Это Любовь! Лучшие роли омички Полищук

21 мая текущего года исполняется 71 год со дня рождения актрисы театра и кино, народной артистки России, уроженки Омска Любови Полищук. Родной город знаменитой актрисы чтит ее память: здесь, на здании школы № 97, где она училась, установлена мемориальная доска. Кроме того, имя Любови Полищук носит премия, которая ежегодно присваивается одной из омских актрис за лучшую театральную роль.

И все-таки артист живет в своих работах. Поэтому для миллионов поклонников творчества нашей землячки именно роли являются самой живой памятью о ней. Ко дню рождения Любови Полищук «СуперОмск» составил свой, субъективный рейтинг ее работ в театре, кино и на телевидении. Отдавая себе отчет в том, что таких рейтингов может быть очень много, поскольку творческая жизнь любимой многими актрисы была насыщенной и плодотворной.

5-е место 

Фото: «12 стульев» (12+). Центральное телевидение. Творческое объединение «Экран». 1976 год. Режиссер – Марк Захаров.

Любовь Полищук – Танцовщица.

Роль в телевизионной экранизации романа Ильфа и Петрова была третьей работой Любови Полищук в кино и на телевидении. И входит в число самых известных за всю ее карьеру. Отчасти это удивительно. Актриса появляется на экране лишь в одном эпизоде, вставном музыкальном номере, то ли сне, то ли мечте Остапа Бендера, целиком придуманном сценаристом и режиссером картины Марком Захаровым.

Однако в течение нескольких минут бессловесного танца с исполнителем главной роли, великим Андреем Мироновым, Любовь Полищук сумела создать такой цельный и яркий образ красавицы – вамп, что стала одной из наиболее заметных героинь этого, суперзвездного по составу фильма.

Одна из режиссерских находок Захарова – в конце каждого куплета Андрей Миронов эффектно бросал свою партнершу на пол – дала впоследствии повод для слухов о том, что именно на съемках «12 стульев» Любовь Полищук получила ставшую для нее фатальной травму спины. Однако режиссер это отрицал, да и действительно это больше похоже на домыслы. А вот сам фрагмент картины с танцем Миронова и Полищук по делу считается одним из самых красивых и в то же время остроумных музыкальных эпизодов в советском кино.

 

4-е место 

Фото: «Приключения принца Флоризеля» (16 +). Ленфильм. Творческое объединение телевизионных фильмов. 1979 год (вышел на экраны в 1981). Режиссер – Евгений Татарский.

Любовь Полищук – Жаннет.

Любови Полищук везло на именитых и гениально одаренных партнеров по сцене и съемочной площадке. Одним из тех, с кем ей доводилось работать в дуэте, стал замечательный актер Олег Даль. Впервые они встретились на съемках детектива «Золотая мина», где Даль играл преступника-рецидивиста, а Полищук – его подругу.

Затем режиссер картины Евгений Татарский взялся за экранизацию повестей Роберта Льюиса Стивенсона об аристократе и борце за справедливость, принце Флоризеле, и снова пригласил поработать вместе Даля и Полищук.

При этом Любови Григорьевне опять досталась роль подруги злодея, правда в роли последнего на этот раз выступил Донатас Банионис. Даль же оказался по другую сторону баррикад, сыграв самого титулованного сыщика. И, тем не менее, их дуэт с Полищук, героиню которой Флоризель убеждает разоблачить предводителя преступной шайки, стал одним из украшений этого в целом очень красивого и атмосферного фильма.

Кстати, говорят, что жившая в Омске мама актрисы Ольга Пантелеевна очень ценила именно те работы своей дочери, где в ее образе преобладали аристократизм и стать. Она по праву считала, что Любови Григорьевне очень идут длинные в пол платья, широкополые шляпы и была убеждена, что именно для таких ролей и создана ее дочь.

 

3-е место 

Фото: «Любовь с привилегиями» (16+). Мосфильм. Творческое объединение «Экран». 1989 год. Режиссер – Владимир Кучинский.

Любовь Полищук – Ирина Николаева.

Драма о том, как пенсионер и бывший зампредсовмина СССР влюбляется на старости лет в рядовую сотрудницу ведомственного санатория, сегодня кажется, и во многом справедливо, архаичной и конъюнктурной. Слишком уж много перестроечных штампов приходится в фильме «Любовь с привилегиями» на один квадратный метр сценария.

И все же картина смотрится. Потому что большой актер может ярко проявить себя и на скромном драматургическом материале. Этот тезис полностью применим к блестящим актерам Любови Полищук и Вячеславу Тихонову, сыгравшим в фильме главные роли. Прежде всего, ради их работ это во многом устаревшее всего-то за тридцать лет кино можно включить и сегодня.

Любовь Полищук сыграла за свою не очень долгую жизнь множество ролей. В данной картине ей удалось реализовать психологические грани своего дарования. Героиня нашей землячки постоянно находится в ситуации нравственного выбора. И идущая в ее душе внутренняя борьба передана актрисой чрезвычайно убедительно.

 

2-е место 

Фото: «Тайна «Черных дроздов» (16+). Мосфильм. Третье творческое объединение. 1983 год. Режиссер – Вадим Дербенев.

Любовь Полищук – Адель Фортескью.

Экранизация классического детектива Агаты Кристи «Карман, полный ржи» у режиссера Вадима Дербенева получилась довольно вольной уже потому, что действие было перенесено из 50-х в 80-е годы. И все-таки фильм вышел довольно убедительным и производит впечатление и сегодня. Россыпь прекрасных актерских талантов и, как следствие, ярко сыгранных ролей, основная тому причина.

У Любови Полищук роль в картине не слишком большая. Но нам уже приходилось отмечать, что актриса прекрасно чувствовала себя и на длинных, и на коротких дистанциях сценария. Слегка манерная, естественно, вполне лицемерная и развратная молодая жена старого промышленного магната Фортескью, столь недолго успевшая побыть его вдовой, получилась у Любови Григорьевны очень правдоподобно типичной. И в то же время – несущей какую-то внутреннюю рану, что, наверное, уже не слишком привычно для такого рода героинь.

 

1-е место 

Фото: «А чой-то ты во фраке?» (12+). Московский театр «Школа современной пьесы». Телеканал «Культура». 1992 год. Режиссер – Иосиф Райхельгауз.

Любовь Полищук – Наталья Степановна.

В театре не так часто случается, чтобы спектакль был в равной степени любим и массовым зрителем, и зрителем-гурманом. Бард-мюзикл Дмитрия Сухарева и Сергея Никитина по шуточной пьесе Чехова в постановке Иосифа Райхельгауза стал именно такой, востребованной всеми группами публики работой. Он даже был записан для телевидения, тогда когда спрос на демонстрацию записей спектаклей был невелик.

Успех постановке обеспечили и искрометный чеховский текст, и его яркая музыкальная интерпретация, и остроумная режиссура, и, само собой, блистательное актерское трио: Алексей Петренко, Альберт Филозов и Любовь Полищук.

Любовь Григорьевна, как и ее великие партнеры по спектаклю продемонстрировала здесь незаурядное дарование характерной актрисы, присущий ей профессиональный универсализм и, конечно, умный, во многом основанный на самоиронии юмор. Юмор, свойственный людям добрым и мудрым. Таким, какой мы благодаря многочисленным ролям в кино, театре и на телевидении и помним замечательную актрису Любовь Полищук.

Перейти на полную версию сайта