По всей видимости, тот компромиссный вариант расстановки площадок накопления ТКО аукнулся настоящей подставой для муниципальных образований области.
Тогда на старте реформы было принято решение об отказе от помешочного сбора мусора. Данный способ практиковался в частном секторе районов области и города Омска. Люди выставляли пакеты с мусором у своих дворов, а позже их собирала специальная машина.
Метод имел нюанс: помимо негативного эстетического вида от разбросанного по обочинам мусора, на целлофан посягали и собаки, покушаясь на содержимое пакетов. Появлялись и стихийные свалки из-за отсутствия общего места накопления, отвечать за которые приходилось муниципалитетам, что выливалось в штрафы на тех же глав поселений. Отходы в итоге вывозили за госсчет.
Помешочный сбор противоречил нормам, посему в рамках «мусорной реформы» принято решение о создании сети мест накопления отходов.
За организацию площадок накопления отвечали власти, но, в силу, судя по всему, дефицита средств принято компромиссное решение в организации – в среднем по одной площадке в населенном пункте. Зачастую их ставили на выезде из села или в равном удалении от домохозяйств. Средства выделялись из региональной казны. О нехватке денег для полного охвата площадками ТКО указывали и главы районов Омской области на встрече в феврале 2019 года.
Впрочем, озвученные жалобы на ход вещей, видимо, не отразились, и места накопления расставили по первоначальному плану, что вновь обрекло муниципалитеты под удар из-за жалоб тех, кому теперь предстояло пройти более сотни метров, чтобы выбросить мусор.
По информации «СуперОмска», в первой половине 2020 года Государственная жилищная инспекция провела массовую проверку в отношении муниципалитетов на соблюдение ими «правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Визит ревизоров отразился в многочисленных актах о нарушениях. Вот пример.
«Юридическим лицом не в полной мере организованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов жилых домов в Тевризском муниципальном районе Омской области, в соответствии с нормативными требованиями законодательства. В настоящее время оборудовано 28 мест (площадок), необходимо еще 180 мест (площадок)», – говорится в акте о проведении проверки со сроком исполнения предписания до 3 марта 2021 года.
В Нижнеомском районе Госжилинспекция обошлась общими замечаниями.
«Организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов жилых домов, расположенных в Нижнеомском муниципальном районе Омской области в соответствии с нормативными требованиями», – прописано в документе со сроком исполнения до 31 августа 2021 года.
В Таврическом районе проверена расстановка площадок у ряда домов в населенных пунктах: Веселые Рощи, Харламово, Новоуральский.
«Организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов жилых домов, расположенных в Нижнеомском муниципальном районе Омской области, в соответствии с нормативными требованиями», – отмечается в выводах со сроком исполнения предписания до 31 августа 2021 года.
Не позавидуешь и более крупным муниципальным образованиям, таким как Калачинский район. С конца 2019 года на территории прошло несколько проверок.
«По ул. Почтовой, дом 22в, с. Ивановка Калачинского района Омской области площадка для сбора и временного хранения расположена на расстоянии 119 метров; по ул. Заводская, дом 3 – 161 метр; по ул. Заводская, дом 12 – 402 метра; по ул. Новая, дом 3 – 321 метр; по ул. Новая, дом 9 – 386 метров; по ул. Зеленая, дом 3 – 672 метра; по ул. Зеленая, дом 37 – 855 метров; по ул. Октябрьская, дом 48 – 526 метров; по ул. Октябрьская, дом 66 – 714 метров; по ул. Октябрьская, дом 105 – 783 метра; по ул. Садовая, дом 40 – 478 метров; по ул. Садовая дом 52 - 574 метра; по ул. Садовая дом 56 - 592 метра; по ул. Пролетарская дом 4 - 672 метра; по ул. Пролетарская дом 8 - 731 метр; по ул. Пролетарская дом 13 - 501 метр; по ул. Пролетарская дом 15 - 528 метров; по ул. Железнодорожная дом 7 - 676 метров; по ул. Железнодорожная дом 11 - 736 метров; по ул. Железнодорожная дом 15 - 841 метр; по ул. Железнодорожная дом 31 - 1330 метров; по ул. Рабочая дом 20 - 579 метров; по ул. Рабочая дом 30 - 600 метров; по ул. Рабочая дом 56 - 838 метров; по ул. Рабочая дом 65 - 740 метров; по ул. Рабочая дом 69 - 763 метра», – заявляется акте надзорной деятельности, проходившей с октября по ноябрь 2019 года.
В повторной проверке, состоявшейся весной 2020 года, заявляется, что предписание по площадкам ТКО не исполнено. И уже в июле специалисты Госжилинспекция занялись деревней Новое Село.
