В распоряжении «СуперОмска» оказался патент, выданный омскому ученому Александру Луневу – старшему преподавателю кафедры «Проектирование дорог» СибАДИ. Документ зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности 1 июня 2020 года.
Полностью название патента звучит как «Композиционная смесь для зимнего ремонта покрытий автомобильных дорог на основе золошлаковой смеси». Согласно описанию, вещество изготавливается непосредственно в месте ремонта смешением нескольких компонентов: раствора натриевого жидкого стекла, предварительно подготовленной сухой композиции из золошлаковой смеси и портландцемента. Пропорция составляет 10:70:20.
«Технический результат – снижение времени ремонта покрытий автомобильных дорог в зимних условиях, возможность проведения ремонта при температуре воздуха до минус 20 °С, увеличение прочности ремонтного материала», – говорится в описании.
Обычная асфальтобетонная смесь, утверждает автор, стоит больше и требует дорогостоящей техники для транспортировки, к тому же из-за высокой температуры опасна для рабочих. Она быстро остывает при отрицательных температурах плюс нет физической возможности заранее подготовить необходимый объем и разогреть его на месте.
Есть технология, похожая на представленную в патенте, но вместо золы и шлака там используется песок. Однако он дороже и со временем выветривается с дороги. Лунев заявляет, что его разработка позволит ремонтировать дороги при температурах до минус 20 градусов за счет присадки карбамида, препятствующего кристаллизации жидкого стекла.
«Полученный состав в течении 5-10 минут становится пригоден для заполнения дефектного участка, по прошествии которого начинается схватывание полученной смеси. В результате полного отвердения создается пригодный для проезда участок дороги, прочности которого за счет применения ЗШС из котлов с жидким шлакоудалением существенно увеличивается, а литьевой метод укладки снимает необходимость в уплотнении», – значится в документе.
Отметим, что патент Лунева как минимум не единственное предложение омичей по решению дорожной проблемы. В свое время широко обсуждался способ так называемой «вечной дороги», строительство которой предлагалось не из асфальта.