Интервью с омским спортсменом вышло в свежем номере «Домашней газеты» от 22 января 2020 года.
Для мастера спорта международного класса по плаванию Мартина Малютина недавно завершившийся 2019 год стал очень успешным. Он стал чемпионом России, а затем отлично дебютировал за сборную нашей страны на первом для себя взрослом чемпионате мира. С самым перспективным на сегодняшний день омским пловцом побеседовал Алексей Одариев.
– Мартин, давай вспомним о главных твоих наградах, завоеванных в 2019 году. В начале ноября в Казани ты стал чемпионом России по плаванию на дистанции 400 метров вольным стилем. Насколько высокой была конкуренция и доволен ли ты показанным временем?
– Соперничество было на должном уровне – за медали боролись восемьсот сильнейших спортсменов нашей страны. В их числе – призеры Олимпийских игр, а также около двух десятков победителей и призеров чемпионатов Европы и мира. Конечно, я доволен тем, что уже в первый соревновательный день смог выиграть в столице Татарстана «золото». К тому же завоевано оно большим трудом. На четырехсотметровой дистанции вольным стилем я показал время три минуты, тридцать восемь целых и шестьдесят три сотых секунды. Хороший ли это результат для меня? Прямо скажу – не лучший. Так уж получилось, что к национальному чемпионату я подошел не в оптимальной форме.
– Этот казанский бассейн можно, пожалуй, назвать счастливым для тебя?
– Наверное. (Улыбается.) Именно здесь я в 2017 году установил юниорский рекорд России, преодолев 400 метров вольным стилем за три минуты сорок одну целую и четырнадцать сотых секунды.
– Чемпионат России в Казани был отборочным на чемпионат Европы по плаванию на короткой воде, который состоялся в Глазго?
– Да, и я выполнил квалификационный норматив – он составил три минуты сорок целых и шестьдесят девять сотых секунды – это то время, которое на последнем чемпионате Европы открывало для участников дорогу в финал. На утреннем заплыве до квалификации не хватило одной секунды! Но впоследствии удалось проплыть быстрее и уложиться в нужное время.
– Почему же ты, пройдя этот отбор, в итоге не поехал в Шотландию?
– Мы так решили с моим тренером Натальей Николаевной Рощиной. К тому же в тот момент я болел и был далек от того, чтобы показать в Великобритании свое лучшее время. В таком случае зачем вообще надо было ехать на чемпионат Европы?!
– Никоим образом не собираюсь принижать значение чемпионата России, но все же главным стартом в прошедшем 2019 году для тебя наверняка стал чемпионат мира по водным видам спорта в южнокорейском Кванджу. Это был дебютный для тебя взрослый ЧМ. Ну и в чем его главное отличие от молодежного?
– Во-первых, взрослая сборная – совершенно новый коллектив для меня. Я два года выступал за юношескую сборную, и, поверьте, пробиться во взрослую было очень непросто! Во-вторых, выступление в Кванджу оказалось гораздо более волнительным, чем все предыдущие мои старты. Все-таки это главная команда страны! Совершенно другой уровень ответственности.
– Из-за волнения не «подгорел» перед стартом?
– Это было для меня серьезной проблемой раньше, но сейчас, с опытом, риск «подгореть» стал не столь актуален. Конечно, некое волнение перед стартом было, есть и, я надеюсь, будет всегда. Этот адреналин в небольших количествах только помогает. Полного спокойствия в эти минуты быть не может. Другое дело, что с годами я научился контролировать свои эмоции, держать волнение в рамках допустимого.
– В сборной России по плаванию есть некое подобие дедовщины? Как опытные спортсмены относятся к молодежи?
– Коллектив очень дружный, все друг друга поддерживают. Конечно, когда я, «молодой», впервые вошел в раздевалку взрослой сборной, чувствовал себя не слишкомто комфортно. Я ведь тогда никого из этих ребят лично не знал, ни с кем из них еще не общался. Но это быстро прошло. Со всеми познакомился, и сейчас мне в главной команде страны абсолютно комфортно психологически.