«Юридическим лицом не организовано место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов жилого дома № 38-2 по ул. Лесная (расстояние до ближайшего места для сбора ТКО находится в 311 метрах), жилого дома № 37-1 по ул. Лесная (расстояние до ближайшего места для сбора ТКО находится в 248 метрах), жилого дома № 37-2 по ул. Лесная (расстояние до ближайшего места для сбора ТКО находится в 248 метрах), жилого дома № 36-1 по ул. Лесная (расстояние до ближайшего места для сбора ТКО находится в 249 метрах), жилого дома № 47-1 по ул. Лесная (расстояние до ближайшего места для сбора ТКО находится в 435 метрах) жилого дома № 43-1 по ул. Лесная (расстояние до ближайшего места для сбора ТКО находится в 372 метрах), жилого дома № 34-1 по ул. Лесная (расстояние до ближайшего места для сбора ТКО находится в 214 метрах) в д. Новое Село Калачинского муниципального района Омской области, в соответствии с нормативными требованиями», – говорится в акте от 29 июля, со сроком исполнения до 29 июля 2021 года.
В Тарском районе жаловались из села Максима Горького.
«Юридическим лицом не организовано место (площадка) накопления твердых комму-нальных отходов жилых домов: Максима Горького п, Новая 3-я ул, д. 11, Семена Бензика ул, д. 27, Новая 3-я ул, д. 8, Орсовская ул, д. 9, Новая 3-я ул, д. 5, Новая 3-я ул, д. 12, корп. 2, Новая 2-я ул, д. 13, Фермерская ул, д. 17, корп. 2, Лесной пер, д. 2, Новая 4-я ул, д. 4, Конторская ул, д. 2, Новая 3-я ул, д. 2, Новая 3-я ул, д. 14, Фермерская ул, д. 9, Новая 5-я ул, д. 9, Новая 4-я ул, д. 2, Конторская ул, д. 27, корп. 2, Новая 4-я ул, д. 11 в соответствии с нормативными требованиями (ближайшая мусоросборная площадка расположена на расстоянии примерно 660 метров от дома 11 по ул. 3-я Новая, 262 метра от дома 27 по ул. Семена Бензика, 600 метров от дома 8 по ул. 3-я Новая, 220 метров от дома 9 по ул. Орловская, 500 метров от дома 5 по ул. 3-я Новая, 700 метров от дома 12 корп. 2 по ул. 3-я Новая, 530 метров от дома 13 по ул. 2-я Новая, 650 метров от дома 17 по ул. Фермерская, 200 метров от дома 2 по пер. Лесной, 660 метров от дома 11 по ул. 3-я Новая, 630 метров от дома 4 по ул. 4-я Новая, 290 метров от дома 2 по ул. Конторская, 450 метров от дома 2 по ул. 3-я Новая, 730 метров от дома 14 по ул. 3-я Новая, 450 метров от дома 9 по ул. Фермерская, 630 метров от дома 9 по ул. 5-я Новая, 580 метров от дома № 2 по ул. 4-я Новая, 200 метров от дома № 27 корп. 2 по ул. Конторская, 770 метров от дома № 11 по ул. 4-я Новая)», - отмечается в документах со сроком исправления замечаний до 7 августа 2020 года.
Из-за удаленности мусорного контейнера выписывали предписание и администрации города Омска.
В июле 2020 года с исками в Арбитражный суд об оспаривании решения Госжилинспекции, судя по публичной картотеке, обратились администрации Саргатского и Кормиловского районов.
Активную тяжбу ведет Черлакский район. Муниципалитет требует аннулировать претензии к длинной расстановке баков, но суд встает на сторону ответчика, ссылаясь на действующие нормы.
«Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Аналогичные правила также предусмотрены «СанПиН 42- 128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. (пункт 2.2.3)», – говорится в резолютивной части решения Арбитражного суда по делу №А46-6211/2020 от 20 июля 2020 года.
Позиция суда по другим искам пока неизвестна, но уже сейчас понятно, что действующее решение по организации мест накопления ТКО катализировало ком новых мусорных проблем, тяжесть которого легла на плечи муниципалитета и населения, ставшего заложником длинных расстояний до баков. При этом сейчас сложно выработать решение в рамках действующего законодательства. Дело в том, что норма «до 100 метров» актуальна для многоэтажной застройки. Частный сектор же растянут и баки у каждого дома не поставишь, так как вряд ли кто-то захочет жить по соседству с местом накопления мусора. Такие места хотят видеть в другом месте, но недалеко от своего подворья.
А если все же удастся организовать подворовой сбор мусора, то жильцам за это придется платить едва ли не в два раза больше по сравнению с нынешним тарифом.
Частично сгладить проблему может изменение в законодательстве, но подобных инициатив пока что не наблюдается, видимо, в силу потенциальной непопулярности решения у населения. Возможно, с накоплением прецедентов на местах что-то и изменится.
Сейчас муниципалитеты живут в безвыходной ситуации конфликтной среды из-за нерешенных проблем и, по всей вероятности, невозможности их решить. Действующая ситуация бьет и по региональному оператору, так как в глазах населения все связанное с мусором связывается именно с ним. Хотя задача регоператора – вывоз, а организация мест накопления находятся в зоне ответственности власти.