Пандемия коронавируса критически изменила привычный уклад жизни. Слова «карантин», «самоизоляция», «пропуск» прочно вошли в обыденный лексикон. Кто-то перешел на «удаленку», а кого-то отправили в отпуск. Но и есть предприятия, которые продолжают работать 24 часа в сутки, чтобы могли жить и работать все остальные. Корреспондент «СуперОмска» побеседовал с директором Омского филиала компании «Россети Сибирь» Сергеем Моденовым о том, как энергетики справляются с новыми вызовами, ставят барьеры против коронавируса и помогают друг другу справиться с трудностями.
– Самая главная сейчас тема – коронавирус и самоизоляция. Как работает ваше предприятие в таких условиях? Все понимают, что электроэнергия должна поступать бесперебойно при любой ситуации. Кто из сотрудников омского филиала «Россети Сибирь» продолжает работать?
– Как вы правильно заметили, электроэнергия нужна всем и 24 часа в сутки. Поэтому и президент предусмотрел своим указом – предприятия непрерывного цикла производства должны продолжать свою деятельность. Конечно, таким образом, чтобы максимально оберегать здоровье своих сотрудников и не дать распространяться инфекции. Это сегодня – главное. И в компании «Россети», и в «Омскэнерго» работают оперативные штабы, которые, так сказать, держат руку на пульсе. Собираемся дважды в день, чтобы следить за обстановкой. Сверяем информацию – сколько людей на больничном, сколько из них болеют ОРВИ, какой имеется запас масок и антисептиков. Но не только. Собираем сведения о контактах наших работников и членов их семей, чтобы исключить малейшие риски. Совсем недавно прозвучала тревожная информация, вы, конечно, тоже о ней слышали. В Большереченском районе умер от коронавируса 79-летний человек. Мы сразу проверили – контактировал умерший с нашими сотрудниками или нет. Оказалось, нет. Причины такого повышенного внимания еще и в том, что на нас лежит огромная ответственность – мы обеспечиваем людей электричеством. Одно неверное решение, в том числе и в смысле профилактики коронавируса, – и регион рискует остаться без света. Сейчас неверных решений нет, могу смело заверить омичей: энергетики работают по плану, и свет в ваших домах будет.
Методы, конечно, изменились.
В тех случаях, когда это возможно, мы перевели часть персонала на работу через удаленный доступ, им для этого предоставили все необходимое. Вы и сами, наверное, заметили, как в нашем здании тихо и безлюдно. Те коллеги, которые продолжают работу здесь, в главном офисе, занимаются обработкой первичных документов. Это и подготовка информации для налоговой службы, и переписка с надзорными органами, и взаимодействие с подрядчиками и контрагентами – словом, все, без чего не обойтись.
– Меньше стало «бумажной» работы в связи с коронавирусом?
– Если судить по себе, как директоре филиала, я не вижу уменьшения. Ну а почему должно убавиться? Предприятие ведь продолжает работу в том же объеме, только немного в другом режиме.
Понятно, что люди, работающие, простите за просторечное слово, «в полях» –электромонтеры, мастера, – на «удаленке» работать не могут. Здесь – особый контроль. Энергетика вообще относится к особо опасным видам деятельности, и у нас традиционно охрана труда стоит во главе угла. Это касается и оснащения всеми средствами защиты, теперь в том числе и против коронавируса. В первую очередь, конечно, это маски, антисептики. Приобрели аппаратуру (кстати, омского производителя) для обработки производственных, складских помещений. Люди в спецкостюмах с аппаратом высокого давления проводят обработку, и на неделю этого хватает. Вы, может быть, обратили, у нас на входе стоит аппарат, который прокачивает через себя воздух и обеззараживает его. Практически все РЭС, районные электрические сети, этим оборудованием укомплектованы.
– Вам и вашим сотрудникам насколько в этих, так сказать, «удаленных» условиях стало сложнее работать?
