или партконференции, выработка стратегии и тактики кампании, объединение усилий регионального, городского и районных отделений, а не разукрупнение и разгон.
Причина видится только одна – готовящаяся расторговка партийным выдвижением на выборах в местные органы в сентябре 2020 года (всего предстоит 417 местных кампаний, в т. ч. выборы депутатов 31 районного совета – всех, кроме избранного в прошлом году Тевризского), которая позволит заработать как самому Алексею Клепикову, так и его куратору Сергею Каргинову. А заблаговременная зачистка людей Ложкина, Ромахина и их предшественников позволит пустить фандрайзинг на предстоящем электоральном цикле в нужные каналы и обеспечить в 2021 году беспроблемное выдвижение Каргинова в ГД, а Клепикова – в ЗСОО.
Реальное состояние дел станет понятно уже 15 января, когда станет известно о том, чем кончится совет муромцевского актива. Вряд ли выйдет весь состав, но даже при выходе 89 человек отделение будет фактически распущено. С одной стороны, это удар по имиджу регионального отделения, с другой – у него еще остается определенное время на восстановление отделения и подготовку к выдвижению в районные советы. Но если подобные события развернутся еще хотя бы в нескольких районах, у Клепикова, безусловно, не хватит ни организационного, ни финансового ресурса на подготовку к местным выборам. Это, в свою очередь, подорвет доверие к партии на низовом уровне, заставит отвернуться от нее стабильных выдвиженцев – средних бизнесменов. А без местной сети ЛДПР, совсем не имеющая региональной идеологии, завалит и сетку на выборах в ГД и ЗС. Одним словом, события в Муромцево при надлежащем информационном сопровождении позволяют другим партиям (прежде всего, КПРФ и «Справедливой России») существенно усилить собственные позиции в регионе за счет «обманутого» электората либерал-демократов.