В начале недели спикер Государственной Думы Вячеслав Володин обратил внимание на регионы РФ, которые Росстат включил в списки лидеров по убыли населения за 2019 год. В их числе оказалась и Омская область, которая за минувший год уменьшилась на 17,6 тысячи человек. Этот результат стал вторым по стране из 85 регионов России. В топ-5 лидеров по абсолютной убыли населения также попали Саратовская область (-19 тысячи человек), Кемеровская область (-16,5 тысячи человек), Волгоградская область и Алтайский край (-15,7 тысячи).
Вячеслав Володин заявил, что «необходимо изучить причины неблагоприятной демографической ситуации в этих территориях и постараться найти решение, которое позволит снизить уровень смертности и отъезд жителей из этих регионов через повышение качества жизни людей, развитие экономики». Изучением ситуации в пяти регионах, где в 2019 году зафиксирована самая большая убыль населения, займется рабочая группа, которая предложит решение по замедлению быстрого оттока жителей. В рабочую группу войдут члены российского парламента, представители правительства РФ и регионов с наибольшей убылью населения. По информации «СуперОмска», возглавит группу председатель ГД Вячеслав Володин.
Комментарий по предложению Вячеслава Володина уже предоставило международное рейтинговое агентство Moody’s («Мудис»). По оценке агентства, принятие мер, направленных на решение демографических проблем российских регионов, разработку которых инициировал председатель ГД Вячеслав Володин, может оказать положительное влияние на их кредитоспособность. В частности, как указывалось на официальном сайте Госдумы, «агентство считает, что от инициативы больше всего выиграют Республика Коми и Омская область, где миграция является основной причиной убыли населения».
В четверг, 6 февраля, в ходе пресс-конференции директор департамента транспорта мэрии Омска Александр Вялков анонсировал новую акцию, вероятно, призванную завлечь пассажиров в муниципальный транспорт. Так, с 1 марта по 1 июня 2020 года пассажиры, оплачивая проезд в городском транспорте картой «Мир», получат компенсацию в размере 5 рублей, то есть поездка по безналичному расчету обойдется в 20 рублей.
Однако с экономией для пассажиров на период акции все не так очевидно. Не секрет, что основные пользователи карты «Мир» – это пенсионеры и «бюджетники», которые по закону получают зарплату только через эту платежную систему. Поскольку первые имеют льготы и ездят по социальным картам либо бесплатно, либо за 18 рублей, то, выходит, что выгоду от акции преимущественно получат вторые, но и то лишь те, кто не пользуется электронными проездными.
Для остальных граждан, если те вдруг надумают сэкономить, стоимость годового обслуживания карты «Мир» у одного из популярных банков составит, к примеру, 750 рублей. Чтобы окупить эту сумму, потребуется 150 поездок (750/5=150). Если считать, исходя из пятидневной рабочей недели и поездок из дома на работу и обратно, на это потребуется примерно 4 месяца. Но нюанс в том, что анонсированная акция продлится с 1 марта по 1 июня 2020 года, то есть в лучшем случае пассажир успеет только «отбить» стоимость годового обслуживания карты или просто максимально приблизиться к этой сумме. Вероятно, основными выгодоприобретателями здесь окажутся банки-эмитенты карты и сама платежная система, которые получают процент за каждую совершенную транзакцию.
Прозвучали на пресс-конференции Вялкова и разъяснения в части перспектив повышения стоимости проезда. По поводу городского общественного транспорта чиновник заявил следующее: «Безусловно в муниципальном транспорте проезд не повысится. Если говорить о дальнейшем, то мы будем смотреть».
Это не исключает того, что в 2021 году проезд в омском транспорте все же подорожает. Впрочем, даже сейчас омичи ездят в общественном транспорте дороже, чем другие жители Сибири, отдавая 30 рублей наличными и 25 рублей по банковской или транспортной карте.
На ценовую политику частных перевозчиков, со слов Вялкова, муниципалитет повлиять не вправе. Следовательно, повышения стоимости проезда в немуниципальных автобусах и маршрутках исключать не стоит. Напомним, в январе 2020 года бизнесмен, контролирующий несколько частных маршрутов, председатель Совета СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян подчеркнул, что считает несправедливой разницу в безналичной и наличной оплате проезда. Он убежден, что пассажиры должны платить фиксированную цену в 30 рублей, вне зависимости от формы оплаты проезда.
Напомним, что первое повышение цены на проезд в немуниципальном транспорте в Омске уже произошло. Так, в январе 2020 года ООО «ТорТранс» на три рубля повысило цену за проезд. Если раньше одна поездка обходилась в 25 рублей, то сейчас она стоит уже 28 рублей. Изменение, в частности, коснулось маршрута № 73.
На заседании омского облправительства 5 февраля принято решение о создании в регионе особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Авангард». Как сообщал правительственный портал «Омская губерния», ОЭЗ определена территория в Северной промзоне города в непосредственной близости от Красноярского тракта.
«Были предложения создать и особую экономическую зону, и управляющую компанию в частной форме собственности. Но с учетом того, что у нас сразу несколько компаний готовы инвестировать, принято решение ее оставить в руках области. Нам очень важно развивать малотоннажную химию и нефтехимию. Для этого нужны такие партнеры, как «Газпром нефть» и Группа компаний «Титан». В дальнейшем будем совместно с ними привлекать новых участников производства», – прокомментировал губернатор Омской области Александр Бурков.
Уже известно, что от лица региона учредителем акционерного общества и владельцем всего пакета акций определено Министерство имущественных отношений, а органом, в ведении которого находится площадка, – Министерство экономики Омской области.
Положительными последствиями от создания особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Авангард» названы привлечение инвестиций в основной капитал организаций в объеме свыше 10 миллиардов рублей и обеспечение создания более 800 новых рабочих мест. Об этом заявила замминистра экономики Омской области Елена Русинова. Заявку на создание особой экономической зоны в регионе местные власти обещают направить в апреле 2020 года.
Отметим, что ранее подобная зона под названием «Солнечная» планировалась в поселке Солнечном. Но из-за дороговизны проекта от него отказались.
Телеграм
Минувшая неделя в повестке омского сегмента телеграм-каналов запонилась обсуждением решения части депутатов ОГС по ликвидации комитета по вопросам экномического развития и муниципальной собственности. Формально комитет раздробили на два под предлогом облегчения работы народных избранников. Хотя физически им придется работать теперь не на один, а на два органа, что аннулирует предлог на ликвидацию в спорадичного недобора для кворума из-за депутатов-прогульщиков.
Хотя по реакции в мессенджере стало понятно, что ликвидация рабочего органа через его дробления заставляет думать о банально личной месте депутату Олегу Афанасьеву, председателю упомянутого комитета. И вероятный повод лежит на поверхности. В 2019 году Афанасьев выступил против поправки об увеличении оклада спикеру ОГС Владимиру Корбуту, за что уже подвергался нападкам.
При этом «смена коня на переправе» запустила цепочку потенциально негативных событий, потенциально ликвидирующих позитивные решения, выработанные комитетом по вопросам экономического развития и муниципальной собственности. Так как ликвидированный комитет фигурирует во многих решениях ОГС и в них придется вносить изменения с записью нового органа, а заодно можно внести новые правки по судьбе муниципальных активов.