Криптовалюты

Доллар - 92,50

Евро - 98,91

Тенге - 0,20

Аналитика2267

ИТОГИ НЕДЕЛИ: стратегическое послание президента и новое правительство страны

ИТОГИ НЕДЕЛИ: стратегическое послание президента и новое правительство страны

Январские тезисы: реформа Конституции и борьба за демографию

В среду, 15 января, президент России Владимир Путин выступил с традиционным посланием Федеральном Собранию. Уже неделю предложенные им изменения остаются главной темой в информационной повестке, и это вполне объяснимо – ведь в том числе предлагаются поправки в Конституцию, существенно меняющие баланс различных ветвей власти.

Не менее значимым остается и социальный блок, направленный в первую очередь на демографию и снижение уровня бедности. По заявлению Путина, жизненно необходимо «не только выбраться из демографической ловушки, но и к середине наступающего десятилетия обеспечить устойчивый естественный рост численности населения». В частности, огромный резонанс приобрела инициатива введения материнского капитала за первого ребенка на 466 тысяч рублей, увеличение его за второго до 616 тысяч и ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно для малообеспеченных семей.

В целом, в свое январское послание президент Владимир Путин заложил два главных месседжа: обозначил сценарий «большого трансфера» и впервые заявил о необходимости изменения Конституции. От прошлого послания текст отличается отсутствием ставки на военную тематику (по мнению Путина, страна обеспечила себя передовыми видами вооружений «на двадцать лет вперед»), усилением социально-политического блока, включая значительные конституционные реформы; экономический же блок в основном свелся к изложению алгоритма, обеспечивающего защиту инвестиций и рост ВВП в 2021 году выше мировых темпов.

Более половины объема послания было посвящено социальной сфере с упором на демографию, свыше одной пятой части – изменениям в Конституцию, одна десятая – экономике, и лишь менее пяти процентов – внешней политике. Очевидно, что население просто устало от геополитических тем, перезрел запрос на справедливость и снижение социального неравенства. В итоге социальные нормы (о МРОТе и индексации пенсий) были включены даже в конституционные поправки.

Подробнее остановимся на ключевых моментах этого события, которое может определить ход развития страны на многие годы вперед.

Конституционные изменения включают в себя, прежде всего, приоритет национального права над международным: «…требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции», – в связи с чем партнеров России по ЕАЭС, ОДКБ и СНГ взволновало, будет ли Россия соблюдать соответствующие договоренности.

Серьезные изменения вводятся и в сфере дальнейшего усиления «национализации элит», выраженного в повышении требований к чиновникам высшего ранга и политикам: «…главы субъектов Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, руководители иных федеральных органов, а также судьи не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства».

Интересным способом снижены риски трансфера президентской власти, достигшей при Путине воистину царских масштабов. Полномочия президента отныне будут не только ограничены двумя сроками, но и связаны целым комплексом противовесов. Ограничения начинаются уже на этапе подбора кандидатов – вводится серьезное повышение ценза к кандидатам на пост президента: «Еще более жесткие требования должны предъявляться к лицам, претендующим на должность президента Российской Федерации. Предлагаю здесь закрепить требование о постоянном проживании на территории России не менее 25 лет, а также отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и когда бы то ни было ранее», – несмотря на рассуждения оппозиции, что тем самым отсекается от участия в выборах Ходорковский (и, видимо, учившийся в Йеле Навальный), куда интереснее, как в этой коллизии будут обеспечиваться конституционные права жителей Крыма и получивших российские паспорта жителей ЛДНР, Южной Осетии и Абхазии.

Также впредь вводятся «количественные» ограничения на пребывание у власти президента двумя сроками за всю жизнь: «Знаю также, что в нашем обществе обсуждается конституционное положение о том, что одно и то же лицо не должно занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Не считаю, что этот вопрос принципиальным, но согласен с этим».

В целом, «суперпрезидентская» модель власти в стране меняется на «просто президентскую». Президентской власти преемника Путина и последующих президентов противополагаются следующие «балансиры и противовесы»:

