Интервью с одним из первых организаторов областных «Праздников Севера» и «Королев спорта», известным функционером омского спорта Анатолием Сивицким вышло в номере «Домашней газеты» от 12 февраля.
28 февраля 2020 года в Тевризе пройдет юбилейный, пятидесятый, областной «Праздник Севера». Место выбрано не случайно – именно в этом таежном поселке в далеком 1971 году прошла первая зимняя спартакиада, со временем превратившаяся в одну из визитных карточек Омской области. Почему же было принято решение проводить на Омской земле «Праздники Севера»? Почему местом проведения самого первого из них стал именно Тевриз, а не, скажем, Тара, что выглядело бы более логичным? И откуда взялось название областных спартакиад? Разобраться с этими вопросами нам помог Анатолий Владимирович Сивицкий. Он был в составе той самой группы специалистов, которая выехала в Тевриз на рекогносцировку перед проведением первого в истории «Праздника Севера». И с тех пор активно участвовал в подготовке и проведении омских «Праздников Севера» и «Королев спорта».
– Анатолий Владимирович, почему появилась необходимость проведения отдельных соревнований для северян?
– Анализ спортивных мероприятий, которые проводились в те годы в Омской области, показал, что в отдаленных северных районах региона спорт был развит намного слабее, чем в районах, находившихся ближе к Омску. Если последние регулярно приезжали в город и активно участвовали в областных стартах, то вот северяне, которым до областного центра зачастую надо было ехать по триста – четыреста, а то и больше километров, были на этих стартах редкими гостями. В итоге на всесоюзных соревнованиях, проводимых для сельских жителей, спортсмены севера Омской области едва занимали места в шестой – седьмой десятке. Вот для того, чтобы исправить это положение, подтянуть спортивный уровень северян, и было решено проводить для них отдельные спартакиады.
– Кто придумал название – «Праздник Севера»?
– Скорее, уж мы его не придумали, а позаимствовали. В советские годы, в Мурманске, проводилась всесоюзная зимняя спартакиада для сельских спортсменов. Называлась она «Праздник Севера». Участие в ней принимала и сборная Омской области. Возил ее туда Анатолий Иванович Мельниченко, бывший в те годы заместителем Омского областного совета добровольного спортивного общества «Урожай». И вот когда встал вопрос, как нам назвать областную спартакиаду для северян, именно он предложил не изобретать велосипед, а взять уже хорошо себя зарекомендовавшее и знакомое селянам название – «Праздник Севера».
– Можно ли сказать про кого-то, что вот именно этот человек был автором идеи проведения первого «Праздника Севера»?
– Нет, все же это была коллективная идея – подготовить и провести крупные соревнования для одиннадцати северных районов Омской области. В состав инициативной группы, которая занималась этим вопросом, входили председатель облспорткомитета Виталий Константинович Высоцкий, председатель областного совета ДСО «Урожай» Юрий Иосифович Пушкарев, его заместитель Анатолий Иванович Мельниченко, Виктор Ильич Галаев, заведующий отделом обкома комсомола. Был создан организационный комитет, который возглавил второй секретарь обкома комсомола Николай Васильевич Журавлев. Ну а я входил в состав группы специалистов, которая выехала в Тевризский район на рекогносцировку. Возглавлял ее Виталий Высоцкий.
– Почему первая спартакиада была проведена именно в Тевризе, а не, скажем, в Таре?
– То есть местное руководство отнеслось к инициативе проведения праздника с энтузиазмом?
– Да, хотя был нюанс. Уже будучи в Тевризе, пришли мы с Виталием Константиновичем Высоцким к первому секретарю местного райкома КПСС Михаилу Васильевичу Пичугину. Очень серьезный был дядечка. (Улыбается.) Показываем ему самую первую афишу, которую сделали к предстоящему «Празднику Севера – Тевриз 1971». И надо же такое, на этой афише было написано и про комсомол, и про спорткомитет, в общем, про всех, а вот про партию мы забыли! Такое упущение! Пичугин на нее посмотрел и говорит: «Ну что же, раз мы вам не нужны, проводите без нас». Обиделся. А что значит «без нас»? Первый секретарь райкома партии был тогда в районе царь и бог! Ну, потом ничего, остыл, сработались. (Смеется.)
– Лед на тевризской дорожке для конькобежцев тогда заливал лично Николай Штельбаумс, рекордсмен мира по скоростному бегу на коньках, участник Олимпийских игр в американском СквоВелли. Неужели кроме него было некому поработать ледоваром в далеком Тевризе?
– Так ведь у местных спортсменов не было тогда практически никакого опыта. Скажу вам больше – и коньковто беговых почти не было, бегали на обычных, хоккейных. Да и те порой крепились не на ботинки, а на валенки. Вот мы и попросили Николая Николаевича, почетного мастера спорта СССР, курировать состязания конькобежцев на первом «Празднике Севера». Виталий Константинович Высоцкий тоже ведь был из конькобежцев, так что долго уговаривать Штельбаумса не пришлось. Приехал он в Тевриз, пришел на местный стадион и, по его собственному признанию, остолбенел от удивления: по кругу ехал трактор «Беларусь», из прикрепленной к нему на прицепе железной бочки текла вода, а верхом на ней восседал совершенно заледеневший местный паренек, которому и было доверено делать дорожку. Пришлось Николаю Николаевичу подобную технологию решительно прикрыть и лично заняться этим процессом, для чего он остался жить в Тевризе на достаточно долгое время. Но зато в итоге соревнования конькобежцев на первом «Празднике Севера» прошли на дорожке, вполне соответствующей регламенту по длине, ширине, радиусу поворотов и зеркальности поверхности. Ее качество было не хуже, чем на проводимых в Омске областных стартах. Ну а Штельбаумсу было доверено еще и почетное право зажечь олимпийский огонь на торжественной церемонии открытия первой зимней спартакиады.
