Директор УК САХО Валерий Лебединский рассказал «СуперОмску» о судьбе «Форнакса». По его мнению, к попыткам остановки завода причастна команда собственника агрохолдинга САХО Павла Скурихина, которая «берет под контроль сбытовые структуры и отсекает производство от средств, выводя финансы из оборота». Также Лебединский предполагает, что Скурихин и его подручные «вводят в заблуждение губернатора Назарова и правоохранительные органы».
Напомним, что в Омске из-за конфликта между собственниками и УК САХО могут возникнуть серьезные проблемы у крупнейшего хлебопекарного предприятия ОАО «Форнакс».
Собственник САХО Павел Скурихин обвиняет топ-менеджеров УК Вадима Григорьева, Валерия Лебединского и Ирину Долгову в выводе денег из предприятий в пользу московского предпринимателя Леонида Маевского. Свои подозрения в отношении Маевского и руководства САХО они изложили в заявлении, которое в феврале вроде бы было направлено в ОЭБ и ПК регионального УМВД. На прошлой неделе Скурихин встретился и с губернатором Омской области Виктором Назаровым для обсуждения судьбы «Форнакса».
Пока правоохранительные органы ведут проверку, ситуация находится на контроле у главы регионального минсельхоза Виталия Эрлиха. По его словам, ведомство собирается принять все возможные меры, чтобы не допустить остановки предприятия.
В этой позиции с ним солидарен и директор УК САХО Валерий Лебединский, который сообщил, что Скурихин и его команда якобы вводят в заблуждение правительство Омской области.
«Павел Скурихин сказал, что готов «прогарантировать своими активами продолжение работы Форнакса», но есть решение суда, по которому начато исполнительное производство по активам Скурихина, и это производство было приставами прекращено, так как активов Скурихина в России они не нашли. Их или нет, тогда он обманывал губернатора, или они есть, тогда он ввел в заблуждение правоохранительные органы. Отмечу, что долги САХО составляют больше 18 миллиардов рублей, а только выявленные личные поручительства Скурихина превышают сумму в 9 миллиардов рублей перед такими банками, как ВТБ, «Сбербанк России», «Россельхозбанк». Все кредиты Скурихина просрочены», – поделился своим мнением Валерий Лебединский.
По словам Лебединского, пока в конце 2013 года Скурихин не начал менять директоров «коммерческих компаний», на которые торговые сети перечисляли оплату за поставленную продукцию, хлебозаводы работали стабильно. Вмешательство «команды Скурихина» в работу хлебозаводов привело к их остановке. Схема везде была одинакова. Под контроль брали сбытовые структуры «Искитим-Хлеб», «Хлебомир», «Хлебные просторы», «Хлебные традиции» и прочие, после чего отсекали производство от оборотных средств, выводя финансы с расчетных счетов компаний.
Как сообщил Валерий Лебединский, с самого начала деятельности хлебопекарного направления САХО весь бизнес был специально разделен на три части. Компании, которые владели имуществом (производственные площади, оборудование и земля), производственные компании, которые занимались эксплуатацией активов (принимали на работу персонал, платили зарплаты), и сбытовые компании, которые получали выручку и отвечали за работу с покупателями.
«Эта система была организована при Скурихине и очень ему нравилась. Сделано это было затем, чтобы при необходимости можно было быстро сбрасывать «производственные компании», обремененные налогами и долгами, меняя их на новые и многократно переводя персонал из одной компании в другую. Я возражал против этой схемы работы, которая была задумана и поддерживалась бывшим исполнительным директором САХО Анной Петраковой и председателем совета директоров САХО Сергеем Солоусовым, но переломить ее не смог», – говорит Лебединский.
Относительно ситуации с омским «Форнаксом» генеральный директор УК САХО Валерий Лебединский отметил следующее.
«Всему виной отсутствие платежей со стороны ООО «Хлебомир» за поставленную продукцию хлебозаводу «Форнакс». И это несмотря на то что выручка на ООО «Хлебомир» от торговых сетей поступает в полном объеме. Выплачивать ее не хотят менеджеры из команды Скурихина. Долги превышают 10 миллионов рублей», – считает Лебединский.
По словам Лебединского, когда в декабре 2013 года директором компании «Хлебомир» стал ставленник Скурихина Алексей Сорокин, доход от реализации хлебобулочных и кондитерских изделий сразу перестал поступать на «Форнакс». Отметим, что «Хлебомир» является торговой структурой «Форнакса», которая и заключает договоры с торговыми предприятиями, сетями, государственными и муниципальными предприятиями и получает на свои счета выручку.
«Для того чтобы не сорвать поставку хлеба потребителям по уже заключенным договорам, компания «Форнакс» продолжала осуществлять отгрузку в адрес компании «Хлебомир» без оплаты своих услуг. Однако уже к марту 2014 года ситуация с неплатежами стала весьма серьезной: просроченная дебиторская задолженность только на начало апреля составляет больше 9,7 миллионов рублей и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению», – сказал Лебединский.
По словам гендиректора УК САХО, «Форнакс» в марте 2014 года подал заявление в Арбитражный суд Омской области по взысканию дебиторской задолженности против ООО «Хлебомир». Однако это может растянуться на значительное время.
«Но времени у завода нет. В марте 2014 года ситуация с закупками сырья приняла угрожающий характер. Благодаря своевременному вмешательству менеджеров компании, удалось своевременно обеспечить предприятие мукой и необходимыми товарно-материальными ценностями и сохранить рабочие места более чем 650 сотрудникам, а также не допустить задержек заработной платы», – объяснил ситуацию Валерий Лебединский.
По мнению Валерия Лебединского, действия команды Скурихина в случае с «Форнаксом» полностью копируют ситуацию по отношению к хлебопекарным предприятиям в Новосибирской области. По его словам, по такой же схеме было остановлено одно из крупнейших предприятий области – Искитимский хлебозавод. Аналогичная судьба постигла другое хлебопекарное предприятие – хлебозавод в городе Алатырь.
Также Валерий Лебединский рассказал СМИ, как, по его мнению, команда Скурихина осваивала кредитные средства.
«Хлебопекарное направление в САХО постоянно переживало трудные времена. Давний глобальный проект по закупке оборудования для десятков хлебозаводов производства итальянской компании Bassanina (производитель тоже принадлежал Скурихину) оказался убыточным. Так, стоимость хлебопекарного оборудования, приобретенного в 2007-2009 годах на кредитные средства, по предварительной оценке, была завышена более чем в три-пять раз», – рассказал агентству ИТАР-ТАСС Лебединский.
По словам генерального директора, каждая линия по производству батонов вместо 1,8 млн рублей покупалась в САХО за 5,5 млн рублей и так далее. А самый большой «зазор» получился при закупке упаковочной машины Carrera – здесь вместо ее «красной цены» в 700 тыс. рублей компания заплатила 10 млн рублей за каждый комплект оборудования.
Как утверждает Лебединский, стоимость 30 заказанных Скурихиным комплектов составляла больше 980 млн рублей, однако заработало по проекту не больше 10 заводов.
«Остальное оборудование до сих пор гниет под открытым небом. А многие заводы, построенные по новым проектам, работали в убыток. Например, предприятия хлебопечения, расположенные в Алатыре, Каратуне, Красном Куте, Горном, за период с 2009 по 2013 год принесли компании убыток в 50 миллионов рублей. Их строили не как бизнес-проект. Очевидно, целью было максимальное освоение кредитных средств на закупку оборудования», – предполагает Валерий Лебединский.