Директор агентства «Городские проекты» Вадим Гинзбург сегодня озвучил намерение областных властей отказаться от услуг Олега Шишова в строительстве подземки. Руководители региона неоднократно заявляли, что продолжать реализацию проекта «Мостовика» нецелесообразно, но до окончательного разрыва отношений с генподрядчиком дело пока не дошло. «Мостовик» и его совладелец, мэр Омска Вячеслав Двораковский, судя по всему, готовы бороться за свой проект до конца.
В понедельник, 31 марта, в областном Экспоцентре директор агентства «Городские проекты» Вадим Гинзбург собрал брифинг по результатам доклада американского транспортного эксперта Вукана Вучика.
«Ряд СМИ противопоставили предложения «Городских проектов» планам НПО «Мостовик» по строительству инновационного метров в Омске. В этой связи считаем необходимым дать дополнительные пояснения и донести до СМИ обсуждаемые на совещании вопросы и возможные направления дальнейшей работы», - сообщалось в анонсе брифинга.
Действительно, об итогах закрытого обсуждения доклада Вучика СМИ узнали не от присутствующих там членов правительства, а от Гинзбурга, статус которого в вопросах транспортной стратегии Омска сложно назвать официальным.
«Совещание прошло под руководством Синюгина. Вячеслав Юрьевич сказал, что понимает и осознает, что решать проблему нужно интегрировано и в комплексе. Надеюсь, в этом направлении будет продолжена работа, надеюсь, что с нашим участием. Другой момент, который звучал на совещании, и меня это очень порадовало – это прямая просьба и к нам, и к коллегам из «Мостовика» организовать взаимодействие, обменяться своими наработками, мнениями. И мне показалось, что это первый шаг к созданию такого экспертного совета. Об этом я тоже говорил с Вячеславом Юрьевичем, что хорошо бы его запустить, чтобы диалог прошел на качественно более высоком уровне, чем обмен мнениями через СМИ», - рассказал Гинзбург.
Заявление Вадима Гинзбурга о диалоге не сходится с официальным комментарием пресс-службы «Мостовика» и сегодняшней риторикой мэра Двораковского, который является совладельцем компании (по данным ЕГРЮЛ, доля мэра в уставном капитале НПО «Мостовик» - 5,84%).
«Бесспорно, Вучик – крупный специалист. Бесспорно, что он правильно оценил: легкорельсовый транспорт дешевле метрополитена. Больше нового я что-то от Вучика не услышал. Принимать нам надо решение здесь на месте в зависимости от тех условий, которые сложились, в зависимости от тех климатических условий, в которых мы живем, от экономики города, области и так далее. Поэтому перед областной и городской администрациями стоит серьезная задача - найти выход из сложившейся ситуации. Его решение невозможно применить, потому что как таковых проектных решений господин Вучик нам не предложил. Он высказал свою позицию и мы, безусловно, к нему прислушаемся», - заявил в понедельник, 31 марта Вячеслав Двораковский.
Впрочем, как именно мэр Омска намерен «прислушиваться» к рекомендациям Вучика и «Городских проектов» стало понятно уже накануне. В субботу в эфире телеканала ГТРК «Иртыш» в ходе программы «Наш Омск» Вячеслав Двораковский заявил, что трамвайные линии по улице Лукашевича, которые вошли в проектную схему ЛРТ Вукана Вучика, восстанавливаться не будут.
«Во второй половине прошедшего десятилетия, вы знаете, делался капитальный ремонт проезжей части улицы Лукашевича. И тогда неоднократные обследования показали, что трамвай там не востребован. И на сегодняшний день ситуация там не изменилась. Тем паче, если мы запустим метро по мосту 60 лет Победы, то в рельсовом транспорте нужды нет. Поэтому он восстанавливаться там не будет», — сообщил Двораковский.
В то же время сегодня свою позицию относительно концепции Вукана Вучика и агентства «Городские проекты» официально выразил «Мостовик».
«Предложенная агентством «Городские проекты» концепция ЛРТ совпадает со схемой омского трамвая 80-х годов, причем с включением в трамвайную сеть первого пускового участка метрополитена. Состоявшуюся в минувшую субботу в областном Экспоцентре общеобразовательную лекцию на тему «Городской транспорт Омска. Проблемы и решения», основанную на информации из открытых интернет-источников, нельзя назвать даже предварительным концепт-проектом», - категорично заявили в пресс-службе НПО «Мостовик».
Позицию «Мостовика» Гинзбург демонстративно отказался комментировать, а вот заявление Двораковского назвал странным.
«К сожалению, от города мы большого интереса не наблюдаем. Странное заявление Двораковского, что трамвай развиваться не будет. Действительно, он вряд ли будет окупаем, но город вправе отказаться. Я не могу принять решение за город и за мэра, которого вы выбрали», - попенял омичам Гинзбург.
В ходе брифинга директор агентства «Городские проекты» взял на себя смелость заявить, что областные власти окончательно отказались от проекта метро, реализуемого НПО «Мостовик».
«И Синюгин, и губернатор» подтвердили отказ от того, что делает «Мостовик». Насколько я понимаю, от этого проекта область будет отходить», - сообщил Гинзбург.
Примечательно, что ни губернатор Омской области, ни его первый заместитель Вячеслав Синюгин, во всяком случае, публично не позволяют себе столь категоричных заявлений. На деле «Мостовик» по-прежнему является генподрядчиком строительства омского метро, а его проект – единственным официально утвержденным на федеральном уровне. Именно под него - «мостовиковский» проект, прошедший госэкспертизу, - выделяются федеральные средства. И не понимать этого руководители региона просто не в состоянии. Также очевидно, что аннулирование контракта между облправительством и Олегом Шишовым может обернуться как неустойкой заказчику, так и прекращением какого бы то ни было финансирования из федерального центра. Вряд ли кто-то станет выделять реальные деньги под «реферат» профессора Вучика об ЛРТ.
Однако находящийся по собственному заявлению на «постоянной связи» с первым вице-губернатором Синюгиным Вадим Гинзбург надеется на продолжение работы своего агентства в Омске:
«Мы рассчитываем, что мы как минимум будем принимать участие в разработке стратегии развития городского транспорта и в информировании жителей о том, что будет происходить дальше. Деятельность нашей компании находится на пересечении двух направлений. Это инжиниринговый консалтинг – разработка такого рода предложений в области транспорта и взаимодействие с жителями и властью. Мы не только предлагаем решения, мы умеем и знаем, как их правильно доносить, чтобы наши предложения разделялись как можно большим количеством людей. Поэтому в этом направлении мы и будем двигать в Омске».
Напомним, что еще в декабре 2013 года один из создателей «Городских проектов» Максим Кац заявлял, что компания рассматривает правительство Омской области как одного из своих крупных заказчиков:
«Мы с радостью сожрем омский бюджет, если будет такая возможность, - заявил корреспонденту ИА «Омск здесь» Максим Кац. - Но не в том смысле, что мы за это ничего не сделаем. Некоммерческая организация может получить какой-нибудь грант от правительства или мэрии. Если он будет учрежден, то мы на него станем претендовать».
Идею компаньона тогда поддерживал и сам Вадим Гинзбург:
«Мы создали агентство, коммерческую организацию по взаимодействию с регионами и выходу на то, чтобы, действительно, сожрать часть какого-нибудь бюджета и сделать что-то хорошее. У нас не так много больших городов в стране. Омск, как миллионник, сразу попадает в этот список».
Похоже, что в данной ситуации «Городским проектам» отведена роль пиар-инструмента, с помощью которого область будет готовить общественное мнение и отодвигать «Мостовик» от крупных строительных подрядов.