Ежегодно 25 июля в России отмечается День сотрудника органов следствия Российской Федерации. В преддверии профессионального праздника мы решили встретиться с исполняющим обязанности руководителя Омского следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ Константином Барановым.
— Константин Анатольевич, если о работе традиционного следствия читатели в массе своей имеют хоть какое-то представление, то вот деятельность отдела на транспорте для многих из них загадка. Расскажите о вашей работе и отделе, о подследственности и подведомственности?
— Под юрисдикцию Омского следственного отдела на транспорте попадает вся территория Омской области и части Новосибирской, до станции Убинская Убинского района. Занимаемся мы расследованием уголовных дел и проведением доследственных проверок по преступлениям и происшествиям на объектах транспорта: на вокзалах и в аэропортах, в речных и воздушных судах и поездах, а также по преступным деяниям, которые совершили, работниками и руководителями транспортной инфраструктуры и в отношении них. В данный момент в штате нашего отдела 4 следователя и руководитель. Вот, если коротко, о нас.
— Некую ясность внесли, но, думаю, лучше всего о специфике вашей работы расскажут уголовные дела, которые расследовались отделом на транспорте. Расскажите о самых громких резонансных.
— Начну, пожалуй, с кровавого происшествия в вагоне пассажирского поезда № 95 сообщением «Барнаул – Омск». Все произошло 3 июля 2017 года. Около 13:09, буквально за 10 минут до прибытия состава на вокзал «Омск-Пассажирский», один из пассажиров, которому нам тот момент исполнилось 37 лет, нанес несколько ножевых ранений спящему на нижней полке 39-летнему попутчику.
— Потерпевший выжил?
— Да, он выжил и отделался легкими ранениями шеи и лица. От куда более печальных последствий его спасло то, что он проснулся и оказал активное сопротивление нападавшему, оттолкнул его от себя и выбежал из купе. К тому же от шума проснулись и другие пассажиры.
— Константин Анатольевич, а что с подвигло обвиняемого на столь жуткий поступок – напасть на мирно спящего человека, в поезде, днем, где много свидетелей?
— Как выяснилось в ходе следствия, обвиняемый испытывал неприязнь к имени «Александр», а нашего потерпевшего как раз так и звали. Поэтому нападавший и решил с ним расправиться. Для этого он дождался, когда мужчина уснет, спустился со своей верхней полки в купе, взял со стола складной нож и нанес не менее 4 ударов.
— Чем закончилось это дело? Какое наказание получил обвиняемый?
— Во время расследования обвиняемому провели комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в условиях стационара. Эксперты установили, что преступление он совершил в состоянии невменяемости. Потому уголовное дело в отношении него, которое было возбуждено по статье «Покушение на убийство», направили в суд с формулировкой «для применения в отношении обвиняемого лица мер медицинского характера». Суд с этой позицией согласился и отправил мужчину на принудительное лечение в закрытую психиатрическую клинику.
— В начале беседы вы упомянули, что расследуете дела и в соседней Новосибирской области. Что-то неординарное там происходило?
— На память приходит трагический случай, в результате которого из-за халатности начальника железнодорожной станции погиб сотрудник линейной полиции. Это случилось в том же 2017 году 17 ноября на станции Татарская. Около 12:53 старший сержант полиции из Линейного пункта при станции будучи при исполнении и в форменном обмундировании прибыл по вызову в вагон пассажирского поезда № 118 «Москва – Новокузнецк», для составления административного протокола на одного из пассажиров. В тот момент состав стоял на втором основном пути. Закончив сбор материала, полицейский вышел из вагона на вторую островную платформу и увидел, что по первому пути следует «товарняк».
— Константин Анатольевич, как я понимаю, островная платформа – это широкое и заасфальтированное место между путями, для безопасного ожидания, посадки и высадки из поездов?
— Все верно. Полицейский спокойно пошел по этой платформе в попутном направлении с грузовым составом. Однако в какой-то момент он поскользнулся на наледи, упал и ударился о «товарняк». Полученные травмы оказались не совместимы с жизнью, мужчина скончался в больнице.
На фото: вокзал станции Татарская/СК РФ.
— Как удалось доказать, что его смерть не просто несчастный случай?
— В ходе следствия был проведен ряд экспертиз, которые установили, что вместе падения потерпевшего была наледь и обледенелый склон в сторону железнодорожных путей. По нему и скатился сотрудник полиции. Вместе с тем было установлено, что контролировать содержание островной платформы в удовлетворительном состоянии должен был начальник станции. Однако он проявил преступную халатность и не распорядился очистить место посадки и высадки пассажиров от наледи и снега, а также удалить тот самый склон к путям. Хотя имел для этого все необходимое – штат сотрудников, технику и противогололедные реагенты. В итоге этому должностному лицу и было предъявлено обвинение по статье «Халатность, повлекшее по неосторожности смерть человека».
— Сам обвиняемый признал вину в инкриминируемых преступлениях?
— Нет, виновным он себя не признал, однако следствию удалось собрать необходимые доказательства, чтобы суд вынес обвинительный приговор. Начальнику станции назначили наказание в виде 2 лет лишения свободы условно с запретом занимать должности в организациях, которые работают в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.