– Безусловно, прямой и живой контакт привычнее. Наверное, пройдет время, и мы освоимся, чтобы и по времени, и по производительности делать это эффективно. Пока – немного непривычно. Однозначно говорить, что это неудобно, я бы не стал. Не думаю, что это сильно сказывается на качестве работы.
– Учитывая географию компании «Россети Сибирь», видеосовещения вряд ли вам в новинку…
– Да, может быть, нам в этом плане даже привычнее. Аппаратные совещания с генеральным директором, оперативные штабы обычно ведутся в режиме видеоконференции, поэтому здесь никаких неожиданностей нет. Да и у нас в филиале совещания с производственными отделениями проводим таким же образом. Дополнительно здесь ничего не внедрять, просто по продолжительности стало чуть больше, чем прежде.
– Оперативному персоналу тяжело приходится в таких условиях или уже в основном привыкли?
– Наверное, полностью адаптироваться к таким ситуациям невозможно, нужно просто перенести этот период, как переносим время болезни. Наши работники относятся с пониманием, и многие сами сообщают, если возникают подозрения на контакты с потенциальными носителями коронавируса. Сложившаяся в коллективе дисциплина не требует сейчас каких-то чрезвычайных мер. Можно сказать, что энергетики всегда трудятся в «экстремальном режиме», но это специфика профессии.
Возвращаясь к пресловутой проблеме коронавируса: самый свежий пример. В Черлакском РЭСе у одного из работников жена трудится в здравоохранении. Появилось подозрение на контакт с носителем коронавируса. Сотрудник поставил в известность руководство, перешел на режим самоизоляции. По внешним признакам чувствует себя хорошо, но учитывая, что коронавирусная инфекция может протекать бессимптомно, мы провели тестирование, чтобы быть спокойными.
Тестирование проводим массово. В первую очередь в Омске и Омском районе, дальше в ближайших к Омску районах, поскольку они в зоне риска. Пока все результаты тестов отрицательны.
– Инфицированных нет, а есть ли те, кто находятся на обязательном карантине?
– Есть один человек. История семейная, бытовая. У работника в Называевском районе мама приехала из Казахстана. Как человека, прибывшего из-за рубежа, ее поставили под медицинское наблюдение. Ну, а поскольку наш сотрудник с ней контактировал, то и он находится также на карантине. У обоих состояние хорошее, с ними мы на связи и готовы оказать любую помощь, будь то доставка продуктов или что-то еще.
Это касается не только тех, кто работает в «Омскэнерго» сейчас. Налажена работа с ветеранами, ведь, как мы знаем, старшее поколение особенно уязвимо перед новой болезнью. Прозваниваем всех бывших работников филиала регулярно, выходим на контакт по электронной почте – кто ею пользуется, конечно. Оказываем поддержку, в том числе и материальную. Собираем средства, изыскиваем резервы. В конце концов, участники Совета молодых специалистов помогают физически – отремонтировать окно, починить дверь. Своих не бросаем.
– А что случится с сотрудником, если, не дай Бог, появится положительный результат? Какое будет к нему отношение, не рискует ли он потерять работу?
– Тут и разговора такого нет! Мы исходим из того, что человек просто заболел, отправляем его на больничный со всем сопутствующим курсом лечения. После выздоровления вернется и продолжит работу. Подчеркну, никто от этого не застрахован, и ни в коем случае не будет отношения как к «чумному». Это болезнь, с которой нужно бороться и справляться. Правда, подчеркну, случаев таких не было.
– К ситуации с коронавирусом добавился недавний ураган. Насколько успешно с ней справилось ваше предприятие?
– Мы в этой ситуации отработали в соответствии с регламентом, в максимально короткие сроки ликвидировали все технологические нарушения. Прогноз был известен заранее, и мы подготовились, сконцентрировали персонал в нужных точках, мобилизовали все силы и средства. При необходимости несколько бригад из Алтайского края и Кузбасса готовы были выдвинуться на помощь.
