Когда коллектор стучится в дверь

Самоизоляция, возможно, и помогает преодолеть пандемию коронавируса, но многие омичи оказались, мягко говоря, в сложных условиях. Некоторые были отправлены в бессрочные отпуска, кто-то вообще лишился работы – все они потеряли заработок и средства к существованию. При этом большинство из них не входит в категории льготников, которым оказывает поддержку государство. А вот ипотеки, кредиты у них остались и долги продолжают расти. Конечно, нет безвыходных ситуаций и все рано или поздно наладится. Но не исключена и встреча с коллекторами. Об этой категории выбивателей долгов ходит масса жутких историй. Тем не менее они являются юридическими лицами и деятельность их регулируется Законодательством РФ. О том, на что имеют и не имеют права коллекторы при общении с должником, «СуперОмску» рассказала Екатерина Гоцкало, помощник прокурора Кировского округа.

Итак, работа служб по взысканию проблемной задолженности регламентирована Федеральным законодательством. Сведения о коллекторах, прошедших процедуру проверки на соответствие требованиям законодательства и включенных в государственный реестр, размещены на сайте Федеральной службы судебных приставов России. Коллекторы имеют право контактировать с должником посредством личных встреч, телефонных переговоров, телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, электронной и почтовой переписки.

Личные встречи с должником допустимы не более одного раза в неделю: с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по выходным и в праздники.

«Вести переговоры по телефону можно не более одного раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц в тех же временных рамках. Отправлять сообщения по сетям связи можно до 2 раз в сутки, 4 раз в неделю и 16 раз в месяц. Ограничений по количеству почтовых отправлений закон не содержит», – отметила Екатерина Гоцкало.

Добавим, что при взаимодействии с должником коллекторам запрещено: применять физическую силу либо угрожать ее применением, уничтожать или повреждать имущество либо угрожать этим, применять методы взаимодействия, опасные для жизни и здоровья людей. А также оказывать психологическое давление, унижать честь и достоинство человека и вводить в заблуждение относительно правовой природы и размера неисполненного обязательства.

По словам Екатерины Гоцкало, коллекторы, в отличие от судебных приставов-исполнителей, не обладают полномочиями на принудительное исполнение возврата долга и введение ограничительных мер в отношении должника, направление запросов о наличии у должника имущества и счетов в государственные органы и кредитные организации. Также они неправомочны на розыск имущества и счетов граждан, наложение на них ареста, изъятие имущества для продажи или в счет погашения долга. Коллектор не имеет права на направление документов для удержания с заработной платы денежных средств по месту работы должника и привлечение граждан к административной или уголовной ответственности.

Общаться с членами семьи, друзьями, соседями, коллегами и другими лицами он может только при согласии на это должника и отсутствии возражений со стороны этих лиц.

«Если должник не согласен с суммой долга либо с самим фактом наличия задолженности, он вправе направить письменное обращение к коллектору, который по закону обязан в 30-дневный срок рассмотреть его по существу. При недостижении соглашения следует обратиться за судебной защитой. Законом гражданину также предоставлено право направить коллектору заявление об отказе от взаимодействия либо об осуществлении его через адвоката. Реализовать данное право можно не ранее чем через 4 месяца с даты возникновения просрочки исполнения обязательства», – рассказала Екатерина Гоцкало.

Отметим, что за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов должников при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности предусмотрена административная ответственность. Если действия коллекторов содержат признаки уголовного преступления, например, вымогательства или принуждения к совершению сделки или отказу от ее совершения, может наступить уголовная ответственность.

По вопросам нарушений со стороны кредиторов и коллекторов следует обращаться в Управление Федеральной службы судебных приставов.

Если коллекторы действуют преступно – в органы полиции.

Оксана Кузнецова

Перейти на полную версию сайта