— Константин Анатольевич, не могу не спросить и о делах коррупционной направленности, поскольку год от года эта тема не теряет своей актуальности.
— Есть и такие материалы, и их немало. Например, в 2019 году нашими следователями было закончено уголовное производство по делу в отношении теперь уже бывшего 27-летнего начальника пункта технического обслуживания грузовых вагонов на станции Входная эксплуатационного вагонного депо структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД». Его обвиняли в получении взяток от своих подчиненных.
Все началось с того, что фигурант этого дела создал жесткие условия работы для одного из ремонтников пункта технического обслуживания вагонов станции Входная. В итоге мужчина был вынужден дать начальнику взятку в 15 тысяч рублей. Взамен руководитель пообещал отстать от потерпевшего и посулил различные поблажки в работе.
— Помню эту историю. По-моему, в материалах этого дела это был далеко не единственный эпизод?
— Да, не единственный. Взятки бывший начальник получил от еще 26 подчиненных. Им он тоже создал неблагоприятные условия для работы и потребовал заплатить ему от 1 до 2 тысяч рублей. Те испугались последствий и в общей сложности заплатили ему порядка 29 тысяч рублей.
Дело дошло до суда. Мужчину признали виновным по всем эпизодам преступной деятельности и приговорили к 1 году исправительных работ с удержанием 5 % из заработной платы в доход государства. Помимо этого, ему запретили занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий на государственной службе, в органах местного самоуправления на 1 год.
— Константин Анатольевич, знаю, что ваши следователи довели до суда резонансный случай, который прогремел на всю страну и добрался до федеральных телеканалов. Я говорю про шокирующую историю, о том, как молодая омичка подарила свою новорожденную дочурку жительнице Санкт-Петербурга. Поделитесь какими-нибудь нюансами этого дела, которые широко не освещались.
— Действительно, это была очень громкая история, которая потрясла многих. Отправной точкой в ней стал период с 30 апреля по 9 мая 2018 года. Более точную дату и время установить так и не удалось. Тогда жительница Ленинградской области Ирина П., которая по медицинским показателям не могла родить ребенка, да и усыновить по закону не имела права, увидела в ленте социальной сети «ВКонтакте» комментарий, который оставила омичка Кристина Л. Там девушка написала, что, мол, готова отдать своего новорожденного ребенка для усыновления, так как сама якобы не имеет возможности для его воспитания. Женщины списались между собой и стали обсуждать условия будущей «сделки».
— Раз жительница из Ленинградской области не могла законно усыновить ребенка, понадобились поддельные документы?
— Так и есть. После того как омичка родила девочку, ее новая знакомая из Ленинградской области нашла в интернете информацию об оказании услуг по изготовлению медицинского свидетельства о рождении, а также скачала установленные приказом Минздравсоцразвития бланк формы корешка медицинского свидетельства о рождении к учетной форме № 103/у и бланк медицинского свидетельства о рождении учетной формы № 103/у, заполнила машинописным текстом необходимые графы, внеся в них ложные сведения, что 22 июня 2018 года в 20:35 в городе Санкт-Петербурге, у нее родилась дочь. Эти сведения она отправила по электронной почте неустановленным посредникам для изготовления поддельных документов о рождении у нее дочери.
— Документы изготовили?
— Изготовили и передали их обвиняемой у станции метро «Пролетарская» в Санкт-Петербурге. За это женщина заплатила всего 2 400 рублей. Уже 29 июня того же года она прилетела в Омск и даже побывала у омички дома. На следующий день, договорившись о дарении малышки, обе обвиняемые отправились в аэропорт. Там девочку зарегистрировали на рейс до Москвы, откуда она транзитом улетела в Санкт-Петербург. Думаю, остальную историю читатели знают. Обман вскрылся, было возбуждено уголовное дело, оно дошло до суда, где обоих подсудимых признали виновными. Что касается девочки, то ее усыновила другая семья.
От редакции: суд не стал лишать женщин свободы и приговорил жительницу Ленинградской области Ирину П., работавшую учительницей, к 1 году и 6 месяцам исправительных работ с удержанием 15 % от зарплаты, а Кристина Л. получила штраф в 24 тысячи рублей с рассрочкой – по 2 тысячи рублей в месяц. Позже омичку еще и лишили родительских прав.
Что ж, Константин Анатольевич, повествование о вашем отделе, пожалуй, будет неполным без рассказа о его руководстве. Как давно вы в следствии и почему вы следователь?
— В следствии я с 2010 года. Тогда в возрасте 28 дет я был назначен следователем Калачинского межрайоного следственного отдела следственного управления Следственного комитета еще при прокуратуре РФ по Омской области. Почему следователь? Потому что меня всегда манила и привлекала именно следственная работа. Хотелось самому выезжать на места происшествий, проводить осмотры, по крупицам собирать улики и восстанавливать картину произошедшего, использовать самые новые возможности криминалистической техники. Ну и, конечно же, находить и устанавливать лиц, причастных к тем или иным преступлениям, чтобы они понесли заслуженное наказание. Как-то так.
Таким мы и увидели Омский следственный отдел Западно-Сибирского СУ на транспорте.