Условия работы оказались сложнейшие – шквалистый ветер с сильными порывами. В этих условиях запрещено проводить восстановление электроснабжения. Но мы, подчеркну, без нарушений регламента, не дожидались, пока шторм прекратится, а приступали к работе в период, когда буря затихала или слабела. Как только появлялась возможность, поднимались на опору, соединяли провода, меняли изолятор и так далее. Тут наибольший урон нанес не сам ветер, а его последствия – сорванные крыши, обломки конструкций летели на провода. И здесь тоже был риск для персонала получить травму. Но, слава Богу, обошлось без серьезных последствий для жизни и здоровья наших работников. А они стоят на первом месте. Железо подождет, главное – люди. Оборудование можно починить, а здоровье не вернешь.
– Сложно представить, что творилось в районах, ведь там и бездорожье, и паводок…
– Безусловно, это тоже повлияло. И с дорогами, и с паводкам у нас все непросто. Там, где восстановление могло затянуться, доставляли дизель-генераторы. Вообще, у нас достаточно большой парк спецтехники. Есть два беспилотника, которые используем для осмотра линий на дефекты в удаленных районах, но при такой погоде их поднять, конечно, было невозможно. Есть и вездеходы, болотоходы, другой транспорт повышенной проходимости. Вся эта техника рассредоточена по области с учетом логистики и географических условий. Это позволяет, проще говоря, не изобретать решений в экстремальных условиях, а действовать по четкому плану.
До утра после урагана удалось почти полностью восстановить энергоснабжение, отключения не превышали двух часов к утру 8 апреля работы велись уже точечно. Хорошо сработали автоматические системы защиты, если была возможность, оборудование сразу продолжало работу. Бывает и так, что где-то нет электроэнергии, но люди сидели и молчали до вечера. Конечно, как только поступала заявка, мы выезжали и устраняли аварии, порывы линий электропередачи. В общем, делали все для того, чтобы люди не оставались без света.
– Ураган – экстраординарное событие. Но вообще это ведь привычная цикличность. Сейчас паводок, летом пойдут пожары.
– Да, это происходит в одно и то же время, плюс-минус неделя, и все планы на эти случаи у нас разработаны. По паводку могут сказать, что с каждым годом все больше и больше оборудования находится в зоне подтопления и сложного доступа.
Где-то приходится создавать условия, чтобы быстро отвести воду, где-то – поднимать оборудование на высоту из опасной зоны. Против пожара распахиваем территорию вокруг подстанций, убираем сухую траву, косим траву на территории объектов. Ну и, конечно, мы оснащены всем необходимым для защиты и ликвидации пожара. Как результат: и от пожаров, и от паводка «Омскэнерго» по большому счету застраховано. В том смысле застраховано, что – подготовились, и опасности нет. Хотелось бы, конечно, чтобы некоторые региональные службы подходили к этому с такой же ответственностью. Тогда у энергетиков было бы меньше проблем в том, чтобы обеспечить людей электричеством.
– Что бы вы, Сергей Николаевич, в этой непростой ситуации пожелали омичам?
– В первую очередь – здоровья. Терпения, выдержки в это сложное время. Оно непросто для всех, вне зависимости от статуса и занимаемой должности. Быть особенно чутким к родным и близким, обращать внимание на любые изменения, не только здоровья, а просто к колебаниям настроения. Сейчас это важно. Вирус – опасность, серьезная и внезапно прогрессирующая болезнь. Однако, помните, истории было немало эпидемий, но все они заканчивались, а человечество выживало. Тем более что есть множество гораздо более страшных болезней, и не исключено, что завтра аналитики решат: коронавирус – просто один из способов манипулировать нашим с вами сознанием. Но это не повод отказаться от всех необходимых мер защиты. В домах и на предприятиях будет свет, а для этого мы позаботились о том, чтобы работа в «Омскэнерго» была максимально безопасна. Главное – люди.
– Спасибо за интервью!