  • усиление роли ГД: «Предлагаю изменить этот порядок и доверить Государственной Думе не просто согласование, а утверждение кандидатуры председателя Правительства Российской Федерации, а затем по его представлению – по представлению председателя Правительства – всех вице-премьеров и федеральных министров. При этом президент будет обязан назначить их на должность, то есть будет не вправе отклонить утвержденные парламентом кандидатуры соответствующих должностных лиц» (т. е. премьера и министров утверждает Госдума, а президент обязан с ней согласиться, но он может уволить и премьера, и министра);
  • усиление Совета Федерации: «…предлагаю предусмотреть, что назначение руководителей всех так называемых силовых ведомств президент может проводить по итогам консультаций с Советом Федерации. Принцип назначения по итогам консультаций с Советом Федерации может быть применен и в отношении прокуроров регионов» (фактически контроль за силовым блоком – военные, Росгвардия, МВД, ФСБ, СВР –  остается за президентом при совещательном участии Совета Федерации); «…считаю необходимым предусмотреть в Конституции полномочия Совета Федерации по представлению президента России отрешать от должности судей Конституционного и Верховного Судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство» (кроме того, назначать региональных прокуроров также будет Совфед, а мнение регионов будет только приниматься во внимание);
  • усиление Конституционного суда: «…предлагаю усилить роль Конституционного Суда, а именно: наделить его возможностью по запросам президента проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным Собранием, до их подписания главой государства. Можно подумать и о распространении полномочий Конституционного Суда оценивать на соответствие Конституции не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня»;
  • усиление губернаторского корпуса в рамках и под руководством обновленного Госсовета: «…считаю необходимым кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне. Считаю целесообразным закрепить в Конституции России соответствующий статус и роль Государственного совета» (в то же время очень серьезным является и рост нагрузки в пересчете на одного губернатора – помимо новых прав, в отличие от всех остальных институтов, уравновешивающих президентскую власть, они получают и массу новых обязанностей);
  • наконец, объявляется достаточно условное и декларативное усиление местного самоуправления: «Считаю необходимым закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами. При этом полномочия и реальные возможности местного самоуправления – самого близкого к людям уровня власти – могут и должны быть расширены и укреплены».

Касательно социального блока,  остаются вопросы, почему так и не введена прогрессивная шкала налогообложения (более того, в первых своих заявлениях эту же идею дезавуировал и Михаил Мишустин, представляющий интересы крупнейшего околокремлевского бизнеса – в частности, Сергея Чемезова, Алишера Усманова и братьев Ковальчуков) – впрочем, возможно, ее оставили для программы будущего кандидата на пост президента. Но есть и другое объяснение – что таким образом покупается лояльность элит на период трансфера.

С проблем демографии начинало традицию первое послание Путина, ими же заканчивает ее, очень может быть, и последнее его послание. Замена отмены НДФЛ для малообеспеченных выплатами на детей имеет целевой характер, с высокой долей условности можно сказать, что все это – своеобразная альтернатива «налогу на бездетность» (все советское время составлявшему в довесок к тем же 13% подоходного налога еще 6%, а временами, например, в сельской местности – и вовсе достигавшему астрономических величин).

Чем обернутся тезисы президентского послания для Омской области 

Как и всех остальных регионов, прежде всего коснутся следующие изменения: запрет для ее представителей в федеральных органах власти на двойное гражданство; повышение минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума («…считаю необходимым прямо закрепить в Конституции норму о том, что минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, у нас это в законе есть, надо закрепить это в Конституции, а также закрепить в Основном законе принципы достойного пенсионного обеспечения, имею в виду здесь и регулярную индексацию пенсий»); выплаты на детей от 3 до 7 лет. Как и всем дотационным регионам, ей придется просить у федерального центра дополнительные средства на озвученные в послании инициативы, а тех средств на «выравнивание», которых прежде региону хватало, чтобы начать постепенно выбираться из долговой ямы, теперь явно не будет хватать.

Что касается персоналий, тут изменения наиболее очевидным образом затронули Андрея Голушко: с одной стороны, он выигрывает от отмены 210 статьи (она сейчас камнем висит на шее у его бизнес-партнера Сергея Калинина), с другой – проигрывает от запрета на двойное гражданство и ВНЖ (у Голушко, как известно, обширные авуары и недвижимость под Каннами).

В свою очередь, серьезно проиграла надеявшаяся на назначение Собянина на пост председателя правительства РФ «уральская группа». Некая перспектива брезжит для нее в связи с возможным вхождением в состав нового кабинета свердловского губернатора Куйвашева, но, учитывая катастрофический провал Собянина, это очень слабая компенсация.

Прогноз на дальнейшее развитие событий 

 В политической части послания символичен сам тезис о сменяемости власти – официальный сигнал о начале транзита, после которого у Владимира Путина просто не осталось «путей к отступлению» (в равной степени не оставляет он их и всей вертикали власти). Во многих аспектах трансфер уже вовсю идет по модели, отработанной в меньшем масштабе в Казахстане «елбасы» Нурсултаном Назарбаевым и его преемником Касымом-Жомартом Токаевым. Вообще, многие предлагаемые Путиным изменения цитируют казахстанские законы практически буквально. Другие идут почти в точном соответствии с давними и не очень прогнозами Владимира Жириновского, что также подчеркивает консервативный характер выбранной модели трансфера.

Две причины, подталкивающие и ускоряющие процесс – старт всей схемы в начале года позволяет как можно раньше «раскупорить кубышку» ФНБ и залить экономику деньгами, а досрочные выборы в ГД совпадут с президентской кампанией в США (там выборы президента пройдут 3 ноября), в итоге американским кандидатам будет «не до нас» и достаточно сложно будет обвинять во вмешательстве во внутренние дела США Россию, которая сама будет полностью погружена в выборы.

