Олег Афанасьев: школьные «поборы», к сожалению, фактически заложены в областное законодательство

Как стало известно «СуперОмску», городская прокуратура проверит финансирование муниципальных учреждений образования. Провести проверку поручила прокуратура области. Проверка связана с обращением депутата горсовета Омска, председателя общественной организации «Оплот» Олега Афанасьева. Парламентарий отмечает, что эта проверка – только начало более длинного процесса. 

В обращении Олега Афанасьева, в частности, отмечается, что «анализ планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных дошкольных и средних образовательных организаций города Омска, размещенных в сети Интернет, показывает: омские детские сады и школы не могут закупить на нормативное финансирование самых элементарных «расходников», например, туалетной бумаги. По факту финансируются полностью только коммунальные платежи, обслуживание приборов учета, проверка электросетей, дератизация территории, «кнопка вызова», учебники и рабочие тетради. Автоматическую пожарную сигнализацию для исследованных школ в текущем году бюджет оплатил только за несколько месяцев. Связь, интернет в этом году были оплачены бюджетом только частично. Все остальное, включая офисную бумагу, тонер, предметы гигиены, прочие «расходники», организации должны покрывать или за счет платных услуг, или за счет благотворительности».

Как следует из ответа областной прокуратуры, надзорный орган не усмотрел оснований для пересмотра регионального закона об образовании. При этом сообщается, что за 2019 год городские школы и детские сады получили из областного бюджета субвенцию в 6,7 миллиарда рублей, из которых 1 миллион рублей был возвращен в область по итогам года. Отмечается, что вопрос упирается в муниципальные акты, определяющие нормативные затраты детских организаций. В связи с чем городская прокуратура проведет проверку в отношении мэрии. 

Вопрос о нехватке средств на самые элементарные нужды школ и детских садов рассматривался 8 октября на комитете по социальным вопросам горсовета.

Олег Афанасьев предлагал депутатам обратиться к властям с просьбой пересмотреть нормативы финансирования школ в сторону увеличения, в частности, финансовые нормативы на обеспечение безопасности несовершеннолетних. В своем докладе депутат отмечал, что «…норматив финансирования дошкольного образования в муниципальных организациях в части расходов на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся в расчете на одного обучающегося равен 110 рублям в год. Норматив финансирования получения школьного и дополнительного образования в части расходов на обеспечение безопасных условий в расчете на одного обучающегося муниципальной общеобразовательной организации равен 45 рублям».

В итоге, как пояснял депутат, фактически на среднее общеобразовательное учреждение города Омска с численностью обучающихся в 1000 несовершеннолетних на все мероприятия по обеспечению безопасности приходится порядка 45 000 рублей в год нормативного финансирования. Это делает неизбежными «поборы» с родителей.

Как пояснил ситуацию «СуперОмску» Олег Афанасьев, поборы в школах – важнейший фактор социальной напряженности в регионе: «Учитывая уровень жизни, а, по последним данным, наши граждане – одни из самых бедных в стране, любые школьные сборы омичи воспринимают очень болезненно. Мы оказались в ситуации, когда в городе очень скромные заработные платы, а образование для детей оказывается частично платным. И школьные «поборы», к сожалению, фактически заложены в законодательство».

Олег Афанасьев подчеркнул, что несправедливо огульно обвинять директоров и заведующих в «поборах». Если родители не «скидываются», образовательным организациям просто не хватает финансирования. Например, чтобы приобрести элементарные предметы гигиены.

«Руководство школ вместе с родительской общественностью вынуждены заниматься сбором денег через благотворительные фонды, потому что школы не получают самого необходимого», – заявил народный избранник.

Олег Афанасьев также отметил, что не во всем согласен с областной прокуратурой.

«Ответ областной прокуратуры можно понимать таким образом, что нормативы, заложенные в областном законе, могут иметь какой угодно объем. Поскольку ситуация, как указано в ответе, регулируется только законом об образовании. А там четких требований к содержанию видов расходов нет. С этим невозможно согласиться. Помимо прочего, у нас есть на руках разъяснения федеральных органов, уполномоченных на трактовку федерального закона об образовании. Они, если коротко, понимают законодательство несколько иначе. С другой стороны, нам не принципиально, как процессуально будет оформлена сущностная проверка нормативов. У нас по несколько раз в год проводятся «прямые линии» по поборам, в результате которых предписания получают директора школ. При этом почему-то никто не хочет проверять то, как устроена система финансирования на уровне органов управления. В целом будем ждать результатов проверки городской прокуратуры, по ее итогам решать, что делать дальше. Это уже некоторое достижение в решении проблемы, на самом деле. Жаль, что коллеги в свое время не обратились в адрес регионального правительства, это серьезно ускорило бы процесс», – добавил депутат.

Перейти на полную версию сайта