О том, стоит ли сейчас ехать на дачу, как себя вести садоводу в условиях самоизоляции, а также об обстановке в омских садоводческих товариществах «СуперОмску» рассказал Виктор Бобырь, председатель Координационного Совета Омского областного Союза садоводческих некоммерческих товариществ.
– Давайте будем реалистами: в прошлом году когда мы все на дачу поехали? Не раньше 30 апреля. Там и сейчас нечего делать, кроме уборки территории, и то придется возвращаться домой. Потому что тепла, воды и света там еще тоже нет. Кроме того, карантин – не отпуск. Все должны сидеть дома. Потому что будет здоровье, будет вам и дача. Наше садоводческое сообщество достаточно взрослое. И оно должно молодежи подавать пример самодисциплины. Многие войну прошли, пережили послевоенное время. И что сейчас? Где выдержка?
Впрочем, я понимаю, что омичей сейчас нервирует то, что приходится сидеть дома, хочется чем-то заняться. Самое привычное, и, казалось бы, логичное – поехать на дачу. Но если посмотреть правде в глаза, то земля еще мерзлая, грунтовые воды поднимаются, коммунальные услуги во многих садоводствах отключены и в конце концов на улице еще холодно. На земле еще делать нечего.
Отмечу, что наша организация продолжает работать, дежурными сменами. Мы консультируем всех желающих, отвечаем на все вопросы. А обращений сейчас много.
Вопросы у садоводов разные. Например, люди спрашивают, где приобрести семена, если магазины закрыты. Мы консультируем. Многие требуют массово пускать людей в сады «мы там спасемся и наши погреба буду полные». А если взглянуть на вещи реально? Обычная дача – это не место для самоизоляции. Есть различные организационные вопросы, которые сейчас решают председатели. У товариществ нет денег, во многих садах на зиму отключают свет, не проведены организационные собрания, не составлены сметы... Это не отпуск. Надо сидеть дома.
Еще надо понимать и такой нюанс. Кто-то сидит в городе и желает на дачу выехать, а кто-то живет на даче постоянно. И вот с такими сложностями люди, постоянно пребывающие в садоводствах, обращаются в наш Союз. Тут в шаговой доступности нет магазинов, поликлиник, надо выезжать в город. А у людей нет в наличии справок. Мы, конечно, пытаемся решить этот вопрос, ведем переговоры с властями. Но вот такая обратная сторона у этой самоизоляции на даче.
И председатели сейчас кричат в один голос: не надо нам сюда садоводов! Люди приезжают на дачи, а печек нет, дрова не закуплены – начинают подключать электроприборы. Нагрузка возрастает, потребление увеличивается, платить никто не платит. Долги растут… Что не упрощает работу садоводства. Поэтому необходимо переждать этот период дома.
Мы знаем, что подходят сроки. Органы власти, транспортники также знают, что ехать на дачу надо. И этот вопрос будет решен. Дачу никто не отменял. Некоторые предприятия и магазины со вчерашнего дня открылись. Потому что без этого мы не запустимся.
Чтобы вы понимали, самый большой вопрос для нас сейчас – чтобы председательский корпус начал работу и подготовил сады к сезону. Сейчас еще к этому добавляется и охрана имущества. В садах началось массовое воровство. Кто-то сидит дома, а кто-то пытается на этом нажиться. Моя задача, чтобы председатели могли туда добираться, чтобы на смены ездили сторожа, чтобы им вовремя платили зарплату.
Справка:
По официальным данным, в Омской области зарегистрировано 642 садовых товарищества, включающих в себя 233 тысячи участков, общая площадь земель под которыми составляет почти 20 тысяч гектаров.
Оксана Кузнецова