Несмотря на бешеный успех «Сталинграда» и «Вия» и растущий интерес зрителя к отечественному кино, аналитики утверждают, что с коммерческой точки зрения съемка фильмов в России – это деньги на ветер. Из почти сотни российских картин, вышедших на большой экран в прошлом году, прибыль своим продюсерам принесли только 8.
С момента выхода на большой экран фильма «Сталинград» в СМИ все чаще звучат слова о том, что российское кино сейчас находится на небывалом подъеме. И в качестве доказательства наступления киноренессанса можно привести не только цифры кассовых сборов российских кинохитов. Так, по данным газеты «Ведомости», в 2013 году новинки российского кинопрома посмотрел каждый шестой зритель в стране – это вдвое больше, чем годом ранее.
Но есть и еще одна составляющая успеха – коммерческая окупаемость. И здесь, как оказалось, все не так гладко. Как подсчитал РБК-daily, из 90 отечественных картин, вышедших в прокат в прошлом году, прибыль своим продюсерам принесли только 8. И даже «Сталинград» Федора Бондарчука, больше которого в российском кинопрокате набрали только «Аватар» и четвертая часть «Пиратов Карибского моря», затрат своих создателей так и не оправдал. Во всяком случае, такие данные озвучивают аналитики Movie Reasearch.
Как утверждают специалисты Movie Research, создатели фильмов, как правило, получают 43-45% сборов картины. Ровно половина достается киносетям, а еще 5-7% – дистрибьютору. Согласно этой схеме, самым успешным для продюсеров в прошлом году оказалась очередная новогодняя франшиза студии Bazelevs Тимура Бекмамбетова – «Елки-3». При довольно скромном производственном бюджете в 150 млн руб. картина собрала в прокате почти 1,243 млрд руб. То есть чистая прибыль продюсера составила 378,23 млн.
По мнению исполнительного директора Movie Research Александра Лужина, высокобюджетные отечественные фильмы практически не имеют возможности стать коммерчески успешными для своих продюсеров – обычно прибыльными становятся те фильмы, затраты на производство которых не превышают 200 млн руб. За последние пять лет из этого правила было только два исключения — «Легенда № 17» и «Высоцкий. Спасибо, что живой», поясняет Лужин.