– В Южной Корее ты завоевал две медали. Какая из них тебе дороже: «серебро» в команде или же, пусть и «бронза», но зато в индивидуальной дисциплине?
– Тут так однозначно-то и не ответишь. С одной стороны, медали, завоеванные в личных дисциплинах, всегда как бы «роднее». С другой стороны, помочь команде своей страны подняться на пьедестал – это тоже очень дорогого стоит. Да и волнительнее это, выступать в эстафете. Если ты в индивидуальном заплыве где-то ошибешься, ну что же, очень жаль, но подвел ты только себя самого. А вот если ошибся, выступая за команду, – из-за тебя могут остаться без медалей все ребята, которыето как раз выступили отлично. А ты пустил прахом весь их долгий и напряженный труд! Так что эстафета – это совершенно другой уровень ответственности. А вообще, в целом, я доволен своим дебютом на взрослом чемпионате мира по «большой» воде. До этого я выступал только на «короткой», и там тоже удалось завоевать медали. (Короткая вода – бассейн 25 метров, большая – 50 метров. – Прим. автора.)
– У тебя с англичанином Данканом Скоттом на двухсотметровой дистанции вольным стилем время получилось одинаковым до сотых долей секунды, и «бронзу» пришлось в итоге поделить на двоих. Такое в плавании часто случается?
– Не сказать, чтобы часто, но бывает. В плавании, вообще, все решается на уровне долей секунды. Плыл ты первым, сделал одно-единственное неправильное касание – и в итоге стал лишь пятым!
– За эту бронзовую медаль стоит сказать спасибо литовцу Данасу Рапшису, которого дисквалифицировали?
– Когда я финишировал и посмотрел на табло, то сначала расстроился, поняв, что до медали не хватило совсем чуть-чуть. Но потом очень удивился, узнав, что все же стал третьим. В тот момент совершенно не понял почему. Ведь о снятии литовца на тот момент ничего еще не знал. А спасибо стоит сказать всем участникам того заплыва – за хорошую борьбу.
– Финиш дистанции тебе удается лучше, чем первая сотня метров. Это специальная тактика или, наоборот, недостаток, над которым нужно работать?
– Это нарабатывается на тренировках – плыть финиш быстрее, чем начало или середину дистанции. Так что можно считать, что накатить последнюю «сотню» – это мой фирменный почерк. А с другой стороны, быстрее плыть на старте – тот резерв, над которым еще нужно работать.
– На твой взгляд, кто круче – китаец Сунь Ян или американец Майкл Фелпс?
– Фелпс начал успешно выступать еще в раннем возрасте. Ему было всегото пятнадцать лет, когда он стал самым молодым человеком, когда-либо устанавливавшим мировой рекорд по плаванию. А в девятнадцать Майкл был восьмикратным олимпийским чемпионом! Сунь Ян тоже очень хорош. Сейчас ему уже 28 лет, но он показывает такие результаты!
– А с ним, вообще, можно бороться на равных?
– Конечно. Тем более на дистанции двести метров. Там со старта до финиша все очень плотно идет, у всех есть шансы. К тому же, я считаю, что в его результате нет ничего сверхъестественного. Да и техника плавания Сунь Яна не является чем-то особенным, выходы и повороты у него хромают.
– Данкан Скотт отказался пожать руку Сунь Яну и принять участие в совместном фотографировании на пьедестале. Ранее стоять на пьедестале рядом с китайцем отказался австралиец Мак Хортон. Как ты относишься к подобного рода демаршам в спорте?
