В Омске изобретены летательные аппараты нового поколения

Омский разработчик-изобретатель Вячеслав Котельников рассказал «СуперОмску» о двух своих уникальных разработках, которые могли бы совершить прорыв в гражданской и военной авиации. Это реактивный вертолет-беспилотник «Тень», который практически невозможно заметить в воздухе.

И реактивный вертолет «Клен», концепт которого позволяет спастись экипажу в случае повреждения лопастей несущего винта или при жесткой посадке с поврежденными двигателями или в режиме авторотации.

При этом в вертолете «Клен» и летательном аппарате «Тень» использованы детонационные реактивные двигатели и автомат перекоса «Краб», которые были разработаны и запатентованы для вертолетов этого класса.

Как рассказал «СуперОмску» Вячеслав Котельников, беспилотный вертолет «Тень» может использоваться как в военной, так и в гражданской авиации.

«Он является многоцелевым беспилотным летательным аппаратом вертикального взлета и посадки с полезной нагрузкой от 150 до 3000 килограммов, в зависимости от типоразмера, и может быть использован для перемещения грузов, тушения пожаров, доставки гуманитарной помощи, средств спасения, а также может применяться как носитель различного вооружения, боеприпасов и спецтехники. Он малозаметен, поскольку может быть выполнен на 80 % из радиопоглощающего композитного материала, а также имеет импеллер, которым капотируются двигатели и несущий винт. При этом двигатели работают на всех видах углеводородного топлива, спиртах, газе. Поэтому беспилотник и называется «Тень». При этом полезный груз у такого вертолета может быть дороже самого вертолета» - рассказал автор изобретения.

По словам Вячеслава Котельникова, вертолет при настолько низкой себестоимости даже может использоваться одноразово как мобильное подрывное устройство большой мощности, например, для разрушения ледяных заторов.

Согласно патентному описанию изобретения, технический результат «Тени» заключается «в повышении безопасности вертолета в сложных условиях эксплуатации в горах, в плотном «строю», населенном пункте, а также в увеличении КПД несущего винта и, соответственно,  в увеличении грузоподъемности, а многотопливность и экономичность силовой установки увеличивает автономность вертолета, при этом применение асинхронных поворотных килей и торсионное крепление лопастей НВ улучшают его маневренность».

Второе изобретение Вячеслава Котельникова - вертолет «Клен» может стать новым словом в авиации, и связано оно с безопасностью экипажа вертолета, особенно в экстремальных условиях эксплуатации и при ведении военных действий.

«Мой принцип по всем военным разработкам, прежде всего, безопасность человека и экипажа. Так вот «Клен» – это концепт, на котором применена и отрабатывалась система активного изменения центровки вертолета в полете, а также изменение центра тяжести в вертикальном направлении, что дает возможность спастись экипажу при повреждении лопасти и отказе силовой установки», - рассказал Вячеслав Котельников «СуперОмску».

По словам разработчика-изобретателя, вертолеты, в отличие от самолетов, имеют повышенную опасность, так как у них единственный элемент опоры – несущий винт с его втулкой, а сложность управления аппаратом не прощает ошибок. При повреждении лопасти в полете вертолет чаще всего погибает, потому что возникает огромная вибрация, и он просто начинает разрушаться в воздухе, при этом экипаж теряет сознание.

«Для того чтобы уменьшить последствия или уйти от этой проблемы, и создан концепт реактивного вертолета «Клен». Название «Клен», потому что аппарат при возникновении аварийной ситуации переводится в специальный режим полета по принципу семени клена. Его центр тяжести смещается вниз, и центр дисбаланса уходит вверх, тогда вертолет может воронкообразно опускаться в режиме авторотации, при этом момент приземления будет демпфироваться», - рассказал Вячеслав Котельников.

По словам изобретателя, многие вертолеты были потеряны только потому, что снаряд или осколок повреждал лопасти несущего винта (НВ) или из-за повреждения терялась часть фюзеляжа – возникал дисбаланс НВ или нарушалась центрова вертолета. От этого вертолет сразу становится практически неуправляемым. Падает и экипаж, потому что на парашюте оттуда не прыгнешь.

«Клен» позволяет создавать принципиально другие вертолеты. Там человек может оставить ручки управления, и вертолет будет следовать курсу. В это время можно сделать все необходимое, в том числе покинуть вертолет», - пояснил изобретатель суть концепта «СуперОмску».

Отметим, что все свои изобретения Вячеслав Котельников запатентовал и предложил соответствующим ведомствам в России. Одним из таких изобретений стал самоспасатель «Шанс». Он представляет собой контейнер в виде тубуса, в котором находится устройство, дающее возможность человеку закрепиться, и трос в противопожарной смазке. Благодаря этой разработке любой человек без специальной подготовки весом до 120 кг может покинуть горящее здание высотой от 50 до 300 м через окно. Спуск будет проходить со скоростью два метра в секунду.
Права на изобретение были выкуплены ОАЭ.

Справка

Вячеслав Иванович Котельников, ветеран ПО «Полет» (ГК «Роскосмос), руководитель Отраслевого НТЦ «Бета». Награжден медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, медалями «Ветеран труда», «Лучший изобретатель отрасли».

Оксана Кузнецова  

Перейти на полную версию сайта