В течение прошлого года заявлялось о планах задействовать Омскую область в расширении речных поставок по Иртышу. Так, анонсировалась идея поставлять зерно по Иртышу и далее по Северному морскому пути в Азию, а с властями Казахстана обсуждалась идея углубления дна Иртыша, что должно дать доступ тяжелому грузовому флоту.
Однако эти амбициозные планы требуют соответствующей транспортной базы – Иртышское пароходство переживает не лучшие времена. О состоянии дел «СуперОмск» пообщался с Михаилом Никифоровым, директором ООО «ПКФ» Техметторг», которое занимается ремонтом и строительством судов. Несмотря на сложную ситуацию, отрасль пока держится на плаву, в частности, «Техметторг» за последние пару месяцев взял в лизинг такое оборудование, как гильотинные ножницы, экскаватор-погрузчик, станок с ЧПУ для плазменной и газоплазменной резки.
«Весь флот нужно поменять, нет новых пароходов. Они все восьмидесятых годов, свежего флота вообще нет – ни барж, ни самоходного флота, никакого. Все уже старое, исходившее свой срок службы, в плачевном состоянии», – прокомментировал Никифоров.
Он отметил, что в регионе крайне мало в целом строится и ремонтируется судов, поскольку удельная доля и объем речных перевозок падает. Даже по сравнению с 2000 годами она сократилась в разы.
«Это происходит в связи с конкуренцией с автомобильным транспортом и высокой стоимостью основных средств. Пароходы очень дорогие, и ремонт их дорогой. На строительство дорог, на железные дороги тратятся громадные суммы, а на флот – какие-то маленькие деньги. Если государство будет выделять средства, то отрасль будет подниматься», – отмечает директор «Техметторга».
По его мнению, без государственной поддержки речные перевозки продолжат сокращаться, хотя известно, что транспортировка по воде самая дешевая в пересчете на тонну груза, к тому же экологически чистая. Сейчас, по большому счету, речной флот актуален только на Севере, в труднодоступной местности. Поэтому активное строительство дорог в этих районах невозможно без развития речного транспорта, иначе песок, щебень и другие стройматериалы доставить туда фактически невозможно, с учетом загруженности РЖД, отметил эксперт.