– Китайца подозревают в употреблении допинга. (Во время визита допинговых офицеров в сентябре 2018 года Сунь Ян разбил пробирки с кровью. – Прим. автора.) Из-за этого на него многие смотрят косо. Но у нас нормальные спортивные отношения, жмем друг другу руку. Я не буду устраивать демарш, как австралиец. Ведь употребление допинга Сунь Яном не было доказано, и не встать с ним на пьедестал, не подать руку, на мой взгляд, – неспортивное поведение. Спорт должен объединять людей, показывать пример дружеских и уважительных отношений. А тут получается все наоборот.
– Кто твои главные конкуренты за место в сборной России?
– Александр Красных на дистанции четыреста метров и Михаил Вековищев на двести метров вольным стилем.
– Можно ли, посмотрев на двух пловцов, сказать: вот этот плавает правильно, а тот – нет. Он, вообще, бывает – эталонно правильный стиль?
– Нет, тут все очень индивидуально для каждого спортсмена, и все плавают по-разному. Какие-то технические азы, общие для всех, конечно, есть. Но даже если ты что-то делаешь по-другому, важно, насколько ты на тренировках отточил свой стиль до совершенства.
– Твоя любимая дистанция – 400 метров. Это связано с особенностями твоей физической подготовки или дело, скорее, в ощущении психологического комфорта именно на этой дистанции?
– Тут все дело в моей выносливости. На самом деле, я и длинные дистанции плаваю неплохо. В прошлом году, в Казани, я выиграл на полутора тысячах метров. Но все же больше люблю дистанцию двести метров. На этой дистанции я лучше всего могу распределить силы. Да и психологически мне на нее особенно удачно получается настраиваться.
– Чуть более года назад, в декабре 2018-го, ты стал мастером спорта международного класса. Ну а как близко ты на данный момент подобрался к ЗМС? Что тебе нужно сделать, чтобы стать заслуженным?
– Уже близко. Для того чтобы подняться на эту, высшую ступеньку, необходимо выиграть чемпионат либо Европы, либо мира. И набрать соответствующее количество очков.
– Хотя бы примерно считал, сколько километров в год ты проплываешь?
– В неделю проплываю не менее семидесяти километров. Получается, в год более трех с половиной тысяч.
– Для плавания какие еще нагрузки должны быть: тренажерный зал, бег, что-то другое?
– Штангу в зале тягаю не реже трех дней в неделю – у нас с этим строго. А вот бегаем нечасто. В основном только на сборах. Ну и иногда еще, когда погода особенно хорошая. (Улыбается.)
– У тебя в Instagram довольно много фотографий, сделанных на море. Неужели за время соревновательного сезона «не наедаешься» плаванием, и во время отпуска тебя тоже тянет поплавать?
– В отпуске я чаще лежу рядом с морем, а не плаваю. (Смеется.) В это время я люблю побыть один, собраться с мыслями, расслабиться, эмоционально перезагрузиться. А вообще, отдых на море – оптимальный вариант для восстановления после трудного сезона. И физического, и психологического. От плавания, действительно, устаешь. Но ведь поплескаться в море совсем не то же самое, что вкалывать до седьмого пота в бассейне. В воде ведь можно как работать, так и отдыхать.
– Имя Мартин наиболее распространено в Англии, европейских странах и США. А вот в России это имя не слишком часто встречается. Тебя назвали в честь кого-то?
– Мой папа на пятьдесят процентов – немец. И идея назвать меня таким именем принадлежала именно ему. Мне имя Мартин очень нравится. (Улыбается.)
Алексей Одариев
ДОСЬЕ «ДГ»
МАРТИН ВЛАДИМИРОВИЧ МАЛЮТИН, российский пловец. Родился 5 июля 1999 года в Омске. Студент Сибирского государственного училища олимпийского резерва. Тренируется под руководством Натальи Николаевны Рощиной. Серебряный призер чемпионата мира (2019 – эстафета 4х200 в./с.). Бронзовый призер чемпионата мира (2019 – 200 м в./ст.). Двукратный серебряный призер чемпионата Европы (2018). Чемпион России (2018 – 1500 м. в./ст.). Является многократным победителем региональных соревнований.