Этим вопросом задалась сегодня газета «Ведомости». Издание проанализировало причины разорения НПО «Мостовик» и других олимпийских подрядчиков.
НПО «Мостовик» 4 апреля начало процедуру самобанкротства для защиты от недружественных кредиторов. Долги с омского НПО через суд взыскивают «Сбербанк России» (18,9 млрд рублей), «Газпромбанк» (3,4 млрд рублей), «Альфа-банк» (3,3 млрд рублей).
Газета «Ведомости» отмечает, что «Мостовик» стал не единственным строительным гигантом, погоревшем на олимпийских подрядах. Процедуру банкротства начал еще один сочинский подрядчик – «Тоннельный отряд», а «Корпорация «Инжтрансстрой» объявила о ликвидации.
Издание отмечает, что у строительной отрасли в России есть общие проблемы. Главная из них: возрастание стоимости объектов в несколько раз за время строительства. Это происходит из-за плохо просчитанных проектов, которые не учитывают геологические особенности участков. При этом, например, по олимпийским объектам правительство России отказалось в полном объеме компенсировать убытки подрядчикам, даже если в проектной документации были ошибки или происходили форс-мажорные обстоятельства, которые приходилось устранять подрядчикам.
«Дело в том, что проектная документация, которая разыгрывалась в Сочи, была непроработанной, а экспертиза проектов происходила едва ли не в авральном порядке, поэтому стоимость строительства радикально отличалась от первоначальной», – ссылается газета на топ-менеджера одной из строительных компаний.
«Ведомости» отмечают, что «Мостовик» получил в Сочи контракты примерно на 70 млрд рублей, построил десяток олимпийских объектов, и ни один из них не стал прибыльным.
«Например, выиграв право на проектирование и строительство санно-бобслейной трассы за 3 млрд руб., основной владелец «Мостовика» Олег Шишов пытался согласовать с федеральными властями увеличение сметы до 12 млрд руб. Дело в том, что строителям пришлось потратиться на решение проблемы с оползнями – ведь безопасности трассы угрожают даже сантиметровые колебания, объясняет близкий к компании источник. Но власти согласились заплатить лишь 7 млрд руб», – указывает бизнес-издание.
Строительство вокзального комплекса «Альпика-сервис» потребовало увеличения инвестиций, потому что заказчик долго пересматривал проект, а потом все пришлось строить в сжатые сроки. А при строительстве тоннеля на дороге-дублере Курортного проспекта в марте 2013 года произошел обвал земли, и «Мостовику» пришлось устранять аварию.
Напомним также, что ранее Олег Шишов заявлял, что финансовые проблемы предприятия связаны с тем, что партнеры «Мостовика» не рассчитались с компанией за олимпийские стройки.