Омичка Лариса Мастерских-Медведева уже 20 лет своими руками создает необычные работы, которые называет авторскими куклами. Арт-куклы, хоть они и разные, как, например, отважный гусар и романтичная барышня, выполнены в одном легко узнаваемом стиле.
Как рассказала «СуперОмску» Лариса, увлечение авторской куклой началось в 2000 году, она увидела статью и фотографии авторских кукол, привезенных из-за рубежа для выставки, тогда еще подобное искусство в России было диковинкой.
«В то время не было ни материалов, ни информации, узнать об авторской кукле было сложно. Я начинала с керамики, поскольку современных материалов, доступных в продаже, тоже не было. Технически все тоже было непросто, разбиралась и училась самостоятельно», – рассказала автор проектов.
«Авиатор» и «Зубная фея».
По ее подсчетам, за все годы работы было создано около сотни кукол. На каждую уходит в среднем около месяца. А если речь о более масштабном проекте, состоящем из 5-6 кукол, приуроченном, например, к выставке, то готовиться нужно за год.
Один из таких проектов под названием «В стиле ретро» был создан совместно с омским художником Сергеем Сочивко и представлен в музее имени Врубеля. Этот проект – наиболее ценная и памятная работа для мастера по арт-кукле.
«Проект представлял собой картины Сергея Сочивко, а также созвучные с ними мои работы, например, городовой, пожарный, персонажи с его картин. Получилось очень интересно, нужно было перевести из плоскости в объем, мои персонажи перетекали в его картины, и наоборот», – пояснила Лариса.
Работы «Двое» и «Брандмейстер».
В качестве материалов художница любит использовать бумагу, папье-маше, а также смешивать его с древесными опилками, а из недавних фаворитов – дерево. Оно понравилось Ларисе из-за удобства, конечного результата. Не последнюю роль играет забота об экологии, она и дальше намерена работать с природным материалом.
Вдохновение для новой работы поступает изнутри, пояснила художник, при этом Лариса лишь отчасти опирается на потенциальную популярность в обществе будущей работы.
«Лучше всего, когда личные предпочтения и популярность совпадают, но чаще всего делаю куклу так, как мне нравится. Конечно, популярность тоже влияет, модные течения есть и в кукольном сообществе. И меня не минует, хочется показать себя. Бывает, подхватываешь, но при этом добавляешь свои идеи», – уточнила омичка.
И время года, окружение практически не влияют на то, какой получится будущая работа. Впрочем, без исключений не бывает, и в кукольном мире – так, Лариса не удержалась и к новому, 2020 году Мыши создала «Мышку-альбиноса».
События в мире также не находят отражение в появлении на свет очередного арт-объекта омички. Не планирует она и создавать куклы знаменитостей или известных мировых и российских фигур мировой и российской политики.
«Я работала раньше с портретными персонажами, достаточно много людей заказывали портреты. Но это скорей для заработка, ведь художник тоже должен жить на что-то. Больше меня привлекают художественные работы, когда я могу сама создавать все, как хочу, без указаний заказчика, как сделать лучше и где поправить, а не повторять чей-то образ», – отметила художница.
Не последнюю роль играет и настроение, с которым приступаешь к очередной работе. В различные легенды о куклах Вуду Лариса не очень верит, но считает, что на всякий случай нужно соблюдать осторожность.
«С легендами сложно, хотелось бы сказать, что верю в то, что куклы оживают… Но все же не верю в куклы Вуду… И все-таки к работе приступать лучше с позитивным настроением. Мало ли что», – улыбнулась омичка.
«Тата» и «Дора».
С ее слов, покуда творчество было новинкой, популярность арт-кукол была на пике. Однако сейчас ситуация более сложная за счет повышения конкуренции. Лариса пояснила, в последние годы появляется все больше различных мастер-классов по созданию кукол, игрушек и других арт-объектов, по работе с материалами, множество выставок. Однако омичка не унывает.
«Стало достаточно сложно, но очень интересно держаться на плаву. Надо всегда быть на высоте, чтобы было видно, что это мастерство и профессионализм», – резюмировала Лариса.
Фото: Лариса Мастерских-Медведева.