– Ну а как тевризяне принимали гостей? Действительно ли уже самая первая спартакиада стала именно праздником, не только по названию, но и по сути?
– О, тевризяне отнеслись к «Празднику Севера» с огромным интересом! Мягко говоря, это были люди не избалованные какими-то масштабными мероприятиями. Большинство из них крайне редко ездили в Омск, и они были по-хорошему поражены тем многолюдством, которое захлестнуло улицы их поселка. В Тевриз ведь тогда приехали сотни спортсменов, тренеров, членов делегаций, да и просто гостей. Из соседних деревень приезжали на запряженных в лошадей розвальнях целыми семьями. Была организована праздничная торговля, играет музыка, жарятся шашлыки! Это был настоящий, замечательный праздник для жителей не только самого Тевриза, но и всего района. На открытие пришло более трех тысяч человек! Представляете себе, что это такое для маленького таежного поселка?
– Какие главные трудности возникли при подготовке к первому «Празднику Севера»?
– Их было предостаточно. Вот тот же лед, о котором мы уже говорили. Для его производства нужно много горячей воды, что, кстати, стало настоящим откровением для местных жителей. «Точно горячей? Вы не спутали? Может, все же холодной?» «Да нет, не спутали, – говорим мы. – Именно горячей». Где ее взять в таком количестве? Это же вам не город! Отоплением в районе тогда заведовал Михаил Петрович Юркив. Он подсчитал в блокноте, и за голову схватился: «Чтобы нагреть столько воды, я же весь уголь сожгу, а впереди еще два месяца отопительного сезона!» Но в итоге проблему он смог решить. Ну и конечно, для Тевриза было непросто принять, разместить, прокормить такое количество гостей. Это сейчас, за пять десятилетий, все технологии по организации сельских спартакиад в Омской области уже отработаны, есть очень опытные люди, в том же ДСО «Урожай». Но ведь в Тевризе 1971 года все это делалось «с нуля». Это-то и было главной трудностью.
– С погодой тогда повезло?
– Действительно, погода оказывает на проведение «Праздников Севера» огромное влияние. Гораздо большее, чем, к примеру, на летние «Королевы спорта». Бывает, что или трескучие морозы ударят, да еще с сильным ветром, или наоборот, так пригреет, что все тает. В Больших Уках, на «Празднике Севера 2004», нам из¬за этого пришлось даже отменять финалы по всем видам спорта – вместо снега и льда на улице стояли лужи! Но вот на первой, тевризской зимней спартакиаде с погодой нам повезло. Было солнечно, по-весеннему тепло, но еще не таяло.
– Ну а как спортивный уровень? Высокие результаты продемонстрировали сельские атлеты в марте 1971 года?
– Соревнования на первом «Празднике Севера» проводились только по трем видам, наиболее популярным у селян – хоккею, конькам и лыжам. Сравнивать с сегодняшним уровнем мастерство участников не приходится – это сейчас среди них бывают и МСМК, и даже ЗМС, участники чемпионатов мира и Европы. Тогда состав команд был далеко не такой титулованный, но тоже достаточно мастеровитый. Если говорить о лыжном спорте, то в основном в Тевризе состязались перворазрядники и КМС. То есть атлеты, обладающие неплохой подготовкой. Ну и результаты они демонстрировали соответствующие. В ходе соревнований 33 лыжника выполнили норматив первого разряда.
– А что особенно врезалось в память, что первым вспоминается, когда речь идет о Тевризе-1971?
– Местный стадион «Кедр». В Тевризе ведь никогда не было стадиона, его специально построили к первому «Празднику Севера». И мне, тевризянину, было так необычно и удивительно видеть в своем поселке стадион! Да, он был маленький, и трибуны не могли вместить всех желающих посмотреть церемонию открытия, соревнования спортсменов. Так организаторы специально нагребли рядом с трибунами огромные кучи снега, и на них тоже стояли зрители. Тысячи человек! Именно эта картинка встает у меня перед глазами в первую очередь, всякий раз, когда я вспоминаю ту спартакиаду.
– Выполнил ли «Праздник Севера» то предназначение, ради которого он и создавался пятьдесят лет назад?
– В полной мере. Во-первых, сильно вырос уровень спортсменов. Вспомните, сколько известных чемпионов подарили нам зимние сельские спартакиады. Среди них участники и призеры самых представительных международных турниров. Например, двукратная чемпионка мира по зимнему полиатлону Юлия Рычкова, серебряный и бронзовый призер чемпионатов мира по этому виду Денис Рычков. Они же завоевали и Кубок мира по зимнему полиатлону. Оба – уроженцы Азовского района. Ну а чемпион зимних Олимпийских игр 1980 года биатлонист Владимир Барнашов из Муромцевского района! Во-вторых, «Праздники Севера» помогли существенно повысить интерес сельских жителей к спорту. Невозможно подсчитать, сколько мальчишек и девчонок, придя на них в первый раз в качестве зрителей, получили сильное впечатление от выступления тех же хоккеистов, лыжников, конькобежцев, мотокроссменов, и впоследствии сами записались в спортивные секции. Ну и, в-третьих, удалось существенно подтянуть уровень спортивной инфраструктуры. За последние годы построены отвечающие международным стандартам дворцы спорта, ледовые арены, бассейны и стадионы во многих районах области. Так что омские сельские спартакиады, отмечающие в этом году полувековой юбилей, – прекрасная и очень нужная традиция, за которой не только годы славной истории, но и, я не сомневаюсь, большое будущее.
Алексей Одариев