Технически, данным изменениям необратимость должен был придать референдум, т.к. отменить его итоги можно только с помощью другого референдума. Однако он, как и выборы, организуется ЦИКом, для его легитимности нужна явка в 50 % (а даже последние думские выборы продемонстрировали явку ниже), в связи с чем очевидно, что ни количественно, ни качественно референдум провести в рамках разработанной схемы изменений системы управления практически невозможно. Судя по всему, все идет к тому, что вместо референдума будет проведен «опрос граждан России» или некое «всенародное голосование», датой которого называли сначала 26 апреля, а теперь все чаще называют День Космонавтики.

При этом велика вероятность и досрочных выборов в Госдуму, которые сместятся с с сентября 2021 года на декабрь 2020-го. Очень много желающих было провести их уже в этом сентябре, но слишком очевидна полная неготовность системы к этому варианту, ведь даже в декабре они пройдут в условиях экстренной подготовки и полной дезориентации элит, что в любом случае отразится на конечном результате.

 

В новый год страна вошла с новым правительством 


Через несколько часов после оглашения послания еще одной информационной «бомбой» стала отставка правительства. Новым премьером в итоге стал глава налоговой службы Михаил Мишустин. Отметим, что отставка правительства Медведева сразу после послания стала полной неожиданность практически для всех акторов (хотя сам Дмитрий Медведев, судя по целому ряду признаков, знал о ней заранее – в его пользу говорит и то, что он, став заместителем секретаря Совбеза, остался в подчинении Путина, а не Мишустина, фактически, став вице-президентом). Логика отставки та же – обновление «высшего командного состава», и можно даже не сомневаться в том, что оно продолжится уже при дальнейшем формировании депутатского, сенаторского  и губернаторского корпуса.

Наиболее вероятными кандидатами считались Собянин и Кудрин. В этой связи Мишустина многие посчитали очередным «техническим» премьером, сравнивая его с Зубковым и Фрадковым, которые играли подобную роль в свое время. Однако, Мишустин, как и Медведев, обязан своим назначением далеко не только дружеским или родственным связям. Идеологически он является продолжателем дела Кудрина, в связи с чем нам следует ждать целого ряда жестких либеральных мероприятий в сфере экономической политики. Если Медведев опирался на энергетиков (Чубайс, Абызов, Дворкович, отчасти Миллер), то группа поддержки Мишустина (Чемезов, Усманов, Ковальчуки, отчасти Ротенберг) обладает еще большим политико-экономическим весом. Поэтому недооценивать его потенциал явно не следует.

Экономическая политика 

Резонанс наделало намерение Мишустина сделать полностью прозрачными доходы физлиц – по его словам, речь идет о системе информационного учета, в которой будут видны доходы и расходы по «каждому домохозяйству». Однако, прежде всего, «более полное» обложение налогами затронет даже не столько физлиц, сколько крупный и средний бизнес, все схемы которого в бытность главным налоговиком Мишустин превосходно изучил, а теперь получил в подчинение для «доначисления» силовые структуры. На этом фоне представляется вовсе не случайным, что «закон о самозанятости» был принят накануне назначения Мишустина с его новой идеологией – для многих фрилансеров, владельцев арендной недвижимости и десятков миллионов представителей других профессий налог на профессиональную деятельность теперь может стать спасением.

Однако, в программе Мишустина – далеко не только цифровизация, ее характеризуют следующие основные пункты:

- снижение административных барьеров;

- улучшение предпринимательского климата, чтобы молодые люди чувствовали себя под защитой;

- увеличение рабочих мест и заработных плат;

- деньги, выделяемые на национальные проекты, должны работать в первую очередь на внутренний рынок;

- развитие оборонно-промышленного комплекса,

- выпуск гражданской наукоёмкой промышленности;

- стимулирование и цифровизация экономики;

- рост аграрного сектора.

- увеличение экспорта сельхозпродукции;

- расширение кооперации;

- развитие транспортной системы;

- аккумуляция доход на выполнение взятых обязательств;

- сохранение инфляции не выше 4%;

- продолжение законотворческой деятельности в тесном сотрудничестве с парламентариями и другие.

Как видим, буквально вся программа касается социально-экономического развития. По большому счету, она дополняет и конкретизирует положения президентского послания.

Что изменится для Омской области 

Из приведенных тезисов программы Омской области касаются буквально все – но точно в таком же положении находятся и практически все остальные российские регионы. Поэтому никакого особого статуса в программе федерального правительства Омску искать не стоит – нужно просто грамотно встраиваться во все планы реализации национальных проектов, федеральных программ, проектов правительства.

Мы до настоящего момента ни разу не видели опубликованных данных о достижении целей Стратегии развития Омской области – и это при том, что все показатели счетные, а разработчик методики оценки их достижения никуда не делся – это мэр Омска Оксана Фадина. Очень хотелось бы увидеть эти данные, равно как и показатели реализации на территории региона нацпроектов и других целей майского указа Владимира Путина еще до того, как будут опубликованы цифры планов по его январскому посланию.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Аналитика"
Читать все последние новости Омска

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!