Компания Tele2 проанализировала работу в направлении big data в 2019 году. Эффективность внедрения внешних и внутренних проектов «больших данных» показала значительный результат, за прошлый год выросла в 2 раза и составила 1,057 млрд рублей, а доход от внешней монетизации увеличился на 70 %. Драйверами роста выручки стали направление геоаналитики и продукты для финансовых организаций.
Более чем в 10 раз по сравнению с 2018 годом выросли доходы оператора от сервисов геоаналитики, которые стали лидерами по темпу роста выручки в 2019 году. В том же году в сотрудничестве с ДИТ Москвы компании Tele2 удалось проанализировать структуру населения региона, позволили оценить динамику ее изменения и трафик пассажиропотока метро в каждом направлении с привязкой ко времени суток. Обеспечила эту возможность технология data scientists (наука о данных).
В 2019 году Tele2 реализовала масштабный проект для Комитета по туризму Ленинградской области. Анализ big data позволил составить портрет и географию посетителей фестиваля «Чудо света», который состоялся в ноябре на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. В 2020 году оператор планирует продолжить анализировать структуры туристического потомка Серверной столицы, как только эпидемиологическая обстановка в мире и сфера туризма стабилизируются.
Второе место по динамике роста выручки заняли финансовые решения для одноименных организаций и кредитных учреждений. Доход от рискового скоринга, верификации и других сервисов в этой категории увеличился на 86 %. Ориентируясь на особенности бизнесов, Tele2 регулярно совершенствует модели и расширяет число сегментов целевой аудитории, что делает продукты компании более востребованными для различных сегментов.
Одной из приоритетных внутренних инициатив 2019 года стал проект Smart Capacity – умное управление емкостью сети оператора. Специалисты Tele2 находят потенциальные «узкие места» в сети и расширяют ее там, где это необходимо. Такой подход позволяет увеличивать эффективность инвестиций в инфраструктуру и обеспечивать качественный сервис с высокими скоростями мобильного интернета. Использование предиктивной аналитики позволяет высчитывать десятки коммерческих и технических показателей в трехмесячной перспективе, а точность модели дает возможность планировать работу и принимать верные управленческие решения.
В этом году Tele2 планирует удвоить размер инвестиций, вложив в развитие аналитики big data и искусственного интеллекта до 100 млн рублей. Компания сфокусируется на нескольких ключевых направлениях, которые принесут максимальный эффект по возврату инвестиций.
Антон Мерзляков, директор по аналитике больших данных Tele2:
«Все продукты и технологии для внешнего рынка мы сначала реализуем внутри компании. Наша первоочередная задача – использовать анализ больших данных для роста эффективности нашего бизнеса. Результаты 2019 года говорят сами за себя: эффект от проведения внешних и внутренних проектов с использованием больших данных превысил 1 млрд рублей. Важно, что для оценки отдачи от реализации внутренних проектов мы подбираем подходящую методологию вместе с финансистами Tele2, поэтому все показатели эффективности подтверждены экспертами по финансам. В прошлом году мы совершили качественный рывок в том числе и благодаря трансформации роли подразделения big data внутри компании. От функции исполнителя мы перешли к роли драйвера изменений. Продуктовые команды в дирекции, которые отвечают за разные направления бизнеса, видят зоны для улучшения: определяют приоритеты, потенциал, инвестируют ресурсы, создают решения для сокращения времени вывода продукта на рынок.
Увеличить отдачу работы подразделения big data позволила в значительной степени позволила реорганизация функции. В 2019 году Tele2 запустила центр компетенций по анализу больших данных, сфокусировалась на автоматизации процессов и масштабировании, создала продуктовые agile-команды, которые отвечают за отдельные направления бизнеса: инсайты (поиск инновационных решений для внутренних заказчиков), ретейл, эффективность процессов, геоаналитику, финансовые сервисы, сегментацию.
«Наш принцип – проводить быстрые и недорогие пилоты – позволяет одновременно тестировать десятки гипотез со средним time to market в четыре недели. Стратегические партнерства с бизнес-заказчиками дают возможность оперативно внедрять и развивать самые успешные продукты. В будущем мы ожидаем роста выручки от геоаналитических продуктов и сотрудничества с ДИТ Москвы, правительствами регионов России и внешними бизнес-заказчиками», – рассказал Антон Мерзляков.